Часть 4. Учение о Троице. Христология

Стихи о христианстве - перейти http://proza.ru/2020/11/29/166
Христианство. Попытка обобщения (часть 3) - перейти http://proza.ru/2019/03/24/2015
Христианство. Попытка обобщения (часть 5) - перейти http://proza.ru/2019/02/24/2094


4.1. МАРКИОНИЗМ
4.2. ГНОСТИЦИЗМ
4.3. БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО ХРИСТА
     Докетизм
     Соотношение Божественного и человеческого
     Несторианство
     Монофизитство (евтихианство)
     Догмат о двух естествах Христа
     Почему Бог захотел стать как мы? (притча) 
4.4. ОДНА ЛИЧНОСТЬ, ДВЕ ПРИРОДЫ, ДВЕ ВОЛИ, ДВА ДЕЙСТВИЯ
     Монофелитство
4.5. СУЩНОСТЬ СВЯТОГО ДУХА
     Македонианство
     Аномейство (евдомианство, аэтианство)
     О святом духе
     Филиокве
4.6. УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ
     Антитринитаризм
         Модализм (савеллианство)
         Адопционизм
4.7. ЕДИНОСУЩНОСТЬ ОТЦА, СЫНА И СВЯТОГО ДУХА
     Субординационизм
     Арианство
4.8. НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ
4.9. ПОЧЕМУ ТАК СЛОЖНО?

Христология — учение об Иисусе Христе, раздел христианского богословия, освещающий вопросы воплощения Бога Сына (второго Лица Святой Троицы), а также сочетания во Христе Божественной и человеческой природы.

Основным источником информации о Христе являются четыре Евангелия (благая весть): от Матфея, Луки, Марка и Иоанна.

Так кем же был Христос? Евангелия не дают на это однозначных ответов. Лишь несколько намеков, например Христос говорил: «Я и Отец одно» (Ин.10:30), «Я во Отце и Отец во Мне» (Ин. 10:38), «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19).

Сущность Иисуса из Галилеи — по поводу этого важного вопроса велись дискуссии в христианской среде в 1-7 веках нашей эры, то есть на самом раннем этапе распространения новой религии в Римской империи.

Вот основные вопросы, на которые нужно было ответить:

- Принимается ли Ветхий завет? (борьба с маркионизмом)
- Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета это один и тот же Бог или это разные божества? (борьба с ересью гностиков)
- Когда Христос страдал на кресте, были ли Его страдания реальными или иллюзорными? Добровольными или вынужденными? (борьба с докетизмом)
- Был ли Христос Богом? Или только человеком (пророком)? (борьба с эбонизмом или евионизмом)
- Если в нем были обе природы, то в каком соотношении они находились между собой? (борьба с монофизитами и несторианами)
- В Христе была только Божественная воля, или две - Божественная и человеческая? (борьба с монофелитами)
- Вопрос о Троице: Отец, Сын и Святой Дух - это маски (роли) или разные лица (ипостаси) единого Бога? (борьба с антитринитаристами)
- Вопрос о соотношений Лиц Троицы - Они равны между Собой или Кто-то выше, главнее, чем другие? (борьба с субординационистами)

Надо сказать, споры были жаркие, с отлучениями, ссылками отлученных и прочими атрибутами нешуточных дискуссий, которые велись в те далекие времена.

МАРКИОНИЗМ

Маркион (примерно 85-160 годы н.э.), выходец из Малой Азии, прославился тем, что внес в христианскую общину Рима 200 000 сестерций (денежная единица), чем сразу заслужил большой авторитет. Еще в молодости, уверовав во Христа, он отказался от всего своего имущества и начал проповедовать новую веру. Но уже скоро был отлучен за ересь собственным отцом, епископом Синопа.

Маркион решительно отверг Ветхий Завет, утверждая, что тот повествует о немилосердном Демиурге, а предсказанный там Мессия является антихристом.

Он считал, что Бог Евангелий не может быть Богом Ветхого завета: они совершенно различны и по духу, и по учению. Бог Ветхого завета на самом деле дьявол, демиург. Наш мир сотворен демиургом, который дал человеку закон, но не вдохнул в него нравственных сил для исполнения закона.

Демиург думал, что достаточно дать строгие правила жизни, чтобы установить порядок в мироздании. Но люди, не имея сил следовать этим правилам, мучились как при жизни, так и после смерти, поскольку демиург отправлял всех грешников в ад (а грешниками были все).

Наконец, настоящий благой Бог послал на землю Мессию, который научил людей, что демиург – не истинный Бог. После распятия на кресте Мессия сошел в ад, чтобы освободить от власти демиурга мертвых, а живых он освободит во время второго пришествия.

Маркион почитал истинными только десять посланий Павла и отредактированное им самим Евангелие от Луки. Из этого Евангелия он изъял все ссылки на Ветхий завет, которые были, по его мнению, вставлены туда сторонниками иудаизма. Таким образом Маркион, по словам Тертуллиана, отделил Новый завет от Ветхого.

Деятельность Маркиона встретила одобрение среди многих христианских групп. Влияние ересиарха было столь сильно, что римская община очень долго вела с ним переговоры, пытаясь достичь соглашения, но он умер, так и не успев примириться с христианами Рима.

Маркион и его ученики вели строго аскетическую жизнь, за которую их хвалили даже враги. Сам он говорил, что люди его ненавидят, и своих приверженцев называл «товарищами по бедствиям».

Маркионитство просуществовало целых 600 лет, до VII века, пока не слилось с манихейством.

ГНОСТИЦИЗМ

Проповеди апостолов вовлекли в христианские общины людей с самыми разными взглядами и обычаями, и они, сознательно или бессознательно, пытались применить к новой религии привычные представления.

Одним из таких «примкнувших» движений был гностицизм (от греческого гнозис - «знание»), основанный ещё до зарождения христианства. Гностицизм (термин введен английским богословом Генри Мором в 17 веке) - это условное название ряда многочисленных позднеантичных религиозных течений. Гностицизм имел корни в древнегреческой философии, также признавал Ветхий завет и Иисуса Христа.

Гностицизм был распространен среди христиан в I-II веках н.э.

Гностики считали, что у истоков всего сущего стоит благое божество Плерома (от греческого «наполнение, полнота, множество»). Плерома источает из себя эоны, подобно тому, как солнце источает из себя лучи света. Эоны - это духовные существа божественного происхождения.

По одной версии один из эонов Ахамот создает божество Демиурга, существо более далекое от божественной Плеромы. Демиург в свою очередь сотворил видимый мир, в том числе Землю.

По другой версии этого эона звали София (Мудрость). Она влюбилась и у нее родился бог "третьего уровня", имя которому Илдабаоф (дитя из яйца). Он был уродлив и боги решили с ним не общаться и сделали для него специальное место уединенного обитания. А может быть сама София, чтобы никто не видел её позора, сотворила это место.

Будучи один, и обладая магическими качествами, Илдабаоф решил, что он единственный бог в мироздании. Ему было очень скучно, и он решил что-нибудь создать. Но "приличный" бог творит духовное, этот же сотворил грубую материю. Он стал пробовать лепить из глины живых существ и оживлять их. В некоторых существ Илдабаоф вкладывал частичку своей души. София, которая тайно наблюдала за сыном, также решила помочь и в некоторых вложила частичку своего духа. В результате получились люди трех видов:

- соматики (сома - тело), или гилики (хилики) - их возможность эволюционировать связана с аскезой,
- психики (имеющие душу - психэ) - люди с частичкой души Илдабаофа, способны эволюционировать через веру,
- пневматики (пневма - дух), духовные люди - редкий тип людей, обладающие частичкой духа Софии, способны эволюционировать через гнозис - мудрость, знание.

Причем перейти из одной категории людей в другую нельзя.

Евреи говорили, что мир создал Бог. Гностики с ними соглашались. Но мир, говорили они, вышел нехорошим, грешным, в нем много зла, грехов и пороков. Поэтому ваш Бог - неблагой бог, злой бог.

Одни гностики считали, что недостаток Демиурга (Илдабаофа)  заключался только в неведении им высших тайн. Другие приписывают ему также дурные нравственные свойства и вражду против верховного божества Плеромы.

Гностики в этом видели природу, первопричину зла. В мире есть зло, потому что мир создал злой бог.

Гностики говорили, что существует некое тайное знание – гносис, овладев которым человек станет равен по могуществу Господу Богу. Суть гносиса является великой тайной, которую можно открывать только посвящённым.

Христос с точки зрения гностиков - это эон, посланник Плеромы. Это человек только внешне, он не страдал и не умирал ради избавления человечества от грехов. Или (как вариант) божественная сила вселяется в человека Иисуса и покидает его в момент распятия.

Гностики отождествляли Демиурга (Илдабаофа) с еврейским богом, то есть богом Ветхого Завета. С их точки зрения, есть злой Бог Ветхого завета и есть Добрый Бог (Плерома), а также его посланник эон Христос - бог Нового завета.

Таким образом, гностицизм давал простой ответ на сложной вопрос происхождения зла. Всеблагой бог не творил этого безумного мира, это все проделки Демиурга. Всеблагой бог - это чистый бог, который послал на Землю Иисуса для спасения человечества от власти Демиурга.

Апостолы полимизировали с гностиками и утверждали, что Бог Ветхого Завета и Нового Завета есть один и тот же Бог.

Почему фашисты ненавидели евреев

Может возникнуть вопрос - зачем копаться в столь давней истории? Если что-то было 2000 лет назад, то какое влияние это может оказывать на нас? Оказывается может, и самое непосредственное.

Тайные общества гностиков просуществовали до наших дней и дали в 20 веке ужасные всходы. Это фашизм.

Самым известным было общество «Туле», которое сформировалось в Мюнхене в 1914 году. «Туле» было филиалом «Германен Ордена», в Уставе которого была прописана главная идея – «сознательное и деятельное участие в возрождении расовой чистоты немцев». Через это сообщество прошла почти вся верхушка националистической Германии, а Гитлер стал Великим Магистром этого общества.

Всем известно, что особенную ненависть фашисты питали к евреям. Принадлежность к евреям определялась через кровь. Как бы еврей ни выслуживался, как бы ни был верен фашизму, для него предопределен был только один путь - физическое уничтожение.

Обычно ненависть фашистов к евреям объясняют тем, что они хотели присвоить их собственность. И действительно, среди евреев было много людей состоятельный, что называется владельцев «заводов, газет, пароходов». Однако экспроприация собственности не было глубинной причиной данного явления, а скорее «приятным» побочным эффектом. Ведь большинство евреев были людьми среднего достатка и за их счет особенно нечем было поживиться. Поэтому «экономическая» мотивация не объясняет, зачем нужно было уничтожать всех поголовно. Очевидно, что эта ненависть лежала в другой плоскости и носила метафизический смысл.

Члены общества считали, что мир ужасен, потому что его создал злой еврейский бог Демиург. Евреи же – это нелюди, големы Демиурга. И чтобы уничтожить злого бога, нужно полностью истребить его народ – евреев. Важно, что значение играла не вера, а кровь. Еврей, перешедший из иудаизма в христианство, все равно оставался евреем.

Серрано, чилийский дипломат, участник этого общества, пересказал концепцию «Туле» в своей книге: «Дети ангелов, совершивших «расовый грех» и загрязнивших свою огненную гиперборейскую кровь… являются арийскими народами. Несмотря на смешение, они хранят и передают из поколения в поколение сакральные энергии для борьбы с Демиургом… Арийцы участвуют в создании духовных учений и развитых цивилизаций для того, чтобы совершить антидемиургический переворот. И одним из условий возвращения себе божественной силы для «Последней битвы» является… борьба за чистоту арийской крови».

Демиургу поклоняются созданные им «роботы, одаренные рациональным мышлением, недочеловеки, големы. Автор пишет: «Эти слепые исполнители демиургической воли, нейтрализующие любые попытки арийцев и части людей вырваться из «концентрационной Вселенной», являются евреями».

Особенно пылко Серрано описывает «злую и порочную еврейскую природу»: «Евреи запрограммированы на то, чтобы периодически приносить в жертву Ашему человеческие существа, причем предпочтение отдается полубожественным Вирам – арийцам. В вознаграждение за это Иегова питает евреев нечеловеческой энергией …Творческий гений арийцев и их труд он направляет на то, чтобы поддерживать и совершенствовать среду обитания евреев на земле… Арийская кровь нужна Големам-евреям. Пока они действуют в этой видимой Вселенной – а только в ней они и могут действовать – евреи нуждаются в топливе в виде крови и жизненной энергии неевреев».

Учение Маркиона и гностицизм

Часто учение Марикион относят к гностическим. Но это можно сделать с большой натяжкой.

"Чистые" гностики главный упор делали не на вере, а на познании. Маркион главное значение придавал Евангелию и вере. У Маркиона не было различия между пневматиками и гиликами. Он не признавал тайного знания для избранных, не основывал школ знающих. Евангелие - для всех, а не тайное знание.

Василид

К гностикам относят Василида, который учил в 117—138 годах н. э. От сочинений Василида, как и от многих других гностиков, сохранились только цитаты в трудах его оппонентов, в основном апологетов христианства.

Ириней Лионский приводит слова Василида, который утверждает, что высший, нерождённый Бог-Отец породил серию божественных сущностей, эманаций, в нисходящем порядке величия — Ум (Нус; собственно Христа, снизошедшего на человека Иисуса в момент крещения), Логос, Мысль, София, Сила и 365 ангелов, сотворивших материальный мир.

Ипполит Римский, судя по всему, излагающий более позднюю редакцию учения Василида, излагает более сложное и оригинальное учение, в котором отсутствует представление об эманации, а в основе всего сущего провозглашается Ничто, Несущее (не-сущий Бог), содержащее в себе «панспермию» — все формы бытия, — и порождающее единосущное себе трёхчастное сыновство и ряд архонтов. Поскольку избранные уже спасены, нет надобности идти на конфронтацию с язычниками и на мученичество.

Василид даже утверждал, что Иисус не страдал и не был распят, но обманул иудеев, позволив, чтобы за него приняли Симона Киренейского, распятого в его образе, в то время как сам посмеивался над палачами.

Согласно Иринею, последователи Василида занимались магией и вели распущенный образ жизни. Климент Александрийский, впрочем, говорит, что это последователи испортили учение самого основателя школы.

Валентин

Валентин (2 век н.э.) — античный философ, представитель раннехристианского гностицизма. Основал свою школу в Риме.

Согласно тому, как Ириней Лионский излагает валентинианское учение, абсолютное бытие образует Плерому, которая состоит из 30 эонов (Предвечный, Первоотец, Глубина, Вифос). Первый Эон — это Глубина (Вифос), а тридцатый — София.

Тёмная (страстная) проекция Софии, вышедшая за пределы Плеромы, образует Ахамот. Она содержала в себе страх и печаль, плач которой сгустился в материальную субстанцию. Именно ради Ахамот покинул Плерому Иисус Христос. Поэтому Христос жених, а невеста его Ахамот.

Однако прежде этого Ахамот произвела Демиурга, который произвёл и возглавил эонов-архангелов. Однако Демиург пребывал в неведении относительно высших эонов Плеромы, почитая себя единственным Богом. Между тем, Ахамот помогала своему сыну Демиургу в создании Земли. Дьявол или «миродержитель» является начальником нашей земли. Демиург создал человека земного, но дух в него вошёл от Ахамот.

Мир же сгорит в огне и вещество обратится в ничто.

Валентин учил о трёх частях человека: вещественной, душевной и духовной. Этим трём частям человека соответствуют три типа людей: «духовных» (пневматики), «душевных» (психики) и «вещественных» (илики). В первых заложено «духовное семя» Софии-Ахамот, и их дух в конечном итоге вернётся в Плерому. Вторые при условии праведности в земной жизни упокоятся «в срединном месте» (низшей восьмерице миров). Третьи же в силу привязанности к материи и создаваемых ею страстям неспособны ни к праведному поведению, ни к спасению.

УЧЕНИЕ ОБ АХАМОТ

Рождение и извержение

Согласно учению Валентина, матерью Ахамот была София — женский эон, последний из тридцати эонов, вместе составляющих выраженную полноту абсолютного бытия — Плерому. София, возгоревшись пламенным желанием непосредственно знать или созерцать Первоотца (эон Глубина) и презревши как своего супруга Желанного, так и всю иерархию двадцати семи эонов, необузданно устремилась в бездну несказанной сущности. Невозможность её проникнуть, при страстном желании этого, повергли Софию в состояние недоумения, печали, страха и изумления, и в таком состоянии она произвела соответственную ему сущность — неопределенную и страдательную Ахамот.

Сама София, потеряв свой внутренний устой и выйдя из порядка Плеромы, ушла бы во всеобщую субстанцию, если бы в своём безмерном стремлении не встретила вечного Предела, всё приводящего в должный порядок и называемого также Очистителем, Воздаятелем и Крестом. Орос исключил из Плеромы бесформенное чадо Софии, её объективированное страстное желание, а Софию восстановил на прежнем месте в Плероме.

Положительным результатом происшедшего беспорядка явилось произведение Единородным (эон Ум) двух новых эонов — Христа и Духа Святого. Первый научил всех эонов различать в Первоотце его непостижимое от постижимого, а также сообщил им закон последовательности и сочетания эонов. Дух Святой, с другой стороны, открыл им их существенное тождество, в силу которого все в каждом и каждый во всех. Утешенные, успокоенные и обрадованные этим откровением, эоны проявили на деле свою солидарность, произведя сообща, из лучших своих сил совокупный «плод плеромы» и соборный Дар её Первоотцу — эона Иисуса или Спасителя. Он же, как от всех происшедший, называется Всё.

Воздействие Христа

Между тем извергнутая из Плеромы Ахамот (называемая именем матери Софии, только в еврейской форме множественного числа — Ахамот, испорченное от Га-Хакмот) томилась в полном мраке и лишениях. Над ней сжалился Христос и, снизойдя, собственной силой вложил в неё некоторый внутренний образ Плеромы, но только по существу, а не по знанию (то есть бессознательную идею), чтобы изгнанница могла чувствовать и скорбь разлуки, а вместе с тем имела бы и светлое предощущение вечной жизни. Совершив это, Христос удалился в Плерому, а устремившаяся за ним Ахамот была удержана Пределом.

Рождение материальных стихий

Тогда она впала в состояние смятения, более сильное (потому что более объективное, фактически обусловленное), чем некогда её мать — вышняя София. Страстные ощущения, которые испытывала Ахамот, были не только преходящим изменением, как у Софии, но и постоянной противоположностью. Она сама была уже объективированной страстью Софии, а её собственные противоборствующие страсти объективировались ещё реальнее и даже прямо материализовались:

- вся влажная стихия в нашем мире — это слёзы Ахамот, плачущей по утраченному Христу;
- наш физический свет — это сияние её улыбки при воспоминании о Нём;
- её скорбь и печаль застыла и отвердела в плотном веществе;
- из её страха возникли сатана и демоны,
- из её обращения и стремления к утраченному произошли Демиург (космический ум) и прочие душевные существа.

Во всем этом ей помогал посланный по её мольбе Христом из Плеромы Спаситель или Утешитель (Параклет). Он отделил Ахамот от её низших порождений и пробудил в ней сознание, а она, от созерцания сопровождавших Спасителя ангелов, произвела своё высшее порождение — духовное начало в нашем мире, семя будущих духовных людей, пневматиков или гностиков.

Дальнейшее созидание

Произведя все это, Ахамот захотела образовать свои произведения, дать им форму; но сделать это с духовным началом ей было нельзя, так как оно было однородно и равного с ней достоинства, — а высшим образуется только низшее. Поэтому её образующее действие ограничилось душевным существом — Демиургом, который, бессознательно ей внушаемый и направляемый, стал созидать видимый мир и прежде всего семь небес (то есть семь планетных сфер, включая солнце и луну). Затем Демиург слагает и связывает материальные стихии (происшедшие, как сказано, из страстных состояний Ахамот), образуя из них земной мир, и в конце этого созидательного процесса творит человека.

Три начала в человеке
В человека, совершеннейшее создание Демиурга, София-Ахамот, неведомо для самого создателя, вложила высшее духовное начало, порожденное ей от сочетания с Параклетом. Таким образом в человеке соединены три начала:

1) материальное;
2) душевное, полученное от Демиурга,
3) духовное, вложенное Софией-Ахамот.

В зависимости от того, в ком какое начало реализуется, все люди подразделяются на:

1) гиликов (материалистов), обречённых злу и гибели;
2) психиков (душевных), равно способных и ко злу и к добру, которые спасаются верой и делами, но никогда не могут достигнуть высшего блаженства, предназначенного третьим;
3) пневматиков (духовных), способных достичь высшего блаженства и обладающих совершенным знанием (гнозис); они спасаются вложенным в них духовным семенем.

Миссия спасения

Цель пришествия на землю Спасителя заключалась в том, чтобы собрать всех пневматиков — имеющих в себе «семя жены» (Ахамот), и открыть им истину об Отце Небесном, о Плероме и об их собственном происхождении; превратить их из бессознательных пневматиков в сознательных гностиков, и, когда все гностики познают себя и разовьют вложенное в них духовное семя, наступит конец мира. София-Ахамот окончательно соединится со Спасителем и войдёт в Плерому; духи гностиков, приняв женский характер, войдут в сочетания (пары; сизигии) с ангелами и также будут восприняты в Плерому. Демиург и «душевные» праведники утвердятся навеки в своём царстве небесном, или в «среднем месте», а материальный мир, с плотскими людьми и с князем его мира — сатаной, сгорит и обратится в ничто.

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО ХРИСТА

Множество различных взглядов на сущность Бога привело отцов церкви к необходимости разработать догматы христианства, что и было сделано на первых шести Вселенских соборах (4-7 века нашей эры).

Одним из важнейших положений было утверждение, что Иисус Христос был одновременно и Богом, и человеком. В первые века нашей эры, века, когда велись так называемые христологические споры были найдены такие богословские формулировки, которые позволяли описать соединение Божественной и человеческой природ в Иисусе Христе таким образом, чтобы исключить еретическе истолкования.

Докетизм

Как уже говорилось выше, согласно учению гностиков Христос это божественное существо. Поэтому логичным следствием, которое вытекало из этого был докетизм (от др.-греч. «кажусь») — одно из старейших еретических христианских учений, которое настаивало на иллюзорности страданий, смерти и воскресения Иисуса Христа, как противоречащие сущности Бога. То есть, тело Христа было отлично от человеческого тела и его страдания были не реальными, а иллюзорными.

Главой докеистов был Юлий Кассиан, который утверждал, что плоть Христа была мнимой.
Ему и его последователям представлялось, что  жертва, принесенная Христом на Голгофе, была не реальной трагедией, через которую прошел живой Человек, а чем-то вроде «кино» или «спектакля», показанного нам исключительно в назидательных целях.

Тело Спасителя не было вещественно, так как вещество есть зло — но, вместе с тем, оно не было и одним призраком (как учили гностики): оно было действительным телом, хотя и невидимым, и облечено было во внешнюю призрачную форму, почему было чуждо страдания физического.

Людям, мол, лишь казалось, что Иисус Христос — Человек из плоти и крови, в действительности же Он всегда оставался только бесплотным Духом. Соответственно, и мучения Спасителя на Кресте были иллюзорными, считали докеты: Бог не мог страдать.

Но если Иисус не страдал, не умирал, то и не воскресал. А значит не было жертвы, не было восстановления связи с Богом, ничего этого не было. Взгляды докетизма уничтожали самую суть христианства.

Поэтому в первые века нашей эры вокруг личности Христа велись ожесточенные споры, в результате которых были выработаны христианские догматы, в частности Никейский Символ веры, отвечающие на все основные вопросы.

Церковь опровергла заблуждение о «призрачности» Христовых страданий, зафиксировав основы христианского вероисповедания в виде Символа веры.

Соотношение Божественного и человеческого

Христологические споры разворачивались главным образом между представителями александрийской и антиохийской богословских школ:
- александрийская школа (Александрия - город в Египте) делала акцент на единстве двух природ человеческой и Божественной во Христе;
- антиохская школа (Антиохия город в древней Сирии, сегодня г. Антакья на территории современной Турции) больше говорили о различии между ними.

Первые обвиняли вторых в разделении Христа на двух отдельных субъектов - Бога и человека, в то время как вторые обвиняли первых в слиянии во Христе божественного и человеческого и исчезновении человеческого.

Надо сказать, что ни александрийская, ни антиохийская традиции в лице своих лучших представителей не подвергали сомнению полноту Божества и полноту человечества во Христе. Обе утверждали, что Христос «единосущен Отцу по Божеству и единосущен нам по человечеству». Но одна и та же истина о полноте Божества и человечества во Христе выражалась по-разному двумя богословскими школами.

При этом как на александрийской, так и на антиохийской почве были отклонения от православного учения. В стане александрийцев наиболее ярко выраженным отклонением стало учение Евтихия, говорившего о полном поглощении человечества во Христе Божеством. Крайности антиохийской христологии выразились в учении Нестория, у которого усматривали рассечение Христа на «две ипостаси», «два лица» и «двух сынов».

Несторианство

Несторий (381 - 451) был патриархом Константинопольским.

Несториане отрицали подлинное воплощение Сына Божьего и считал Христа человеком, соединенным с Сыном Божьим духовно-нравственной, благодатной связью.

В связи с этим Несторий отрицал Богоматеринское достоинство Девы Марии, называя Её Христородицей, то есть Человекородицей. По его мнению Мария дала Христу человеческую природу, которая потом восприняла божественную. То есть получалось есть два Христа: Христос-Бог и Христос-Человек.

Взгляды Нестория были признаны еретическими в 431 Третьим Вселенским собором.

При этом ошибочно считается, что Несторий был основателем учения, называемого в западных, но не восточных, языках несториане и исповедуемого Ассирийской церковью Востока и Древней Ассирийской церковью Востока. В действительности несторианство появилось через сотни лет после смерти Нестория благодаря деятелю Ассирийской церкви Востока Мар Бабаю Великому как синтез учения Нестория и восточно-сирийского богословия.

Монофизитство (евтихианство)

Евтихий (370 — 454) — константинопольский архимандрит, игумен монастыря Святого Иова в Евдоме, пригород на юго-западе Константинополя. Считается основателем ереси монофизитства.

Монофизиты утверждали, что ограниченное человеческое естество поглощено во Христе бесконечной Божественной сущностью, как капля соли поглощается морем, и потеряло свое самостоятельное бытие. Сегодня к монофизитским относятся Армянская апостольская церковь и Египетская коптская церковь.

Взгляды монофизитов осуждены в 451 г. на 4 вселенском соборе (Халкидония).

Догмат о двух естествах Христа

На 4-м Вселенском Соборе в 451 г. был разработан догмат «О двух естествах во едином Лице Господа нашего Иисуса Христа». Образ соединения двух природ (естеств) во Христе недоступен нашему пониманию, потому выразить эту тайну мы можем только в отрицательных (апофатических) терминах, то есть начинающихся с приставки "не": две природы соединились в Нем неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно:

• неслитно означает, что природа Бога и природа человека не смешиваются во Христе, создавая получеловека и полубога.
• неизменно, то есть Божеская и человеческая природа не изменились после соединения во Христе и продолжают обладать полнотой своих качеств.
• нераздельно, говорит нам о том, что Христос — единое Лицо, одна личность, а не две отдельных.
• неразлучно - природа Бога и природа человека во Христе после воплощения никогда не разлучались и не будут разлучены.

Терминами «неслитно» и «неизменно» опровергает ересь монофизитства,  терминами «нераздельно» и «неразлучно» опровергается несторианство. 

Особое место в формулировании христианской догматики занимает Григорий Богослов. Он предостерегает нас от различного рода монофизитства, подчеркивая двойную природу Христа: «Кто говорит, что, как через трубу, прошел (Христос) через Деву (то есть имел только Божественную природу), а не образовался в Ней Божественно и человечески – Божественно как (родившийся) без мужа, а человечески как (родившийся) по закону чревоношения, – тот тоже атеист». Также он отвергал другой вариант монофизитства, который заключался в том, что сначала Христос был человеком, а потом Божеством:  «Кто говорит, что (в утробе Девы) образовался человек, а потом уступил место Богу, тот осужден»

Однако, делая четкое различие между двумя природами Христа, Григорий тем не менее подчеркивает, что они в Нем неразлучно соединены, а потому решительно отвергает несторианское мнение о «двух сынах», то есть двух самостоятельных личностях в Иисусе Христе: «... две природы, Бог и человек... но не два Сына и не два Бога... Кратко говоря, в Спасителе есть одно и другое... но не один и другой — да не будет! Ибо одно и другое едино в смешении — Бог вочеловечился, а человек обожился...»

Одни действия Христа рассматриваются Григорием Богословом как свойственные смертному человеку, другие – как принадлежащие бессмертному Богу:

«Он был смертен, но Бог. Он – из рода Давида, но Создатель Адама.
Он носитель плоти, но вне тела.
Сын матери, но девственной.
Описуем, но неизмерим.
Ясли вместили Его, но звезда вела к Нему волхвов».

Различие Его природ не исчезает от их соединения, но свойства каждой из двух природ соединяются в одном лице.

ПРИТЧА "ПОЧЕМУ БОГ ЗАХОТЕЛ СТАТЬ КАК МЫ?"

Однажды зимним вечером жена отправилась с детьми на службу. Жена попросила мужа пойти с ними, но он отказался. «Вся эта история – чепуха! – сказал он. – С чего вдруг Богу понадобилось унижать Себя и являться на Землю в виде человека? Это же смешно!».

И вот жена и дети ушли, а он остался дома. Немного спустя поднялся сильный ветер и началась снежная буря. Человек поглядел в окно, но увидел лишь все застилающий снежный вихрь. Он уселся в кресло у камина и собрался провести так весь вечер. Вдруг он услышал громкий хлопок: что-то стукнуло в окно. Он подошел к окну, но ничего не смог разглядеть. Когда метель немного утихла, человек вышел на улицу посмотреть, что же это могло так стукнуть. На поле возле дома он увидел стаю диких гусей. Видимо, они летели зимовать на юг, но попали в снежную бурю и не смогли лететь дальше.

Они заблудились и оказались возле его фермы без еды и укрытия. Взмахивая крыльями, они летали низкими кругами над полем, ослепленные снегом. Видимо, это кто-то из гусей стукнул в его окно. Человеку стало их жалко, и он захотел им помочь. Он подумал, что сарай был бы подходящим для них местом. Там тепло и безопасно, они, конечно же, могли бы провести там ночь и переждать метель. Он прошел к сараю, широко открыл его двери и стал ждать, надеясь, что гуси, увидев, войдут туда.

Но гуси только кружились бесцельно и, казалось, не замечали дверей сарая или не понимали, для чего он нужен. Человек попробовал привлечь их внимание, но это только отпугивало гусей, и они отлетали все дальше. Тогда человек пошел в дом и вернулся с куском хлеба; он раскрошил его, сделав из хлебных крошек дорожку, ведущую к сараю. Но гуси и на это не поддались.

Он был уже на грани отчаяния. Зашел сзади и попробовал погнать их к сараю, но гуси только еще больше испугались и стали разлетаться в стороны – в разные стороны, но только не к сараю. Ничего не могло заставить их отправиться в сарай, где им было бы тепло и безопасно. «Почему же гуси не идут за мной? – воскликнул человек. – Неужели они не видят, что только здесь они смогут выжить в такую бурю?». Он поразмыслил немного и понял, что они просто не хотят идти за человеком. «Вот если бы я был гусем, я бы мог их спасти», – сказал он вслух. Потом ему пришла в голову идея. Он вошел в сарай, взял одного из своих гусей и вынес его на руках в поле. Затем он выпустил своего гуся и тот пролетел сквозь стаю и вернулся прямиком в сарай – и один за другим все остальные гуси последовали за ним в спасительное укрытие.

Человек постоял тихо минутку, и вдруг у него в голове снова прозвучали те же слова, что он сказал несколько минут назад: «Вот если бы я был гусем, я бы мог их спасти!». А потом он вспомнил, что он сказал своей жене немного раньше. «С чего вдруг Бог захотел бы стать как мы? Это же смешно!». И вдруг все стало понятно. Это как раз то, что Бог сделал. Мы были как эти гуси – слепые, заблудившиеся, погибающие. Бог отправил Своего Сына стать как мы, чтобы Он мог показать нам путь и спасти нас.

Когда ветер и слепящий снег стали стихать, душа его тоже затихла и умиротворилась этой прекрасной мыслью. Внезапно он понял, зачем пришел Христос. Годы сомнения и неверия исчезли вместе с прошедшим бураном. Он упал в снег на колени и произнес свою первую в жизни молитву: «Благодарю тебя, Господи, за то, что Ты пришел в виде человека, чтобы вывести меня из бури!»

ОДНА ЛИЧНОСТЬ, ДВЕ ПРИРОДЫ, ДВЕ ВОЛИ, ДВА ДЕЙСТВИЯ

Монофелитство

Попыткой примирить монофизитов и православных христиан было учение монофелитства. В отличие от монофизитов монофелиты признавали, что во Христе, как в Едином Лице, заключено два естества: Божеское и человеческое. Однако при этом они отрицали наличие у Христа двух воль, Божественной и человеческой, полагая, что человеческая воля полностью поглощена Божественной.

Но если Христос не был полноценным человеком, если Его человеческая природа была поглощена Божеством, как думали монофизиты, то и страдания Его на кресте были не реальными, а иллюзорными, призрачными (вспомним про ересь докетизма). А если они были таковыми, то он не умирал, а значит и не воскресал.

Однако если у Христа не было человеческой воли и соответственно человеческого действия, как думали монофелиты, а была лишь воля Божия, полностью подменявшая в Нем волю человеческую, тогда Его страдание не было добровольным, а значит, Он не совершил никакого нравственного подвига. Он лишь вынужденно исполнил то, что было уготовано Ему Богом-Отцом.

Главным борцом против монофелитства в середине VII века стал константинопольский монах преподобный Максим Исповедник. Святой Максим учил о двух волях во Христе: "Христос, будучи по природе Богом, пользовался волей, которая была по природе божественной и отеческой, ибо у Него с Отцом одна воля. Будучи же человеком по природе, он также пользовался природной человеческой волей, которая нисколько не противостояла воле Отца". Человеческая воля Христа, хотя находилась в гармонии с Божественной волей, была совершенно самостоятельной. Это особенно видно на примере гефсиманской молитвы Спасителя: "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26:39). Такая молитва не была бы возможной, если бы человеческая воля Христа была полностью поглощена Божественной.

По словам Максима Исповедника действие и воля берут свое начало в природе (естестве). Каждый человек действует именно по-человечески, а не по-павловски или по-петровски. А лицу (личности) принадлежит принятие решения, свободное самоопределение по отношению к тому или иному желанию природы. Желание пить и потребление жидкости есть действие природы, которое обще всем людям. Но каждый человек на это проявление естественной воли накладывает свое личное решение: пить или отказаться от этого желания, что пить, в каком количестве. Это зависит от личного самоопределения.

Святой Максим за свое противостояние с монофелитством подвергся суровому наказанию: у него был вырезан язык и отсечена правая рука, и отправлен в ссылку. Но состоявшийся в 680-681 годах в Константинополе VI Вселенский Собор полностью подтвердил учение святого Максима: "Проповедуем... что в Нем (во Христе) две природных воли или желания, и два природных действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно. Эти две природные воли не противоположны одна другой... но Его человеческая воля... подчиняется божественной и всемогущей воле". Как полноценный человек, Христос обладал свободой воли, но эта свобода не означала для него возможности выбора между добром и злом. Человеческая воля Христа свободно избирает только добро - и никакого конфликта между ней и Божественной волей нет.

В качестве иллюстрации можно привести слёзы Иисуса по умершему Лазарю, которого он вскоре воскресил. Скорбь Христа рассматривается как одно из доказательств двойственной природы Христа. Иоанн Дамаскин пишет: «Не человеческая природа воскресила Лазаря, но и не Божество проливало слезы у его гроба».

Учение о двух природах, двух волях и двух действиях в Иисусе Христе имеет огромное значение для православного понимания страданий и крестной смерти Спасителя.

СУЩНОСТЬ СВЯТОГО ДУХА

Велись споры и относительно третьей испостаси Святой Троица - о Святом Духе.

Македонианство

Архиепископ Константинопольский Македоний (IV век) отрицал божественность Святого Духа. Он учил, что Дух Святой есть творение из рода служебных духов, не имеющее участия в Божестве и славе Отца и Сына. Дух Святой, учил он, «слуга и служитель одного уровня с ангелами» и подчинён Богу Отцу и Сыну.

Аномейство (евдомианство, аэтианство)

Похожих взглядов на сущность Святого Духа придерживались аномеи (от греческого не + подобный). Основателем аномейства был диакон Аэтий, начавший свою проповедь в Александрии в 356 году и вскоре переселившийся в Антиохию. В ней он имел значительный успех и образовал группу последователей, среди которых особенно выделялся Евномий, впоследствии епископ Кизикский Евномий высказывался о происхождении Духа «вследствие повеления Отца и действия Сына».

Учения македониан и аномейцев о Духе Святом были рассмотрены на Константинопольском соборе в 381 году и признаны еретическими и преданы анафеме.

Последователи данной ереси известны также в различных местностях и в различное время как полуариане, тропики, мафониане, пневматики, духоборцы.

О Святом Духе

Святой Дух всегда воспринимался и воспринимается до сих пор иудаизмом как действующая сила, дыхание самого Бога, которыми Он всё делает и творит. Впоследствии же словом «дух» стали обозначать самостоятельное сверхземное существо.

С точки зрения христианства, Святой Дух вместе с Отцом и Сыном является Творцом невидимого и видимого миров. В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1:1-2).

Христиане верят, что Святой Дух на протяжении всей истории нисходил на отдельных людей с целью облечь их сверхъестественными способностями: на пророков, священников, праведных иудейских царей, апостолов, христианских мучеников и всех святых.

Христиане верят, что через действие Святого Духа воплотился Бог-Сын. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лук. 1:35).

В Евангелие от Иоанна сообщается, что Иисус Христос говорил, что Святой Дух впоследствии «обличит мир о грехе, о правде и о суде» (Ин. 16:7-11).

Иисус Христос также называл Святого Духа Утешителем: Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15:26).

Очевидно, здесь раскрывается функция Святого Духа в том, что Он будет свидетельствовать об Иисусе Христе.

Святым Духом происходит преложение Святых Даров: хлеба и вина в Тело и Кровь Христа: преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь. (Эпиклеза в Литургии византийского обряда).

С действиями Святого Духа связывают такие религиозные понятия, как: крещение Святым Духом, плод Святого Духа, дары Святого Духа.

Филиокве

В Никейском символе веры сказано: Верую ... и в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

Филиокве (лат. Filioque — «и от Сына») — добавление к латинскому тексту Никео-Константинопольского символа веры, сделанное в VII веке Западной (Римской) церковью в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына», и официально принятое ею в XI веке. Стало одним из поводов для разделения Вселенской Церкви в 1054 году.


УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ

Еще одним важным догматом христианства, который также был выработан и утвержден на первых шести Вселенских Соборах был догмат о Троице. Сам термин «Троица» ввёл в употребление Феофил Антиохийский в своей работе «Против Автолика» (168 год).

С одной стороны, христианство верует в единого Бога. То есть христианство религия монотеистическая. С другой стороны, утверждает Его Троичность. Точнее трехипостастность. То есть Бог един. Это одно абсолютно совершенное божественное Существо в трех Личностях, в трех ипостасях (от греч. лицо, сущность). Мы называем Отца, Сына и Святого Духа Личностями, поскольку они обладают личностными свойствами.

В связи с этим важно понимать, что Христос не родился, а воплотился. Именно так говорится в Символе Веры - воплотился. Иисус Христос до своего воплощения был духом, так же как его Отец и полностью с Богом совпадал.

Святой Патрик (432 г. н. э.) в качестве иллюстрации Троицы использовал трилистник клевера. Он спрашивал: «Здесь один листочек или три? Если один, то почему у него три лепестка одинакового размера? А если три, то почему только один стебелек? Если ты не можешь объяснить такую простую загадку, как клевер, то как можешь ты надеяться понять такую глубокую тайну, как Святая Троица?»

Известна и такая иллюстрация - говорили, что: Бог – это не 1 + 1 + 1 = 3, Бог – это 1 x 1 x 1 = 1.

Формулировались эти сложно понимаемые догматы Святыми Отцами первых веков нашей эры через преодоление различных ересей, которые обобщенно называют антитринитарианством.

Антитринитарианство есть общее название течений в христианстве, основанных на вере в Единого Бога и отвергающих концепцию «триединства Бога», то есть Троицу. К таким ересям относят модализм и адопционизм.

Антитринитаризм

Модализм (савеллианство)

Основатель ереси - Савелий из Птолэмаиды Ливийской. Название происходит от латинского слова modus (мера, способ, образ, вид). Модалисты учили, что Бог в разное время являл Себя в разных лицах (модусах, образах, личинах). С их точки зрения Отец, Сын и Дух есть по сути маски единого Бога. Во времена Ветхого Завета Он открывался как Отец, во времена Христа явился миру как Сын. В освящении людей Бог обнаруживается как Святой Дух. Это можно рассматривать как роли. Точно также как один и тот же человек в семье для отца является сыном, для жены мужем, а для дочери отцом.

В III веке учение Савеллия было дважды осуждено на поместных соборах: в 261 году — на Александрийском Соборе и через год в 262 году на Римском Соборе.

Адопционизм

Адопционисты (от лат. adoptio — «усыновлять») — последователи антитринитарианской доктрины, отрицающие божественную сущность Иисуса Христа, считая его человеком, усыновлённым Богом при крещении.

Адопционисты считали, что Сын и Святой Дух не имеют личного бытия, но суть силы Единичного Бога. Первая сила Бог-Сын участвовала в творении мира; она играет роль посредника между Богом и миром, и именно она явилась в Лице Иисуса Христа. Святой Дух — Божественная сила, которой свойственно совершать действия освящающего, благодатного характера.

Взгляды адоппционистов были осуждена как еретическая на Седьмом Вселенском соборе (787 г.)

ЕДИНОСУЩНОСТЬ ОТЦА, СЫНА И СВЯТОГО ДУХА

Между теми, кто признавали Троицу велись споры о соотношении ипостасей в Троице. Равны ли Они между собой или нет?

Различные учения, признанные ересями, придерживались мнения, что существует иерархичность различных ипостасей единого Бога. То есть некоторые ипостаси важнее или выше других.

Субординационизм

Представителями этой ереси были Иустин Философ, Тертуллиан, Ориген (автор термина Богочеловек).

Субординационизм есть учение о неравнозначности и соподчинённости ипостасей Троицы, согласно которому Сын-Логос и Дух Святой происходят от Бога-Отца и подчинены Ему.

В ранних формах субординационизма утверждалось, что Сын и Дух Святой являются творениями Бога-Отца. Иустин Философ считал, что Сын-Логос не существовал предвечно, а был порождён Богом-Отцом. Порождение Логоса Богом-Отцом связывалось у него с сотворением мира: Бог-Отец, порождая Сына, сотворяет через Него всё сущее.

Ипостаси Троицы, согласно Иустиану Философу находятся в состоянии иерархического подчинения: мы чтим Творца вселенной, сущего Бога; знаем Сына Его и имеем Его на втором месте, и Духа пророческого имеем на третьем месте.

Полноценным Богом Ориген признавал только Бога-Отца, а Иисус у него — посредник между Богом и миром. У Иисуса, по мнению Оригена, двойственная (человеческая и божественная) природа, а в отношении Святого Духа в Новом Завете недостаточно данных, чтобы судить о его сущности.

Арианство

О происхождении Ария ничего не известно. До 311 года он прибыл в Александрию и рукоположён во диакона. Широкую известность Арий получил после того, как вступил в спор с епископом Александром, употребившим в публичном обсуждении выражение «Бог есть Троица во Единице и Единица во Троице». Арий усмотрел в этом выражении савеллианство. Арий проиграл в публичном диспуте, после чего Александр отлучил его от церкви.

Отлучение не остановило распространение учения Ария. Вместе с ним от церкви отпало значительное количество простых прихожан, до трети пресвитеров и несколько епископов.

Арианство расходилось с другими течениями христианства того времени в интерпретации природы Христа: Арий утверждал, что Христос сотворён Богом, и следовательно, во-первых, имеет начало своего бытия — при этом он цитировал слова из книги Притчей (8:22): Господь создал Мя в начало путей своих (в смысле творения Сына Божия самим Богом), и, во-вторых, не равен ему: в арианстве Христос не единосущен Богу, как утверждали оппоненты Ария александрийские епископы Александр и затем Афанасий, а лишь подобосущен ему.

Таким образом, по учению Ария, Сын Божий Логос (Христос) – творение Бога, следовательно, не единосущен ему, т.е. в сравнении с Богом-Отцом является существом низшего порядка.

Бог-Сын, согласно Арию, не безначальный Бог, а первое «творение». Из этой предпосылки получалось, что не сам Бог пострадал плотью за грехи человечества на Кресте, а пострадало творение. Согласно христианству (догмату искупления) только сам Бог мог спасти человечество от греха и смерти, а согласно Арию людей спасло творение.

Учение Ария осуждено как еретическое в 325 году на 1-ом Вселенском Соборе в Никее, где утверждалось, Сын является тем же самым Богом по сущности, что и Отец: «Бог от Бога» (в противовес Ариевому выражению «из не сущего»), то есть Сын и Отец одна сущность — Божество.

НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ

Чтобы дать ответы на все основные вопросы, связанные с сущностью Бога в христианском вероучении, а также дать понятные критерии чтобы отличить правильное учение от всевозможных ересей, на 1-ом Никейском Соборе был принят Символ Веры:

Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого [а именно Сына] всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа. А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошёл из несущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем — таковых анафематствует кафолическая [и апостольская] церковь. Аминь.

ПОЧЕМУ ТАК СЛОЖНО?

Имеются разные определения бога. В язычестве бог это бессмертное существо, обладающее сверхъестественными способностями. Среди множества других богов, конкретный бог мог быть не обязательно всемогущим и тем более добродетельным. Боги, как и люди, делали как хорошие, так и дурные дела, в том числе друг с другом воевали, предавали, крали, прелюбодействовали и совершали другие нелицеприятные поступки.

В буддизме и даосизме бог не персонифицирован, он выражен в некотором общемировом принципе, духе. На вопрос о Боге Будда не отвечал, ибо считал подобные вопросы бесполезными. Таким образом, в буддизме бога нет.

Авраамические религии (иудаизм, христианство и ислам) – религии монотеистические, они верят в единого Бога-Творца.

Однако в христианстве определение Бога этим не ограничивается. В нем имеется учение о Троице. Бог един, но имеет некое сложное устройство (если можно так выразиться о Боге), а именно - три лица, три ипостаси – Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой дух.

Греческое слово «ипо-стасис» буквально означает «под-стоящее» и в латыни обозначается как «субстанция».

Все три ипостаси Бога равновелики, никто не выше и не ниже остальных. Кроме того, Бог Сын - это еще и человек (после того, как родился от Девы Марии). Вместе с тем он существовал всегда наравне с Богом-Отцом.

Третья ипостась, Святой Дух, с одной стороны равновелика с остальными, с другой - исходит от Бога-отца (у католиков также от Бога-сына).

Такое понимание Бога у многих людей вызывает вопрос - зачем так сложно? На это можно ответить - есть вещи простые, а есть вещи сложные. Учение о Троице безусловно является сложным для понимания. Святые Отцы говорят, что это тайна и человеческому разуму этого не понять. Но спросите у мусульман, к примеру, можно ли постичь Бога? Нет, ответят приверженцы ислама, Бога невозможно постичь, Он непознаваем. Поэтому какая разница, что является непознаваемым, Бог как единица, или единый Бог, как Троица? Ни то непостижимо, ни это.

Имеется разные подходы к пониманию, что такое истина. Есть естественно-научный подход, основанный на опыте. Истина о том, что яблоко падает вниз, доказывается тем, что можно это сделать и убедиться в этом. Но имеется множество областей знаний, где это не работает. Например, считается, что Пушкин, Чайковский, Достоевский - гении. Истина ли это? Никакой опыт не докажет вам, что Пушкин - гений, а Хвостов - графоман. Такие же сложности вызывают многие философские категории - например, красота. Никакой опыт не докажет вам, что это красиво, а это безобразно.

Истина о гениях или о красоте определяется через авторитет тех людей, многие из которых посвятили изучению данного вопроса достаточно много времени, многие - всю жизнь. Благодаря этому они стали экспертами в своих областях.

В области религии такими людьми являются Святые Отцы, посвятившие Богу всю свою жизнь и достигшие высокого уровня святости. Многие из них проводили за молитвой и другими духовными подвигами многие и многие годы.

Например, преподобный Серафим Саровский — один из наиболее известных русских святых. Наиболее знакомый для его образ — это добрый старец, находящий ласковое слово для каждого к нему пришедшего. Как же святой Серафим таким стал? Здесь следует вспомнить, что он был, в первую очередь, монахом — подвижником. Восприняв монашество как истинное служение Господу Богу и желая стяжать Его благодать, преподобный Серафим Саровский прошел все духовные ступени подвижничества.

Чтобы хотя бы немного представить силу духа этого человека, дадим краткое описание его духовным подвигам:

в течении трех лет совершал подвиг столпничества, Серафим нашел для себя в лесу гранитный камень-валун, который находился на полпути между его жилищем и Саровским монастырем. Каждую ночь преподобный Серафим всходил на этот камень и, стоя на коленях или в полный рост, совершал молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». Помимо этого камня-валуна святой старец поставил еще один камень у своей пустыни (жилища) и каждый день, с утра до вечера, совершал молитву на нем. Лишь на краткое время он сходил с камня, чтобы принять пищу и немного передохнуть.

в течении трех лет совершал подвиг молчальничества. Кто бы ни приходил к старцу, он не выходил из своей кельи. Если же преподобному приходилось встречать кого-либо в лесу, то он падал перед этим человеком в земном поклоне и не поднимал головы, пока тот не уходил.

Восемь лет прожил в затворе, в келье не было никаких удобств, не было практически никаких вещей, только обрубок пня (стол), икона Богородицы и лампада. Света в келье преподобный не зажигал. Он ни с кем не общался, никуда не выходил и никому не открывал дверь. Известен случай, когда в августе 1815 года обитель посетил епископ Тамбовский Иона. Желая увидеть преподобного Серафима, он подошел с братией к келье святого. Несмотря на визит такого высокого гостя, преподобный Серафим не нарушил своего затвора и не вышел из кельи. Стоит отметить, что и епископ Иона по достоинству оценил решение затворника, не разрешив братии сломать дверь в келью.

Если кто-то примерит на себя все это, то может ощутить силу духа Серафима. Например, хотя бы одну ночь простоять на камне в лесу, произнося непрестанно молитву. Нам, мирянам, не то что сделать, но представить сложно такое. Да и из монахов такое мало кому под силу. Поэтому нам не дано знать, как изменилась его личность, как укрепился его дух, насколько он смог укротить свои страсти благодаря своим стараниям и Божьей благодати.

Я описал духовных опыт преподобного Серафима только лишь для примера. Очевидно, что подобные практики достаточно сильно отразились на духовных качествах, на духовном видении преподобного Серафима.

Наиболее почитаемые святые, которых мы называем Святыми Отцами, и которым относится в том числе преподобный Серафим, эти авторитетные деятели христианства, опираясь на свое духовное зрение, определили, как следует христианам понимать Бога.

В длительной дискуссии они выработали общее понимание, что Бог есть Пресвятая Троица. Это определение, которое можно принимать или нет, но с определением невозможно спорить. И кто знает, если бы вы отдали столько же времени молитве, посту, другим духовным практикам, сколько отдали Святые Отцы, то не исключено, что и вы бы пришли к той же Истине, что и они. И у вас не возникало бы сомнения в том, что это есть Истина и что эта Истина такова.
 


Рецензии