Один в музее. Музей Императорского серебра

Вена. Дворец Хофбург. Музей Императорского серебра и фарфора.

Как же найти этот музей туристам, которые в первый раз оказались в Хофбурге? Ведь дворец  совсем не маленький. Итак, мы должны оказаться между Швейцарским двором и Амалиенбургом. Именно здесь  пролегает так называемый Леопольдинский тракт. Тут находится  резиденция президента Австрии. Но нам к нему не нужно. *улыбка*.  Мы отправляемся в  огромные бывшие винные королевские погреба.

Музей Императорского серебра и фарфора  стоит того, чтобы на него уделить час - другой. Здесь  можно взять аудиогид на русском языке, который очень подробно, очень дотошно рассказывает про экспонаты. И я так думаю, что для себя вы откроете что-то новое и интересное. 

Но, при этом стоит понимать, что какую-то информацию реально интересно послушать, о каких-то экспонатах  рассказывают долго и нудно, тогда я переключала аудиогид на новый ролик  и  быстро переходила к другому стенду. Вообще, правильно музей называется так - Музей Имперского Серебра, но, часто его называют просто – Музей посуды или даже Серебряная палата.

Великолепная коллекция собиралась с 15 века, но таких старых экземпляров  осталось очень мало. Вся эта посуда, выставленная в многочисленных витринах, реально была частью жизни императорского двора Габсбургов.

Королевские столы сервировали серебряной и серебряной, покрытой золотом посудой. 
Сейчас в некоторых витринах мы можем видеть сервировку 18-19 веков. Тут даже салфетки сложены как-то по-особенному.
 
Уже после посещения музея, я нашла информацию о красивых фигурках из льняных салфеток. Из них  сложены очень красивые  лебеди, рыбки, паруса, какие-то замки и много других фигурок. Говорят, это называется Императорский стиль и секрет складывания салфеток передается из уст в уста,  и сейчас только два человека во всей Австрии умеют таким образом обращаться с льняным куском ткани… До сих пор на правительственных приемах во дворце  Хофбург салфетки складывают таким образом.

Часть предметов из императорских сервизов, была продана после того, как Австрия стала Республикой, но и для музея сохранилось достаточно.  Первая коллекция была выставлена в 1923 году, в комнате, которая раньше называлась Комнатой серебра. В девяностых годах прошлого века отремонтировали прилегающие комнаты, и музей существенно расширился.

Попадаются настолько красивые сервизы, что ты не понимаешь – как из такой красоты можно было кушать?

Кстати, в этом музее можно свободно фотографировать и снимать на видео.
В отдельном зале представлено много кухонной утвари. Мне было реально интересно рассматривать  все эти формочки из меди и латуни для кексов, пирожных и тд.
Народа в тесных комнатах музея много, иногда реально туристы толкались рюкзаками.

И вот и Императорский ночной горшок. *улыбка*.  Рядом с ним  находится одна из самых больших коллекций посуды в Европе, покрытой золотом.

А вот столовое серебро, как мне показалось, выполнено довольно грубо. Ложки и вилки будто пришли в этот музей из раскопок времен Древнего Рима. *улыбка*.
Церемонии принятия пищи в императорском доме Австро-Венгрии, уделяли большое внимание. Это была реально очень долгая процедура.  Прослушав информацию о церомониале, я подумала – как же можно было столько кушать? Даже если брать по кусочку всего, то… И так, что же нам рассказал аудиогид.

В семнадцатом веке за обедом на главный императорскиц стол подавались около 30 самых разнообразных блюд. 

На ужин предлагалось еды чуть меньше. Всего-то 28 наименований.

В восемнадцатом веке, когда Австро- Венгрией правила  императрица Мария Терезия, количество подаваемой еды чуть-чуть сократили.  Но, теперь  большее значение уделяли булочкам, сладким блюдам и разнообразным десертам.

Император Йозеф Второй в начале 19 века решил существенно урезать расходы. Поэтому на обед теперь подавали «всего» 15 блюд. Интересно, что в те годы закуски состояли в основном из устриц. Дальше на стол выставляли рыбу, пироги, супы, разнообразные блюда из говядины, жареную птицу. Ни один обед ни обходился без жаркого, салатов и крупно порезанных овощей. Затем наступало время сладких блюд и десертов.

Ужины стали выглядеть совсем бедно. 8 блюд и ни блюдом больше!
Император Франц Иозеф,  тот самый, который был мужем великолепной Сиси, приказал на обед подавать только тринадцать блюд. И обед должен был длиться не более 45 минут.

Сам император вставал из-за стола на сорок второй минуте. И после этого, никто из сидящих за столом, уже не мог притронуться к еде. Все недоеденное отправлялось на кухню. Доедали слуги и повара. Еды хватало всем.

Бывало так,  что император обедал в одиночестве.  Тогда  его рацион состоял лишь из булочки и стакана кефира.

Из путеводителя – «… организация процесса питания в Хофбурге  была очень четкой.  Работали  несколько служб, которые отвечали за приготовление пищи. Была служба  контроля вин, служба для сервировки стола. Во дворце работали специальные люди, которые следили за освещением и обогревом комнат.

Главным распорядителем во времена императрицы Сиси был лорд Стюарт. Казалось, что под его контролем находится все -  хранилище провизии, кухня, кондитерская, винный погреб, серебряная и столовая палаты, хранилище столового белья, осветительная, хранилище дров и угля. Каждое отделение вело строгий учет средств, всё записывалось – сколько потрачено денег и каждый год проводилась тщательная ревизия.»

В музее выставлено очень много красивых ваз.  Некоторые вазы хотелось разглядывать долго и внимательно. Очень уж тонкая и интересная работа. Вообще,  японский бело- синий фарфор считался настоящим сокровищем.

Если внимательно слушать аудиогида в каждой комнате, реально можно провести в музее часа два. Но, мне так кажется, лучше это время потратить на Музей Сиси.
Рядом с тонким фарфором,  стоит  корыто. *улыбка*.  Как я поняла из речи аудигида, раз в неделю в Чистый четверг,   во дворец приглашали немощных стариков и старух. Им мыли ноги в этом корыте, кормили - поили и дарили кружку с вином и давали с собой в дорогу много вкусной еды.
 
Император и императрица лично (!!!) должны были вымыть ноги двенадцати старикам. Потому что именно так делал когда-то Иисус Христос.  Император, преклонив колено, омывал и вытирал ноги старикам, затем каждому из них на шее вешал кошель с тридцатью серебряными монетами.  Кроме всего этого, бедняки получали большую серебряную чашу, на которой были выгравированы двуглавый орел и год совершения обряда.

Весь этот обряд меня очень сильно поразил.


Толстым стеклом от посетителей отгорожена  дорогая и шикарная коллекция посуды.   Посуда явно из разряда - дороХо, боХато, вычурно...

Мне кажется,  это главный сервиз коллекции. Он называется «Гранд Вермель». Говорят, что он является одним из самых больших в мире. Посуды хватит, чтобы накормить  на 140 важных  персон.  Состоит«Гранд Вермель»т   из 4500 предметов и весит более тонны! Поэтому для такого сервиза была выдеоена целая комната музея.
Сервиз изготовлен  из позолоченного серебра. А сама техника золочения серебряных изделий была изобретена вовсе не в Австрии.  Авторы такой техники французы. И она пришла к нам  из  восемнадцатого  века . Позолота наносилась путем огневого позолочения.  Талантливые  ювелиры часто слепли из-за использования ртути в этом процессе…

Да и сам сервиз то вовсе не австрийский. Он французский.  Он был  заказан в 1808 году, Евгением Богорне, для миланского двора. Его украшали гербы Наполеона. А потом армия Наполеона пала и сервиз перешел во владение императорской семьи Австро - Венгров.

И вот я дошла до витрины, у которой просто застыли десятки посетителей.
Мы все увидели нечто… Это «нечто» носит название  Миланский Пладеменаж. Смотрите, и тут опять Милан!

Случилось так, что австрийского императора Фердинанда Первого провозгласили королем Ломбардии и Венеции. Случилось это  в 1838 году. И вот,  по случаю коронования,  был заказан грандиозный пладеменаж,  который представляет собой самый обширный декоративный ансамбль.

Перед нами стоят сложенные в ряд фигурные зеркальные подносы.  На них ставились многочисленные менажницы, канделябры и фигуры, пышные букеты шикарных цветов, огромные композиции из фруктов и сладостей.

Длина этих подносов – тридцать (!!!) метров.

Из путеводителя – «…разнообразие античных образов в предметах пладеменажа объясняется тем, что согласно широко распространенной со времен барокко традиции, в убранстве стола, в зависимости от случая, по которому устраивалось застолье, преобладали мотивы античных богов, темы военного искусства или любви.»
Это был финальный аккорд. После Миланского Пладеменажа все увиденное мной ранее, кажется чем-то примитивным… Наверное, поэтому эта композиция и венчает наш просмотр…


Рецензии