Соседи

Это неправда, что садоводы и огородники меньше страдают от стрессов и живут дольше других людей. Я понял это, когда мы с женой, тогда еще совсем молодые и бездетные, купили дачный участок в ближнем Подмосковье. Земельки маловато, зато добираться недолго, рядом речка, поле, где в то время ещё паслись коровы, и соседи хорошие. Их совсем не видно за глухими заборами.

Только с одной стороны нашего участка - ржавая рабица, за которой такой же, как у нас суглинистый пятачок с небольшим сборно-щитовым домиком и огородом, средней степени ухоженности. На этой сцене соседи-пенсионеры регулярно развлекают нас одной и той же трагикомедией.

В первом акте появляется тощий Олег Сергеевич, бывший учитель физики. Он гремит ключами у калитки и что-то напевает. Потом медленно идет по дорожке к дому, останавливаясь, чтобы аккуратно подвинуть в сторону плети огурцов или подпереть ветку яблони. Увидит меня с супругой и остановится поговорить. Потом наденет весёленькие клетчатые шорты, белую кепку с пластмассовым козырьком, каких теперь не найти даже на блошином рынке и сразу становится похож на пионера из сказки, которого злой волшебник превратил в старичка, за то, что тот зря тратил своё время и вообще плохо себя вел. Словно добавляя красок в картину, этот плохиш закуривает папиросу и не спеша, с аппетитом дымит и любуется огородом перед тем, как заземлиться где-то в грядках.
      
Второй акт начинается часа через два с приездом его супруги Людмилы Николаевны. Она медленно идет по той же дорожке, растерянно оглядывается по сторонам,  вздыхает, и, наконец, начинает громко стонать: «Что он наделал?! Боже мой! Всю редиску выдернул! А где горох? Я же сюда горох сажала. Олежек! Стой! Что ты там делаешь? Прекрати немедленно!»

Олег Сергеевич таращится на неё из кустов смородины и что-то шипит в ответ, с беспокойством поглядывая в нашу сторону. Начинается перебранка и нам уже слышны его отдельные реплики: «что опять не так», «замолчи, говорю тебе» и «оставь меня в покое, наконец».

Но супругу не остановить. Начинается третий акт. Отругав без всякого стеснения своего мужа, она начинает гонять его с места на место, задаёт работу, указывает, что и как делать, тут же критикует и требует всё переделывать. Олег Сергеевич спорит и пытается что-то доказывать, потом уже чуть не плача только огрызается и даже не косится в нашу сторону.

Наконец наступает развязка - нервы мужа не выдерживают. Он орёт на жену  и замахивается на неё лопатой или молотком. В этот момент у нас перехватывает дыхание, но трагедии никогда не случается. Олег Сергеевич отбрасывает в сторону инструмент, натурально плюёт в свою супругу и один уезжает в город.

Развязка получается не всегда. Бывает, что оба выдыхаются в третьем акте и на время примиряются, но это скорее исключение, чем правило.

Оставшись одна, Людмила Николаевна еще долго вздыхает и, извиняясь за шум и беспокойство, через забор жалуется моей супруге на своего непутевого мужа.
Время от времени она зовет помочь по хозяйству какого-нибудь гастарбайтера из числа азиатов, которые летом бродят по нашему садовому товариществу в поисках работы. Но и тот, потрудившись полчаса под её руководством, начинает чем-то жалобно возмущаться и дезертирует.

Как же эти супруги вместе живут? Одним погожим днём мне удалось задать соседу этот вопрос.

Осенью, когда в огороде больше всего работы, я иногда приезжаю на дачу один, чтобы потрудиться в охотку, пожечь костер, спокойно выпить в тишине на природе, без косых взглядов и лишних комментариев со стороны жены. А потом забраться на второй этаж, укрыться двумя одеялами и, перед тем, как уснуть смотреть сквозь окно на звезды.

В один из таких дней я застал Олега Сергеевича на даче одного. Тих и спокоен, он ковырялся в огороде, а на его крыльце на всю округу надрывался «Эхом Москвы» радиоприемник.

Я пригласил его на шашлычок и, когда сосед разомлел после третей рюмки самогона, посочувствовал его семейным мытарствам.

- Совсем достала, сука, - встрепенулся Олег Сергеевич, - сил уже нет. Правду говорят – третья жена от черта.
- Третья жена?
- Ну да. И я у нее третий тоже. И дети у обоих от предыдущих браков.
-  А кому тогда дачу завещаете? – поинтересовался я, припоминая, что ни разу не видел на даче никого из их детей и уже догадываясь почему.
- Не пришли к консенсусу. Как судьба распорядится. Кто кого переживет, того и дача будет.
- Ну, тогда её. Женщины дольше нас живут.
- Ну, это мы еще поглядим. Наливай.

Еще через пару рюмок сосед со смехом стал припоминать всякие несчастные случаи, киношные и из жизни, после которых смерть, наконец, разлучала не слишком любящих друг друга супругов.
-…а она, как с лестницы хрясть, шею набок, и писец.
- А если шейку бедра? Хотите до конца жизни её обслуживать?
Олег Сергеевич задумался.
- Тогда подушкой можно будет… - он засмеялся и закашлялся, подавившись дымом от беломорины.
- Фильм такой есть про отравителя, - припомнил я, - прямо про вас. Там тоже один мужик все мечтал избавиться от жены. У него она, правда, помоложе была.
Олег Сергеевич предложил принести еще водки, но я наотрез отказался продолжить пьянку и постарался как можно вежливее спровадить его, опасаясь, что дедушка может заснуть прямо на моем участке.

Следующим утром сосед встал поздно, приветливо помахал мне рукой и ушел в грядки, а перед самым отъездом подозвал меня к забору и спросил «Как ты, говоришь, тот фильм назывался, про отравителя?» 
 
Он уехал, а я призадумался, вспоминая наши вчерашние пьяные разговоры и с подозрением посматривая на глубокую яму под компост, которую выкопал у себя на участке сосед. 

Осень выдалась теплой. И мы с Олегом Сергеевичем успели выпить еще разок вдвоём. Он зазвал меня на свою веранду и порезал для закуски только что сорванную большую ароматную антоновку.

- Сколько же сейчас народу палёной водкой травится... жуткое дело, - сказал он сразу после первой рюмки. – Жаль моя не пьет совсем. Разве, что лекарства ей подменить?

Глаза его при этом задорно блестели, и мне даже показалось, что он мне подмигнул. Мой глоток водки словно потерялся где-то по дороге к желудку, а по спине пробежала холодная ящерка и вцепилась коготками прямо в мозг.

«Вот влип! – я прямо окаменел на пару секунд - Отравит еще жену, старый дурак, и скажет, что я научил».
- Не будем усугублять,- сказал я - а то, Людмила Николаевна сейчас приедет, ругаться будет.
- Не приедет. Она с подружкой за грибами поехала. Соленые опята - отличный закус, кстати.  Наливай.

Я мужественно сказал «нет» всем его попыткам добить бутылку и откланялся.
Приехав домой, я поделился своими подозрениями с женой, стараясь, впрочем, рассказать о них, как о шутке, чтобы не выглядеть глупо.

- Скорее она его до инфаркта доведет, - сказала супруга. – Ты, кстати, обратил внимание, что к ней таджик один зачастил? То душ починить, то теплицу. А когда мужа нет, она его еще в дом приглашает, чаем поит, по её словам. А недавно уже двое приходили. Она говорит - полку вешали в доме. Ага, целый час вешали. Двое. Одну полку. А после идут веселые такие, смеются, будто в кино сходили на комедию.
- Фу, гадость какая, ей же давно за семьдесят.

Жена только усмехнулась в ответ.

Дачный сезон был закрыт, а за долгие зимние месяцы я позабыл про свои опасения и про все дачные дела. Вспомнил о них только следующей весной, когда  мы с женой белили на даче яблони и гадали, когда приедут наши беспокойные соседи и повеселят нас своими опереточными страстями.

- Здравствуйте, деточки, - Людмила Николаевна появилась неожиданно и сразу возле нашего забора - Все ли у вас хорошо? Все ли живы - здоровы?

Я как-то сразу напрягся от её слов, но еще больше от их надрывной тональности, с которой обычно профессиональные нищие просят милостыню.

- Потеряли мы Олега Сергеевича, царство ему небесное, - у соседки задрожал подбородок, - еще в том году схоронили. Грибами отравился. Вот так, деточки. Никогда не покупайте грибы у кого попало. Кто знает этих старух, чего они там закатали в банки. Упаси вас Бог.

Она говорила, а взгляд её метался между мной и супругой, словно она гадала, кто из нас первый выхватит пистолет.

-Эй, хозяйка, работа есть?

Над соседской калиткой повисла уже знакомая нам чернобровая голова, скалясь, как Тугарин Змеевич на пиру у киевского князя. Казалось, что голова не спрашивала, а скорее напоминала, о том, что работа есть.

Людмила Николаевна обернулась на голос, а потом снова к нам:
- Теперь, конечно, тяжело стало без мужа, любую мелочь сделать - приходится просить кого-то. Даже лампочку вкрутить некому.

Криво улыбнувшись, Людмила Николаевна медленно направилась к калитке, а мы с женой потрясенные смотрели ей вслед.   

-  А ты заметил, что она волосы покрасила? – прервала паузу жена. – Даже как будто помолодела.
_____


Рецензии