Один в музее. Музей Императорского серебра
Как же найти этот музей туристам, которые в первый раз оказались в Хофбурге? Ведь дворец совсем не маленький. Итак, мы должны оказаться между Швейцарским двором и Амалиенбургом. Именно здесь пролегает так называемый Леопольдинский тракт. Тут находится резиденция президента Австрии. Но нам к нему не нужно. *улыбка*. Мы отправляемся в огромные бывшие винные королевские погреба.
Музей Императорского серебра и фарфора стоит того, чтобы на него уделить час - другой. Здесь можно взять аудиогид на русском языке, который очень подробно, очень дотошно рассказывает про экспонаты. И я так думаю, что для себя вы откроете что-то новое и интересное.
Но, при этом стоит понимать, что какую-то информацию реально интересно послушать, о каких-то экспонатах рассказывают долго и нудно, тогда я переключала аудиогид на новый ролик и быстро переходила к другому стенду. Вообще, правильно музей называется так - Музей Имперского Серебра, но, часто его называют просто – Музей посуды или даже Серебряная палата.
Великолепная коллекция собиралась с 15 века, но таких старых экземпляров осталось очень мало. Вся эта посуда, выставленная в многочисленных витринах, реально была частью жизни императорского двора Габсбургов.
Королевские столы сервировали серебряной и серебряной, покрытой золотом посудой.
Сейчас в некоторых витринах мы можем видеть сервировку 18-19 веков. Тут даже салфетки сложены как-то по-особенному.
Уже после посещения музея, я нашла информацию о красивых фигурках из льняных салфеток. Из них сложены очень красивые лебеди, рыбки, паруса, какие-то замки и много других фигурок. Говорят, это называется Императорский стиль и секрет складывания салфеток передается из уст в уста, и сейчас только два человека во всей Австрии умеют таким образом обращаться с льняным куском ткани… До сих пор на правительственных приемах во дворце Хофбург салфетки складывают таким образом.
Часть предметов из императорских сервизов, была продана после того, как Австрия стала Республикой, но и для музея сохранилось достаточно. Первая коллекция была выставлена в 1923 году, в комнате, которая раньше называлась Комнатой серебра. В девяностых годах прошлого века отремонтировали прилегающие комнаты, и музей существенно расширился.
Попадаются настолько красивые сервизы, что ты не понимаешь – как из такой красоты можно было кушать?
Кстати, в этом музее можно свободно фотографировать и снимать на видео.
В отдельном зале представлено много кухонной утвари. Мне было реально интересно рассматривать все эти формочки из меди и латуни для кексов, пирожных и тд.
Народа в тесных комнатах музея много, иногда реально туристы толкались рюкзаками.
И вот и Императорский ночной горшок. *улыбка*. Рядом с ним находится одна из самых больших коллекций посуды в Европе, покрытой золотом.
А вот столовое серебро, как мне показалось, выполнено довольно грубо. Ложки и вилки будто пришли в этот музей из раскопок времен Древнего Рима. *улыбка*.
Церемонии принятия пищи в императорском доме Австро-Венгрии, уделяли большое внимание. Это была реально очень долгая процедура. Прослушав информацию о церомониале, я подумала – как же можно было столько кушать? Даже если брать по кусочку всего, то… И так, что же нам рассказал аудиогид.
В семнадцатом веке за обедом на главный императорскиц стол подавались около 30 самых разнообразных блюд.
На ужин предлагалось еды чуть меньше. Всего-то 28 наименований.
В восемнадцатом веке, когда Австро- Венгрией правила императрица Мария Терезия, количество подаваемой еды чуть-чуть сократили. Но, теперь большее значение уделяли булочкам, сладким блюдам и разнообразным десертам.
Император Йозеф Второй в начале 19 века решил существенно урезать расходы. Поэтому на обед теперь подавали «всего» 15 блюд. Интересно, что в те годы закуски состояли в основном из устриц. Дальше на стол выставляли рыбу, пироги, супы, разнообразные блюда из говядины, жареную птицу. Ни один обед ни обходился без жаркого, салатов и крупно порезанных овощей. Затем наступало время сладких блюд и десертов.
Ужины стали выглядеть совсем бедно. 8 блюд и ни блюдом больше!
Император Франц Иозеф, тот самый, который был мужем великолепной Сиси, приказал на обед подавать только тринадцать блюд. И обед должен был длиться не более 45 минут.
Сам император вставал из-за стола на сорок второй минуте. И после этого, никто из сидящих за столом, уже не мог притронуться к еде. Все недоеденное отправлялось на кухню. Доедали слуги и повара. Еды хватало всем.
Бывало так, что император обедал в одиночестве. Тогда его рацион состоял лишь из булочки и стакана кефира.
Из путеводителя – «… организация процесса питания в Хофбурге была очень четкой. Работали несколько служб, которые отвечали за приготовление пищи. Была служба контроля вин, служба для сервировки стола. Во дворце работали специальные люди, которые следили за освещением и обогревом комнат.
Главным распорядителем во времена императрицы Сиси был лорд Стюарт. Казалось, что под его контролем находится все - хранилище провизии, кухня, кондитерская, винный погреб, серебряная и столовая палаты, хранилище столового белья, осветительная, хранилище дров и угля. Каждое отделение вело строгий учет средств, всё записывалось – сколько потрачено денег и каждый год проводилась тщательная ревизия.»
В музее выставлено очень много красивых ваз. Некоторые вазы хотелось разглядывать долго и внимательно. Очень уж тонкая и интересная работа. Вообще, японский бело- синий фарфор считался настоящим сокровищем.
Если внимательно слушать аудиогида в каждой комнате, реально можно провести в музее часа два. Но, мне так кажется, лучше это время потратить на Музей Сиси.
Рядом с тонким фарфором, стоит корыто. *улыбка*. Как я поняла из речи аудигида, раз в неделю в Чистый четверг, во дворец приглашали немощных стариков и старух. Им мыли ноги в этом корыте, кормили - поили и дарили кружку с вином и давали с собой в дорогу много вкусной еды.
Император и императрица лично (!!!) должны были вымыть ноги двенадцати старикам. Потому что именно так делал когда-то Иисус Христос. Император, преклонив колено, омывал и вытирал ноги старикам, затем каждому из них на шее вешал кошель с тридцатью серебряными монетами. Кроме всего этого, бедняки получали большую серебряную чашу, на которой были выгравированы двуглавый орел и год совершения обряда.
Весь этот обряд меня очень сильно поразил.
Толстым стеклом от посетителей отгорожена дорогая и шикарная коллекция посуды. Посуда явно из разряда - дороХо, боХато, вычурно...
Мне кажется, это главный сервиз коллекции. Он называется «Гранд Вермель». Говорят, что он является одним из самых больших в мире. Посуды хватит, чтобы накормить на 140 важных персон. Состоит«Гранд Вермель»т из 4500 предметов и весит более тонны! Поэтому для такого сервиза была выдеоена целая комната музея.
Сервиз изготовлен из позолоченного серебра. А сама техника золочения серебряных изделий была изобретена вовсе не в Австрии. Авторы такой техники французы. И она пришла к нам из восемнадцатого века . Позолота наносилась путем огневого позолочения. Талантливые ювелиры часто слепли из-за использования ртути в этом процессе…
Да и сам сервиз то вовсе не австрийский. Он французский. Он был заказан в 1808 году, Евгением Богорне, для миланского двора. Его украшали гербы Наполеона. А потом армия Наполеона пала и сервиз перешел во владение императорской семьи Австро - Венгров.
И вот я дошла до витрины, у которой просто застыли десятки посетителей.
Мы все увидели нечто… Это «нечто» носит название Миланский Пладеменаж. Смотрите, и тут опять Милан!
Случилось так, что австрийского императора Фердинанда Первого провозгласили королем Ломбардии и Венеции. Случилось это в 1838 году. И вот, по случаю коронования, был заказан грандиозный пладеменаж, который представляет собой самый обширный декоративный ансамбль.
Перед нами стоят сложенные в ряд фигурные зеркальные подносы. На них ставились многочисленные менажницы, канделябры и фигуры, пышные букеты шикарных цветов, огромные композиции из фруктов и сладостей.
Длина этих подносов – тридцать (!!!) метров.
Из путеводителя – «…разнообразие античных образов в предметах пладеменажа объясняется тем, что согласно широко распространенной со времен барокко традиции, в убранстве стола, в зависимости от случая, по которому устраивалось застолье, преобладали мотивы античных богов, темы военного искусства или любви.»
Это был финальный аккорд. После Миланского Пладеменажа все увиденное мной ранее, кажется чем-то примитивным… Наверное, поэтому эта композиция и венчает наш просмотр…
Свидетельство о публикации №219042801457