Israel history correctives

ОТДЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ – 19 – 20 ВЕКА
Факты и события.

Поводом к написанию настоящей статьи явилось то обстоятельство, что в последние годы разными авторами была опубликована масса статей и даже книг, содержание которых зачастую было хотя и внешне удобоваримым  для малоинформированного читателя, но нередко включало в себя искаженные или выдернутые из контекста факты.  О чем я уже писал неоднократно в своих заметках и репликах на статьи авторов и блоггеров «Еврейского мира» и «Форума».  Здесь я должен с огорчением заметить, что по какой-то причине многочисленные тиражные американские русскоязычные СМИ вообще дружно уклоняются от публикации материалов на еврейские темы. 
Итак, большая часть 19-го века характеризовалась весьма рыхлым в политическом плане управлением Палестины тогдашним хозяином – склонявшейся к закату Османской империей.  На этой территории жили самые разные племена, в основном арабы-мусульмане, а также иные мусульмане и иудеи (евреи, в целом соблюдающие еврейский Закон).  Плотность населения была относительно невелика, и лишь к 20-м годам 19-го века его численность выросла до следующих размеров:  ~ 800 тысяч арабов и ~ 50 тысяч евреев.  Причины роста еврейской популяции определялись фактами эмиграции евреев из Европы, главным образом России, в связи с погромами, а также, в меньшей степени, религиозными соображениями.  В этот период – я имею в виду 19-й век – каких-либо явных помыслов еврейства в плане организации собственного независимого государства в Палестине не было.  По простой причине – подавляющий контингент евреев был традиционно ортодоксально верующим, а в соответствии с этой традицией по воле Всевышнего, рассеявшего евреев по миру за их грехи, евреям следовало находиться в изгнании, искупать свою вину за нарушение обета и ждать прихода Машиаха (еврейского мессии).  С божьей помощью в тот период разноверующие – евреи и арабы – более или менее уживались друг с другом, а отдельные стычки между ними носили исключительно экономический, а не религиозный характер, и существенной эмиграции евреев из других стран не наблюдалось.   В конце же 19-го века, в связи с нарастанием упомянутой выше погромной для евреев ситуации, эмиграция евреев усилилась и достигла названной выше цифры.  В период последних десятилетий 19-го и начала 20-го века, опять-таки с связи с нараставшей угрозой здоровью и жизни евреев, но никак не по чисто религиозным соображениям, среди нерелигиозных лидеров еврейства – светских политических сионистов – укрепилась мысль о создании еврейского государства, в границах которого была бы обеспечена физическая сохранность евреев как народа, нации.  Подчеркну, что речь не шла о воссоздании древнего Эрец Израиля с соответствующей системой жизни (была такая шутка – Соломон управлял Израилем «соло и моно» без всяких там кнессетов).  Более того, на полном серьезе рассматривалась идея создания еврейского государства на какой-либо малозаселенной территории, например в Уганде (где «жили люди-дикари»).  Однако эта идея не получила развития, в частности против нее категорически возражал Зеев Жаботинский – правый реформист.  Он резонно отметил, что никакой народ добровольно не отдаст своей земли и придется вытеснять его силой.  Но делать это целесообразно там, где все-таки уже постоянно проживают и проживали с древних времен евреи, т.е. в Палестине.  Признав землю Палестины арабской, З.Ж. тем не менее выдвинул идею, которой он придерживался до конца – вытеснить арабов силой, построить «железную стену» для защиты границ нового государства, а в дальнейшем предоставить арабам компенсации за отобранную землю.  В какой степени эта идея была реализована или не реализована – будет идти речь в дальнейшем. 
В период интенсивной деятельности политических нерелигиозных сионистов начали развиваться новые идеи в еврейской ортодоксии.  Отдельные современные ортодоксы взяли на вооружение идеологию известного авторитета  - равва Кука (начала 20-го века).  В то же время вышедшие в 18-м веке из ортодоксии хасиды, здесь речь идет об ответвлении Хасидизма – Хабаде – вплоть до предпоследнего авторитета – Шестого Любавического Ребе, оставались на прежних позициях.  Определенный сдвиг в Хабаде произошел в период активной деятельности Седьмого (последнего) Любавического Ребе Менахема Менделя Шнеерсона.  Причиной изменения позиции Хабада в этом вопросе явилась убежденность Ребе в том, что Машиах уже практически явился, но пока еще не раскрылся.  Нужно отметить, насколько мне известно, впрочем, могу и ошибаться, что в настоящее время в Хабаде тем не менее продолжаются дискуссии на предмет обоснованности создания Израиля в 1948-м году с теологической точки зрения, тем более что известнейший современный классификатор Талмуда Штейнзальц не считает, что признаки возможного прихода Машиаха столь уж явны.    Уже можно сказать всемирно известная хасидская секта Нетурей Карта считает Израиль творением дьявола и категорически не признает его легитимность.  Какова теологическая обоснованность позиции Нетурей Карта, помимо упора на отсутствие признанного всеми Машиаха в настоящее время?  Дело в том, что Традиция диктовала еврейству проживание в странах рассеяния, подчинение законам этих стран, укрепление близости к Всевышнему и неучастие в какой-либо деятельности, не связанной с этим.  Грубо говоря, быть тише воды и ниже травы (непохоже , что кого-либо из нас такое положение устроило бы!).  Некоторое время назад почти весь Израиль был возмущен тем фактом, что представители Нетурей Карта приняли участие в некоем «шабаше», устроенном в Иране в бытность Ахмадинеджада его Премьером, где было продемонстрировано полное взаимопонимание сторон по вопросу существования Израиля.  А что делают евреи на территории врага Израиля – Ирана (на территории нынешнего попутчика Израиля – Саудовской Аравии – ни одного еврея вроде бы не просматривается!)?  Оказывается, они обладают в Иране всеми религиозными и почти всеми гражданскими правами, за исключением права быть избранными на важные государственные посты.  Последнее обстоятельство конечно является дискриминацией с современных демократических позиций, но вполне укладывается в русло традиционных представлений.  Еврейская Традиция возбраняла евреям заниматься политической деятельностью, только лишь служить Богу.  То есть их второразрядное положение в Иране («зимми») определено волей Бога до прихода Машиаха.  Что же получается с точки зрения нормальной логики – враг Израиля Иран толерантен к тем евреям, которые соблюдают традиционный еврейский Закон, а друг-попутчик Сауди – не толерантен?  Здесь имеется загогулина, как сказал бы Ельцин.  Так что замнем вопрос для ясности...
Несколько отвлекшись на теологическую сторону, вернемся к истории политического сионизма.  Деятельность сионистских лидеров, возможность их доступа в кабинеты власти Великобритании, почти социалистическая идеология британских лидеров, а также их далеко идущие планы (впоследствии не реализованные в связи с распадом Британской Империи), которые определяются известным положением – у Британии нет постоянных друзей, а есть постоянные интересы -, привела к формулированию т.н. Декларации Бальфура, предусматривающей создание Еврейского Дома в Палестине.  В дальнейшем на основе этого документа были приняты Резолюция Лиги Наций, а еще позднее в развитие этого – Резолюция ООН об образовании Израиля как государства, а не просто дома, где могут проживать евреи (одновременно с образованием нового арабского государства), причем отдельные территории решено было распределить в соответствии с соотношением численности проживающих на них евреев и арабов.  Другими словами, как Израиль, так и Арабское Палестинское государства изначально не были запланированы как мононациональные.  К каким новым и можно сказать неожиданным трудностям это привело – можно видеть в настоящее время.  В тот период среди еврейских лидеров, насколько мне известно, не было существенных возражений против немононациональности государства. 
Принятие решения ООН во многом было предопределено тем фактом, что со стороны еврейства была проведена огромная подготовительная дипломатическая работа с рядом стран, в том числе со странами Латинской Америки, без «добра» последних всё бы зависло, поскольку многие ведущие европейские и другие страны не только, как оказалось, воздержались от голосования, но и голосовали против.  Впрочем, всё это широко известно. 
Арабские страны не поддержали решения мирового сообщества и начали агрессивные военные действия и войны, имевшие конечной целью ликвидацию Израиля как государства.  Причем агрессия против Израиля как бы не объявлялась ими акцией по уничтожению евреев, как это сделал в свое время Гитлер, но к чему бы она привела в случае поражения Израиля – понятно. 
Весьма своеобразна позиция ряда западных государств, главным образом США, Англии и Франции, и их дипломатические действия в период этих войн, прежде всего Шестидневной войны и Войны Судного дня (об СССР не будем говорить, здесь все понятно – Израиль ведь не против капитализма, на что рассчитывали советские лидеры).  Что же касается упомянутых выше стран, то отдельные их действия весьма сильно критикуются со стороны правых, которые забывают, что у этих стран есть и свои интересы, кроме интересов Израиля.  По крайней мере в тот период, хотя Израиль являлся с точки зрения международного права суверенной страной, его независимость была относительной.  Если во время стычек во второй половине 40-х годов Израиль смог отбиться от врага в основном с помощью советского оружия, то в Войне Судного дня решающую роль сыграла уже экстренная американская помощь.  Понятно, что Израиль вынужден был выполнять и указания «сверху».  Например, было остановлено в свое время успешное наступление израильских войск на Египет, поскольку разгром этой страны не входил в сферу интересов Запада. 
Сейчас многие правые считают, что Израиль уже победил и должен вести себя как победитель с побежденными, диктуя им свою волю.  О какой победе идет речь не очень понятно.  Символический жест Трампа – дело хорошее, но перенос посольства планируется осуществить в течение целых двух лет.  Вопрос в виде шутки – а не мог бы «застройщик» организовать застройку в течеиие допустим трех месяцев, какие тут проблемы?  Вопрос в том, что, повторяюсь, решение Трампа является пробным шаром, сравнимым с таким военным действом как разведка боем.  Как-то в нашей прессе, хотя и упомянуто, но как бы между прочим, мнение Трампа о том, что должны быть созданы два государства для двух народов на базе договоренности между ними!  К слову, он не раз возвращался к мысли, что вопрос должен решаться не извне, а именно самими заинтересованными сторонами.  Как видим, Трамп вовсе не стремится волевым путем перечеркнуть Резолюцию ООН №181 об образовании двух государств, не так-то всё просто.  К сожалению, правые несколько преувеличивают значение того момента, что Аббас якобы побил горшки с Америкой своей последней речью.  В связи со своим весьма взвешенным состоянием – над ним нависает Хамас – ну, просто не мог бы не критикнуть Трампа.  Вспомним, как тогда еще не покойный Арафат сказал, кажется, Рабину, что подпиши он  всё, что от него требуют, то на следующий день он был бы покойником.  Восток есть Восток, однако...  Не могу снова не подчеркнуть, что наиболее правую позицию занимают не столько израильские правые, сколько окопавшиеся в Брайтоне, Германии и др. местах «наши люди», которые тем не менее не спешат воссоедититься с землей древних предков, а некоторые из них даже покинули Израиль. 
Последнее решение Кнессета так же носит достаточно символический характер, хотя и особых возражений не вызывает.  Упрощение же сложной ситуации словесами правых является ничем иным, как навешиванием лапши на уши доверчивых пенсионеров.
Продолжение следует на тему:  «Сионизм или «Синедрионизм» как будущее Израиля».

Вышеприведенная статья ранее была опубликована в ресурсе Proza.ru (Aleksandr Voloshin4).  В связи с последними событиями, а также в качестве реакции на некоторые отзывы, хотелось бы добавить несколько слов.
Один из читателей непосредственно на блоге «Евр.мира» указал, что основной причиной массовой эмиграции российских евреев в Штаты в конце 19-го – начале 20-го вв. были не столько погромы, сколько введение в России государственной монополии на производство и продажу спиртных напитков, а в последнее была втянута значительная масса еврейства.  Так ли это, я имею в виду степень влияния этих двух событий на масштабы эмиграции, трудно сказать без детального анализа соответствующей информации.  Во всяком случае преуменьшать влияние погромов на психику людей, хотя число жертв находилось в пределах нескольких десятков, и со стороны евреев имели место ответные действия, в том числе вооруженные – нельзя.  Ведь предистория российского еврейства свидетельствовала о постоянном негативном отношении к нему как со стороны официоза, так и населения, что не могло не обострить реакцию на погромы (при этом надо отметить, что это неприятие евреев носило исключительно религиозный характер, но никак не расистский, не собственно национальный, т.к. выкресты пользовались практически всеми правами).
В последние годы в Израиле со стороны правых крайних, а также некоторых неофитов, которые стали вдруг сильно религиозными, проявилась весьма определенная тенденция к негативизации роли большинства политических и военных лидеров Израиля, на что я обращал внимание и ранее, как и многие другие.  Критика последних стала переходить пределы не только политкорректности (бог с ней), но элементарной объективности, став просто хамской.  Особенно в этом отношении из известных мне авторов статей в «Евр.мире» и в сети отличились уже можно сказать знаменитый  Аврутин, а также Ефраймович.  Последний, к слову, относительно недавно согласился с моим мнением о том, что не следует гадить на создателей и защитников Израиля (произошло это после того, как идиот-модератор вычеркнул мою реплику к его статье, и Е. как бы отмежевался от первого).  Характерно, что период практически огульного неприятия/okhaivaniye у/помянутыми евреями создателей Израиля, а также жесткая критика самого факта участия отставных верховных военных (явно не так уж сильно соблюдавших религиозную еврейскую традицию) в президентской гонке, явно совпал с периодом активизации деятельности религиозной части электората.  В этом мне видится некая сильно отсроченная защитная реакция последней и политиканствующих правых на факт их неучастия в деле воссоздания государства Израиль, попытка убедить народ в своей значимости (это из области почти патопсихологии)./spokhvatilisy

Aleksandr Voloshin Group, Odessa – Los Angeles

April 27, 2019


Рецензии