Спасибо за урок

        Прозвенел звонок, начался урок. Пятиклассники пересвистываются, очень хочется им узнать, как учитель отреагирует.
        - О, птички с утра поют, - говорю я.
        Мальчишки переглядываюся и начинают пересвистываться активнее.
        «Ну-ну, - думаю, - и не надейтесь, что буду вам разрешать безобразничать на уроке», а вслух говорю:
       - Что ж, не удивлена, класс-то у вас с птичьими фамилиями: и Воробьёв есть, и Орлов, и Галкин, и Лебедев.
       - А ещё - Журавлёва, - кричат довольные мальчишки.
       - Вот она-то как раз и ведёт себя подобающе, понимает, что находится не в лесу, а в школе.
       Пристыженные мальчишки смолкают.
       - А вообще-то, людей с фамилиями животных много, - говорю я, – ну-ка, вспомните какие-нибудь.
       И тут началось…
       - Медведев, Зайцев, Волков, Лисицын…
       - Дятлов, Ершов, Комаров…
       - А вот Крокодиловых, Жирафовых и Гиеновых нет, - улыбаюсь я. – Как вы думаете, почему?
      - Потому что эти животные в Африке живут, не у нас,  - догадываются ребята.
      - Правильно! Каких животных встречали люди, такие фамилии  соотечественникам и давали. Вот если человек умел красиво говорить, то он становился Соловьёвым, а юркий, пронырливый получал фамилию Воробьёв.
      Мальчишки оглядываются на Алёшу Воробьёва, который сидит на последней парте.
      - Точно, он всегда первым в столовую прибегает.
      - А сокол и орёл всегда считались птицами благородными, вот и людям с горделивой осанкой давали эти фамилии.
     Вижу, как Димка Орлов выпрямляет спину.
     Ищу в смартфоне стихотворение Сергея Михалкова о фамилиях и начинаю читать.
              Каких фамилий только нет:
              Пятёркин, Двойкин, Супов,
              Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,
              Пупков и Перепупов!
              В фамилиях различных лиц,
              Порою нам знакомых,
              Звучат названья рыб и птиц,
              Зверей и насекомых:
              Лисичкин, Раков, Индюков,
              Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,
              Мокрицын, Волков, Мотыльков,
              Бобров и Перепёлкин!
              Но может некий Комаров
              Иметь характер львиный,
              А некий Барсов или Львов -
              Умишко комариный.
              Бывает, Коршунов иной
              Синичкина боится,
              А Чистунов слывёт свиньёй,
              А Простачков - лисицей!
              А Раков, если не дурак,
              Невежда и тупица,
              Назад не пятится как рак,
              А всё вперёд стремится!
              Плевков фамилию сменил,
              Алмазовым назвался,
              Но в основном - ослом он был,
              Ослом он и остался!
              А Грибоедов, Пирогов
              Прославились навеки!
              И вывод, стало быть, таков:
             Всё дело не в фамилии, а в человеке!
        Ребята внимательно слушают.
        - Знаете, кто такой Грибоедов? – спрашиваю я их.
        - Да, он «Горе от ума» написал.
        - А кто такой Николай Пирогов?
        Молчат, переглядываются, не знают.
        - Это учёный, врач. А вот женщина геолог со смешной фамилией Попугаева нашла в Якутии алмазы.
        - А какой вес имел самый большой алмаз? – интересуются ребята.
        - Не помню, поищите ответ в смартфонах.
        Через несколько секунд слышится:
        - Самый большой алмаз - Куллиан, 530, 2 карата.
        - Карат – это сколько?
        - 0, 2 грамма.
        - А почему именно в каратах измеряют драгоценности?
        - Существует такое дерево интересное – рожковое, у него все семена весят одинаково – 200 миллиграммов, так вот ещё с давних времён они были взяты в качестве меры веса.
        Кто-то начинает перемножать…
        - Ну, а теперь приступим к новой теме, - говорю я.
        В конце урока ко мне подходят несколько мальчишек.
        - Спасибо Вам за урок.
        - И вам спасибо, – улыбаюсь я…
        Смотрят удивлённо.
        - А нам-то за что?
        - За то, что вели себя хорошо, - отвечаю.


Рецензии
Я была в пединституте студенткой передовой. И добросовестно учила 24 приема педагогического воздействия. И там было написано, что если поют или свистят, нужно обратиться к классу со словами:"Давайте послушаем. Кажется кто-то свистит!" И ребенок застесняется и замолчит. У меня на уроке запел один ученик. Во время самостоятельной работы. Ну я и применила прием. А он запел еще громче. Нестеснительный попался.

С каким теплом я вспоминаю школьные годы,которые уменя так долго длились. Приятно встретить коллег. Будьте здоровы.

Валентина Телухова   04.05.2019 14:47     Заявить о нарушении
Сколько бы ни учили мы педагогику, методику и психологию, а всё равно приходится самим искать выход. Каждый ребёнок индивидуален: кого-то нужно пожурить, а к кому-то и строго обратиться.

Наталья Катаева-Вергес   04.05.2019 15:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.