Французская литература романтизм, 19 век. Шатобриа

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников девятнадцатого столетия. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов России, Италии, Германии, Англии, Франции, Китая, Японии, США. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Романтизм
Французский романтизм черпал свои силы в литературе предшествующих эпох.

ШАТОБРИАН
Франсуа Рене де Шатобриан (1768-1948). Младший сын знатной бретонской семьи. Шатобриан увлекался книгами Жан-Жака Руссо, пытался писать произведение во славу патриархальной простоты. Французскую революцию 1789 года он не принял, уехав в Америку, а когда вернулся в 1792 году, примкнул к контрреволюционному движению, вступил в армию Конде, а затем эмигрировал в Англию, где пробыл около восьми лет. В Англии Шатобриан написал труд «Опыт о революции» (1797). Это произведение было проникнуто  глубокой враждебностью к недавним революционным событиям во Франции. Второе его крупное философское произведение – «Гений христианства» (1802) был закончен еще в эмиграции.
Самые значительные  в художественном отношении его произведения – «Атала» (1801) и «Рене» (1802) – были им предназначены для иллюстрации отдельных положений, развиваемых в трактате «Гений христианства». Но когда Шатобриан издал их отдельно, эти работы приобрели совершенно самостоятельное значение. Они привлекали читателей изображением человеческих страстей, сложным развитием сюжета и трагическим финалом.  Писатель стремится  сделать свой рассказ поводом для поучения.
В 1809 году он закончил эпопею в прозе «Мученики». Историки считают писателя человеком, который первый раскрыл некоторые важнейшие черты  мироощущения людей бурной эпохи конца 18 – начала 19 века.
Отрывок из произведения Шатобриана «Ренэ»:
«…Быть может, в браке вы обретете облегчение от вашей тоски. Жена, дети наполнят, пожалуй, ваши дни. А какая женщина не постарается осчастливить вас! Пылкость вашей души, красота вашего ума, ваш благородный и страстный вид, этот взгляд, гордый и нежный, - все обеспечивает вам ее любовь и ее верность. О, с какой усладой она заключит тебя в свои объятия и прижмет к своему сердцу! Как все взгляды ее, все мысли будут сосредоточены на тебе, чтобы предупредить твою самую маленькую печаль; она будет сама любовь, сама невинность перед тобою; тебе будет казаться, что ты снова обрел сестру…»

ВИНЬИ
Альфред де Виньи (1797-1863). Писатель из старинного дворянского рода. Долгое время служил в армии Бурбонов. Рано начал заниматься поэтическим творчеством. В поэзии Виньи начала века улавливается влияние эстетики субъективного и чувственного начала понимания жизни. Небольшая книга стихов «Поэмы» (1822) легла в основу сборника «Поэмы на новые и античные сюжеты». Этот сборник имел большой успех у читателей. Революцию Виньи принимал не однозначно. Одно время он считал себя ее сторонником. Период, примыкающий к революции, ознаменовался созданием таких произведений, как драмы «Жена маршала д, Анкр», «Чаттертон», романы «Стелло», «Неволя и величие солдата».
Писатель настойчиво трактует трагедию личности  как один из моментов  исторической трагедии.
Если рассматривать его поэмы, то в них мы увидим, что автор превозносит людей благородных, гордых, далеких от утилитаризма и расчетливости. В лучшей поэме «Хижина пастуза» поэт передает красоту, надежду, которые он видит в сочувствии к людям, в искусстве, любви мужчины к женщине, и в тоже время все это переплетается с фантастической картиной зла.
Отрывок из поэмы Альфреда де Виньи «Смерть волка»:
«…За ними стали все. Уж ясно видел взгляд
Перед волчицею резвившихся волчат,
И прыгали они, как псы с их громким лаем,
Когда, придя домой, мы лаской их встречаем;
Но шуму не было: враг-человек зверям
Повсюду грезится, как призрак смерти нам.
Их мать-красавица лежала перед ними,
Как изваяние волчицы, славной в Риме,
Вскормившей молоком живительным своим
Младенцев, призванных построить вечный Рим.
Спокойно волк стоял. Вдруг, с молнией во  взгляде,
Взглянув кругом себя, поняв, что он в засаде,
Что некуда бежать, что он со всех сторон
Людьми с рабами их борзыми окружен,
Он к своре бросился, и, землю взрыв когтями,
С минуту поискал, кто злее между псами...»

МЮССЕ
Альфред де Мюссе (1810-1857). Писатель рано начал заниматься литературным творчеством. В 1830 году выходит в свет его сборник стихотворений «Сказки Испании и Италии», который имел успех у читателей. В 30-х годах Мюссе прославился своими поэмами и стихотворениями, а также романом «Исповедь сына века». В этом произведении Мюссе воссоздал внутренний мир и духовную драму той части французской молодежи 30-х годов, которая не приняла  законов нового общества. В другом  незаконченном романе «Падший поэт» Мюссе писал: «…Моя специальность  - говорить прозой и рассказывать в стиле фельетона…», писатель как бы прощался со своим романтическим прошлым.
Отрывок из произведения Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»:
«…Во время войн Империи, когда мужья и братья сражались в Германии, встревоженные матери произвели на свет пылкое, болезненное, нервное поколение. Зачатые в промежутке между двумя битвами, воспитанные в коллежах под бой барабанов, тысячи мальчиков хмуро смотрели друг на друга, пробуя свои хилые мускулы. Время от времени появлялись их отцы; обагренные кровью, они прижимали детей к расшитой золотом груди, потом опускали их на землю и снова садились на коней…»

ГЮГО
Виктор Гюго (1802-1885) - Великий французский писатель.
Огромный интерес  представляют романы Гюго – «Собор Парижской  Богоматери», «Человек, который смеется». Фабула романов остра и увлекательна, действие драматизировано, герои эффектны и красочны.
Роман «Собор Парижской богоматери» был написан в 1931 году. Действие происходит в Париже в 15 веке. Уличная танцовщица, цыганка Эсмеральда, любит капитана Феба, красивого молодого человека, настоятель собора  Клод Фролло тоже не равнодушен к  Эсмеральде и покушается на жизнь своего соперника. В этом покушении обвиняют танцовщицу и приговаривают к смерти. Звонарь собора, уродливый Квазимодо,  пытается спасти девушку. Но это ему не удается. Эсмеральда погибает.
Отрывок из романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»:
«…В этот день на Гревской  площади зажигались потешные  огни,  у Бракской часовни  происходила  церемония  посадки  майского деревца, в здании Дворца правосудия давалась  мистерия.  Об этом еще накануне  возвестили  при звуках труб  на всех перекрестках глашатаи парижского прево, разодетые в щегольские полукафтанья из лилового камлота с большими белыми крестами на груди…»

 
«Собор Парижской Богоматери» Лист 1
 
«Собор Парижской Богоматери» Лист 2
 
«Собор Парижской Богоматери» Лист 3
 
«Собор Парижской Богоматери» Лист 4

САНД
Жорж Санд (1804-1876) - Люсиль Аврора Дюпен (по мужу Дюдеван) известна под псевдонимом Жорж Санд. Она была дочерью офицера. В 17 лет ее выдали замуж за барона Дюдевана. После семи лет брака она разорвала семейные путы и бежала в Париж. Там она пытается найти свой литературный путь. Совместно с Жюлем Сандо - она пишет роман  «Роз и Бланш».
Ее первые романы – «Индиана», «Валентина», «Жак», «Лелия». Все произведения были написаны в тридцатые годы.
Позже, писательница обращается к жанру социального романа, где затрагивает большие общественные темы. Это известные ее романы – «Мельник на Анжибо», «Странствующий подмастерье», «Орас».
В романе «Орас» (1841) Ж. Санд развенчивает зло эгоиста и болтуна Ораса, возомнившего себя романтическим героем и противопоставляет ему подлинных героев баррикадных боев. В другом произведении – «Консуэло» (1843) она описывает яркую, полную приключений жизнь дочери цыганки, уличной певицы Консуэло.
Отрывок из романа Жорж Санд «Консуэло»:
«…Маленькая Консуэло, заткнув уши, ничего не слышала из того, что говорилось, глаза ее рассеянно блуждали, ни на чем не останавливаясь; она была так погружена в работу, что в течение нескольких минут не обращала ни малейшего внимания на весь этот шум. Заметив наконец, что она является предметом всеобщего внимания, девочка отняла руки от ушей, опустила их на колени и уронила на пол тетрадь; сначала, словно окаменев от изумления, не сконфуженная, а скорее несколько испуганная, она продолжала сидеть, но потом встала, чтобы посмотреть, нет ли позади нее какого-нибудь диковинного предмета или смешной фигуры, вызвавших такую шумную веселость…»

БЕРАНЖЕ
Пьер Жан Беранже (1780-1857). Многочисленные и разнообразные  песни Беранже проникнуты жизнелюбием. Он продолжал и развивал в своем творчестве традиции фольклорной песни, использовал элементы анакреонтической поэзии. Беранже писал шутливо-иронические  песни о любви и радостях жизни, создал цикл сатирических стихотворений «Маркиз де Карабас», «Челобитная породистых собак», «Святые отцы», «Бонди», «Улитка», «Старик-бродяга».
Поэт вспоминал погибших на баррикадах во время Июльских боев («Июльские могилы», «Барабаны»).
Стихотворения и песни Беранже эмоциональны, они имеют определенный сюжет.
Отрывок из стихотворения Беранже «Бедный чудак»:
«…Всем пасынкам природы
Когда прожить бы так,
Как жил в былые годы
Бедняга-весельчак.
Всю жизнь прожить не плача,
Хоть жизнь куда горька.
Ой ли! Вот вся задача
Бедняги-чудака.
Наследственной шляпенки
Пред знатью не ломать,
Подарочек девчонки
Цветы в нее вплетать,
В шинельке ночью лежа,
Днем - пух смахнул слегка!..»


Рецензии