Томас Эндрюс. Отец легендарного Титаника

- Ну же, мисс, садитесь в шлюпку, быстрее! - кричат офицеры, буквально отрывая женщин от их мужей. - Только женщины и дети! Только женщины и дети!

- Садись в шлюпку, дорогая,  я сяду в другую, - уверяют мужчины своих жён. Но всё напрасно - они крепко прижимаются к ним и даже не думают покидать корабль.

«Титаник» получил смертельную рану и через считанные полтора-два часа пойдёт ко дну. Об этом знают лишь некоторые члены экипажа, но, во избежание паники, уверяют пассажиров в том, что все эти меры по эвакуации делаются просто «для подстраховки». Им дан приказ - разместить женщин и детей по шлюпкам. С детьми ещё все более-менее понятно... Но как, как заставить сесть в шлюпку верную жену без её мужа?!

Из толпы выходит мужчина примерно 39 лет. Он ходит среди пассажиров и громко командует:

- Дамы, вы должны сесть в шлюпки! Не будьте привередливыми в их выборе, нельзя терять ни минуты. Садитесь, садитесь!

И женщины направились к шлюпкам, нехотя покинув своих мужей. Что произошло? Ведь к этому их побуждали и вторые половинки, и члены экипажа, но всё было напрасно. Почему они послушались именно этого человека? Кто он? Волшебник?

Почти. Это был Томас Эндрюс, конструктор, создавший самый большой, самый лучший и самый «непотопляемый» лайнер, который сейчас тонул прямо у него на глазах. Он как никто понимал, какой срок отпущен его детищу, как никто другой чувствовал себя виноватым в том, что в этот момент творилось вокруг него. Хотя, его вины в этом не было. Ни чьей вины не было... Просто, видимо, так было нужно.

Томас Эндрюс родился 7 февраля 1873 г. в ирландском графстве Даун в Комбере. Его дядя, лорд Уильям Пирри, являлся одним из совладельцев судостроительной компании Harland & Wolff. Пожалуй, пример родственника и сыграл в судьбе Томаса решающую роль - после окончания Королевского академического института, 16-летний парень поступил на учебу в Harland & Wolff, намереваясь стать судостроителем. Путь к успеху был тернист - Томас добивался всего своим трудом, не прибегая к поддержке влиятельного дяди. Каждый день ему приходилось вставать в 5.50 утра, чтобы вовремя успеть к началу занятий в столярной мастерской - здесь он обучался в течение трех месяцев. Затем он месяц работал мебелировщиком, после этого - пять лет в качестве подмастерья на судостроительной верфи. Каждый день юный Томми наравне с другими рабочими занимался тяжелым физическим трудом, а по вечерам посещал занятия в техническом колледже.

Целеустремленный парень добился успеха в награду за свое упорство - в 1907 году Томас Эндрюс стал исполнительным директором компании Harland & Wolff, а немного погодя - еще и счастливым семьянином. Женился он, как говорится, «не без приключений» - Томас сделал предложение руки и сердца Хелен Рейлли Барбур, но на следующий день прислал письмо, в котором просил прощения за свои слова - ему казалось, что они повергли девушку в шок. Однако он, к своему счастью, ошибся - Хелен согласилась стать его женой, и счастливая пара сыграла свадьбу 24 июня 1908 года. Примерно в это же время состоялся его конструкторский дебют - в 1907 году вместе со своим дядей Пирри и Александром Карлайлом Эндрюс конструировал лайнер «Олимпик», а в 1909 году компания White Star Line заказала к постройке лайнер «Титаник», который должен был стать самым большим, роскошным и безопасным судном в мире. Томас Эндрюс стал его главным конструктором! В тот момент он находился на пике своей карьеры и семейного счастья. Пока «Олимпик» бороздил просторы океанов, а гигантский «Титаник» возводился на верфи, Томас Эндрюс готовился стать отцом. Несмотря на свою работу, предполагающую сухие математические расчеты, Эндрюс был невероятным романтиком. Известно, что незадолго до рождения ребенка, он ночью привел жену на верфь и показал ей строящийся «Титаник».

В 1910 году у них родилась дочка Эльба, но счастливым папой Томас Эндрюс пробыл недолго - уже через два года он в составе гарантийной группы выйдет в первый рейс своего детища «Титаник» и больше не вернётся домой. Он больше не вернётся...

Ходовые испытания судна прошли успешно - главный конструктор остался доволен их результатами. Вот, что он написал своей супруге в телеграмме, переданной прямо с борта «Титаника»: «Пишу тебе всего несколько строк, чтобы известить о прошедших поутру морских испытаниях, которые мы с успехом выдержали. С каждым часом мы обретаем очертания готового парохода, но предстоит сделать еще немало»

10 апреля 1912 года «Титаник» был полностью готов к рейсу. Приняв на борт часть пассажиров и багажа, он покинул порт Саутгемптона. Позднее он сделал еще две остановки - в Шербуре и Куинстауне.

За время недолгого рейса пассажиры наслаждались всеми благами цивилизации - в их распоряжении был гимнастический зал, турецкие бани, корт для игры в сквош, бассейн, кафе и рестораны, библиотека, парадные холлы, уютные каюты и многое другое. «У меня нет ощущения, что я нахожусь на борту лайнера, мне кажется, что я нахожусь в дорогом отеле!» - писал один из восторженных пассажиров. Даже помещения третьего класса отличались удобством и благоустройством, а холл для эмигрантов и бедняков был адаптирован для танцев. Одним словом, время, отведенное для рейса, пассажиры проводили в комфорте и развлечениях. Но создателю этого роскошного лайнера было явно не до отдыха. Целыми днями Эндрюс ходил по лайнеру, проверял работу различных механизмов, отмечал в своем блокноте то, что нужно было усовершенствовать, выслушивал мнения пассажиров.

Из всех судостроителей его отличала одна очень важная черта: при проектировании лайнеров он прислушивался не только к мнению богатых пассажиров, но и мнению членов экипажа. Начиная от офицеров и заканчивая стюардами - на «Титанике» все имели уютные и комфортные каюты, с уровнем сервиса которых не могли сравниться каюты прочих судов. Даже на мрачной винтовой лестнице, по которой кочегары спускались в недра судна, можно было заметить руку конструктора, его доброту - во время экспедиции Джеймса Кемерона к обломкам лайнера фоторобот засек на стене питьевой фонтанчик. В своих воспоминаниях стюардесса Вайолет Джессоп называла Эндрюса «нашим любимым конструктором». И, действительно, его любили все. Знаменитый писатель и исследователь «Титаника» Уолтер Лорд писал о нём так:

«Так же хорошо он разбирался и в людях. Все они обращались к Эндрюсу со своими проблемами. Вчера это мог быть первый помощник капитана Мэрдок, распоряжение которого отменил старпом Уайлд. В другой раз к нему, как к верховному арбитру, могли обратиться две рассорившиеся между собой стюардессы. В описываемый вечер шеф-пекарь Чарлз Джоугин испек ему особый каравай хлеба.

До сих пор работа Эндрюса на борту «Титаника» шла свои чередом. Весь день-деньской он бродил по судну, исписывая целые тома заметок. Каждый вечер в 18.45 он переодевался к ужину и, как правило, садился за стол к пожилому доктору О'Локлину, судовому врачу, который тоже пользовался авторитетом у стюардесс. Затем Эндрюс возвращался в свою каюту A-36, заваленную чертежами, таблицами и синьками. Там он обычно составлял сводку своих замечаний и вырабатывал  рекомендации.»
 
Представители высшего общества всегда были рады видеть Томаса Эндрюса у себя за столом. Ему радовались и люди из более низких классов. Но сам Эндрюс был одинаково приветлив со всеми. По воспоминаниям современников, он был веселым, добрым и солнечным человеком. Любил посмеяться, выслушать какую-нибудь забавную историю или самому рассказать что-то смешное. У ирландца были темно-каштановые волосы, карие глаза, спортивное телосложение. Он был неприхотлив в еде, одежде, развлечениях и, в общем-то, для счастья ему нужно было совсем немного. Успехов в жизни он добился своим собственным - титаническим - трудом. И тогда, и теперь, практически не поддаётся представлению факт того, что главный конструктор суперлайнера «Титаник» когда-то был простым подмастерьем, одним из множества сотен рабочих верфи.
 
Ночью 14 апреля 1912 года, около полуночи, Томас Эндрюс находился в своей каюте и занимался чертежами. Внезапный стук в дверь заставил его оторваться от работы. Это был посыльный от капитана.

- В чём дело? - поинтересовался конструктор.

- Вас вызывают на мостик, мистер Эндрюс.

Не задавая лишних вопросов, конструктор покинул каюту. Многие пассажиры к тому моменту уже легли спать, но те, кто не торопился отходить ко сну, слышали скрежет и непонятный треск. «Титаник» столкнулся с айсбергом, и лайнеру уже был вынесен смертный приговор. Об этом догадывался пока только один Томас Эндрюс... Однако некоторые пассажиры, увидев конструктора, быстро шагающего с охапкой чертежей, все же заподозрили неладное. Они подбегали к нему и спрашивали, что произошло.

- Все в порядке, не волнуйтесь, - быстро отвечал Эндрюс, не сбавляя шага.

На мостике его встретил капитан и коротко объяснил, что произошло.

- Мы должны произвести осмотр судна.

Капитан и конструктор пошли по служебным трапам и коридорам, чтобы не привлекать внимания пассажиров. А некоторые члены экипажа уже в тревоге прибегали на мостик и обращались к офицерам:

- Где капитан? Вода прибывает!

Экипаж понимал, что случилось что-то страшное, а большинство пассажиров все же было уверено в непотопляемости лайнера. Последнее слово оставалось за конструктором...

Осмотрев пробоины, Эндрюс пришёл к выводу, что система непотопляемости «Титаника» не была рассчитана на такие повреждения. Дело в том, что лайнер мог оставаться на плаву при затоплении любых 2 из его 16 водонепроницаемых отсеков. Так же он мог держаться на воде при затоплении первых 3 и даже 4 из первых 5 носовых отсеков. Но на этот раз случилось то, чего никто не мог предположить - затоплено сразу 7 отсеков! При таких повреждениях «Титаник» не сможет сохранить плавучесть. Переборка между 5 и 6 отсеком доходила лишь до палубы  Е, и вода, достигнув определенного уровня, будет постепенно, один за другим, затапливать все отсеки и палубы. Помпы тоже не могли спасти положение - через пробоины в лайнер попадало около 500 тонн забортной воды каждую минуту, это примерно в 20 раз больше, чем могли откачать все помпы вместе взятые. «Титаник» был обречен, и теперь он непременно окажется на дне. Это лишь вопрос времени.

- Час, - упавшим голосом констатировал Эндрюс. - Максимум - два.

А теперь представьте, что вы - художник, и вы нарисовали прекрасную картину, пожалуй, лучшую в своей жизни. И эту картину порезали ножом, истоптали ногами, порвали, испортили в вашем присутствии! Что вы будете чувствовать? Эндрюсу тогда было во много тысяч раз тяжелее. И дело даже не в том, что его собственное детище тонуло прямо у него на глазах. Конструктор как никто из 2225 человек, находящихся на борту, осознавал неизбежность катастрофы. Как никто другой понимал, как мало времени отпущено «непотопляемому» лайнеру. Как никто другой осознавал, что шлюпок на борту недостаточно, и спастись смогут далеко не все пассажиры. И кого он винил во всем этом? Конечно, он винил себя. Хотя, по сути, была ли его вина в том, что айсберг оказался прямо по курсу? Была ли его вина в том, что затоплены оказались 7, а не 4 отсека? Только вдумайтесь - 7, а не 4!..

Капитан отдал приказ к началу эвакуации. Но, так как лайнер не был оснащен системой тревожного оповещения, стюардам приходилось стучаться в каждую каюту, чтобы растолковать ситуацию пассажирам и убедить их выйти на шлюпочную палубу. Томас Эндрюс, понимая, как дорого время, охотно помогал им в этом. Он лично призывал пассажиров покинуть тёплые каюты, убеждал в необходимости надеть спасательные жилеты и помогал это сделать правильно, одним словом, в конечном итоге он внёс неоценимый вклад в организацию эвакуации.

В ту ночь стюардесса Энни Робинсон случайно столкнулась с конструктором на палубе А.

- Почему вы до сих пор не надели свой спасательный жилет? - изумился Эндрюс.

- Мистер Эндрюс, мне кажется, что я выгляжу в нём ужасно...

- Не думайте о красоте! Если хотите жить, наденьте спасательный жилет. Пусть пассажиры смотрят на вас и следуют вашему примеру.

Когда большинство людей уже покинуло свои каюты и вышло на палубу, члены экипажа столкнулись с очередной проблемой. Пассажиры чувствовали себя гораздо безопаснее на «Титанике», чем в маленькой лодочке, тем более, заметных повреждений на лайнере пока еще никто не ощущал. Так что перспектива ночной прогулки по океану в такой холод мало кому доставляла удовольствия, и членам экипажа приходилось буквально уговаривать женщин сесть в шлюпки. Ну а мистер Эндрюс им в этом помогал. Женщины подчинялись ему, потому что знали - главный конструктор врать не будет. Тем более, если главный конструктор - Томас Эндрюс.

- Я не могу сесть шлюпку. Это ужасно... - жаловалась одна из стюардесс, которой наравне с пассажирками предстояло покинуть борт тонущего лайнера.

- Будет ужасно, если вы не сядете — ответил Эндрюс.

- Но почему же вы сами не садитесь?

- В первую очередь женщины и дети.

Около 1.25 пассажиры видели конструктора, работающего в паре с главным стюардом Эндрю Латимером. Мужчины на скорую руку собирали импровизированные плоты - связывали палубные шезлонги и бросали их за борт, чтобы несчастные в воде могли иметь хоть какую-то опору. Ну а в 1.35 один из стюардов заглянул в курительный салон первого класса и остолбенел от удивления. Он проводил осмотр общественных помещений, думал, что может найти в них людей, которым нужна помощь... Но все кафе и салоны были пусты. Кроме курительного салона. Единственным человеком, находившимся в нём, был Томас Эндрюс. Видимо, он очень устал и желал восстановить свои силы в одиночестве. Конструктор отсутствующим взглядом смотрел на картину Н. Уилкинсона «Плимутская гавань», его спасательный жилет лежал на одном из столиков. Сердце Эндрюса было разбито.

Немного помолчав, стюард осмелился прервать тишину:

- Мистер Эндрюс, неужели вы не собираетесь попытаться спастись? Мистер Эндрюс?..

Но ответа он так и не дождался. Возможно, судостроитель был настолько поглощён своими мыслями, что даже не заметил стюарда, а, может, просто не захотел отвечать на его вопрос. Он стоял, не двигаясь.

Однако человек вроде Томаса Эндрюса вряд ли будет целых 40 минут до полного погружения лайнера заниматься бездействием. В последний раз его видели в районе капитанского мостика, они о чём-то беседовали с капитаном.

Точные обстоятельства смерти главного конструктора «Титаника» Томаса Эндрюса неизвестны. Возможно, его накрыло «большой волной», вызванной полным погружением капитанского мостика, а, может быть, он оказался в ледяной воде, не удержавшись на отвесной палубе, когда лайнер начал разламываться пополам. Скорее всего, он погиб от гипотермии, и его тело не было найдено. А дома его ждали жена и двухлетняя дочь...

19 апреля отец Томаса Эндрюса получил телеграмму из Нью-Йорка от двоюродного брата своей жены. Она была зачитана вслух всей семье:

«ПОГОВОРИЛ С ОФИЦЕРАМИ ТИТАНИКА. ВСЕ УВЕРЕНЫ, ЧТО ЭНДРЮС ПРИНЯЛ ГЕРОИЧЕСКУЮ СМЕРТЬ, ДУМАЯ ТОЛЬКО О БЕЗОПАСНОСТИ ДРУГИХ. РАЗДЕЛИТЕ СО ВСЕМИ СЕРДЕЧНОЕ СОЧУВСТВИЕ.»

«По всей видимости, он был наиболее трагическим персонажем на борту лайнера, - писал некий М.А. Криббл в своей книге «Томас Эндрюс, конструктор корабля-мечты». - По его характеру можно судить о том, каким должен быть настоящий мужчина... Его лично заботила каждая деталь судна, а также судьбы тех, кто строил, служил и плавал на этом судне. В то время, как его грандиозное творение погружалось в воду под его ногами, он не жалея сил помогал пассажирам садиться в шлюпки, пока не погиб вместе с кораблем»

Погибнуть на тонущем лайнере, когда вокруг ледяные волны, паника, глубина и смерть - не составит большого труда. Но достойно прожить жизнь и погибнуть с честью - под силу далеко не каждому. Из простого рабочего стать исполнительным директором компании, найти счастье в жизни, получить пост главного конструктора лучшего в мире лайнера и пережить свое детище лишь на несколько минут - восхищает и волнует одновременно.
 
Вот, почему Томаса Эндрюса знают и любят до сих пор. Его именем даже назвали астероид в 2004 году...

Ведь это невероятно сложно - забыть о себе, самоотверженно помогать другим и испытывать страшное чувство вины, мысленно прощаться с семьей и в самый страшный момент - задушить инстинкт самосохранения, не броситься к шлюпкам, когда на борту остались женщины и дети...

За помощь в подборе информации автор выражает благодарность Историко-Исследовательскому Сообществу «Титаника». Статью о последних часах жизни Томаса Эндрюса, материалы из которой использовал автор, можно прочитать на сайте Сообщества, пройдя по ссылке http://titanicsociety.ru/thomas_andrews/


Рецензии