Чужое сердце видеть, как своё...

Мне нравится писать о людях, о судьбах человеческих.

И пусть кому-то покажутся высокопарными следующие слова, но мне хочется, чтобы их имена и биографии остались в памяти потомков.

Сегодня я познакомлю тебя, дорогой читатель, с автором деревенской прозы Ириной Катовой.

Родилась и выросла она в семье эстонских крестьян, переехавших из Прибалтики в Тюменскую область.
И за всё, чего она добилась в этой жизни, что умеет, каким человеком стала, Ирина благодарна именно семье.
Всё идёт из семьи, считает она. И это так.

Её отец, Андрей Иванович, был мастером на все руки, «первым парнем на деревне». Занимался с детьми, пока те росли, именно он. Жена была слишком занята – работа занимала всё её время.

Андрей Иванович обладал прекрасным голосом, любил петь. Кроме того, в молодости хорошо рисовал. Всегда ненавидел пошлость. Просто-напросто выставлял за порог тех, кто нецензурно выражался.

Отличный рассказчик: пересказывая содержание целых книг, собирал в своём доме много односельчан, желающих его послушать. Этим даром, отметила Ирина Андреевна, к сожалению, не обладает ни один из четырёх его детей. А ведь образование-то у него было всего пять классов.

Благодаря отцу дети познали красоту природы, что в дальнейшем сказалось на увлечении Ирины флористикой.

Мама Ирины, Анна Егоровна - человек с тонким вкусом, интуитивно чувствующий красоту. Она духовно богатый человек, несмотря на  четыре класса образования.  А духовная красота, конечно же, откладывает свой отпечаток на человека. Потому, по словам Ирины Андреевны, её мама – самая красивая.

Анна Егоровна окончила ветеринарную школу и всю жизнь лечила животных.

Эту любовь впитала с молоком матери и средняя сестра  моей героини Валентина, скромница и в то же время юмористка по жизни. Она приучала маленькую Иру следить за собой, быть всегда аккуратной, соблюдать чистоту и порядок в доме. И всё это делала ненавязчиво, в процессе игры.  Она же научила сестрёнку совсем иначе взглянуть на обыкновенный букетик полевых незабудок – прищурив глаза, смотреть на него в лучах солнца.

Особая любовь у Ирины к старшему брату Валерию.

- Он воспитывал меня отдельно от родителей, - говорит Ирина Андреевна. – Всю жизнь я живу с его установкой: страшно – не бойся, больно – терпи. Отвечай на грубость достойно, отстаивай своё мнение, не бойся показаться смешной. Будь личностью, Человеком с большой буквы.

Валерий, как и отец, хорошо поёт, любит технику, всегда вступится за честь женщины.

Старшая сестра Людмила - мать троих детей. Работает, по словам  Ирины, на износ. Она кондитер, но, кроме этого, шьёт, вяжет, рисует и старается научить этому других.

О себе Ирина Андреевна говорила не очень много и не так красноречиво, как о родных.
Да это и естественно. Скромность – их фамильная черта.

В своё время она окончила училище, потом машиностроительный техникум. По специальности  строитель. Работала мастером на стройке. Вышла замуж и приехала в посёлок Московский Тюменского района.

Новое место, новые люди… Работала в госплемзаводе «Тополя» оформителем, расписывала в детском саду веранды, стены и т.п.
Когда оказалась не у дел, взбунтовалась. Творческая энергия искала выхода. То, что было заложено природой и Богом в эту хрупкую женщину, желало выплеснуться на свет божий и приносить удовлетворение обладательнице таланта и окружающим её людям.

И чудо свершилось, хотя процесс становления Ирины, как художника, проходил болезненно. Она преодолела все преграды, смогла состояться как мастер.
Увлеклась флористикой, т.к. в природе, считает Ирина Андреевна, несметные запасы подручного материала для творчества.
Решила окончить курсы  по флористике, потому как считает, что ни одно ремесло не обременительно.

Кроме того, на суд зрителей выставлялись работы необычайной красоты, выполненные изонитью. Она освоила технику выскребания по воску, аппликацию, такой вид изобразительного искусства, как графика. В основном писала портреты с натуры, в первую очередь, конечно, увидели свет портреты матери и отца.

Весь  её дом  и приусадебный участок  утопают в цветах.

Но таланту нужна аудитория, признание. Лишь тогда он раскроется полностью.
И Ирина раскрылась ещё в одной ипостаси – как писатель. Она автор семи книг. Её произведения относятся к жанру деревенской прозы. Этот жанр в наши дни по праву занимает одно из ведущих мест по популярности.

Современного читателя волнуют проблемы нравственности, любви к природе, доброго отношения к людям.

Безусловно, на творчество Ирины Катовой (псевдоним Андреева) оказали влияние такие писатели, как Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Василий Шукшин и другие.
Первая книга «Знак бесконечности» увидела свет в 2010 году. А книга «От речки до печки», вышедшая в 2016 году, является продолжением ранее написанной и изданной «Деревенское солнце».

В основе её рассказов и повестей лежат детские воспоминания о родных местах, о деревне, о людях, там живших и живущих поныне, воспоминания родных и просто  наблюдения за окружающим миром.

«Жизнь рождает мысль. Мысль родится в жизни и от жизни, есть её необходимая ипостась». Очень точно подметил С.Н. Булгаков, русский философ, богослов, православный священник, экономист.

Книги И. Катовой (Андреевой) написаны простым, доступным для чтения языком. И это увлекает, затягивает. Читаешь и не хочешь, чтобы повествование заканчивалось.
Так я читала рассказ, а если точнее, эссе-реквием «Поговори со мною, папа». Читала, плакала и снова читала. Действительно, как сказала одна из читательниц Ирины: «Это же мои мысли! Где она взяла такие слова, чтобы их выразить?». Причём, слова, глубоко проникающие в душу, сердце, ум. Слова, от которых  наворачиваются слёзы на глаза.

Этим рассказом автор отдаёт дань уважения не только своему отцу, любовь к которому бесконечна, но и его друзьям-соратникам, ученикам, людям уходящей эпохи.

Кстати, свои книги Ирина Андреевна иллюстрирует сама. Этот дар тоже от отца.

Её книг нет на прилавках магазинов. Есть только дарственные экземпляры в библиотеках, куда мою героиню приглашали и приглашают постоянно на встречи с читателями. Эти немногочисленные экземпляры зачитаны, как говорится, до дыр, поскольку пользуются огромным успехом, т.к. понятны как простому обывателю, так и читателю просвещённому, благодаря её невыдуманным героям.

Наивысшей оценкой её творчества является членство в Союзе писателей России.

А теперь несколько вопросов автору и просто интересному человеку.

- Каково место литературы в современном мире? Ваше мнение.

- Считается, что читающих людей стало меньше и читать стало не модно. К счастью, это не так. Читают многие. В последнее время и молодёжь стала больше проявлять интереса к литературе. Молодые люди, в основном, читают в формате онлайн, но, тем не менее, читают! Значит, литература жива. Радует и то, что пишущих людей предостаточно, думаю, что даже больше, чем в прошлом веке. Гениев, разумеется, единицы. Литература должна быть, иначе человечество вымрет в смысле духовном.

- Вы «творите» книгу, а книга «творит» Вас?

- Никогда не задумывалась над этим вопросом. По большому счёту, наверное, дисциплинирует, мобилизует, заставляет анализировать свои поступки, планировать деятельность, беречь время.

- Какое время жизни было для Вас наиболее интересным?

- Однозначно, настоящее. Я нашла себя, свою нишу в жизни, состоялась в творчестве. У каждого человека есть пик самоотдачи. Кто-то проявляет себя уже в школьные годы, кто-то  в юности. У меня это случилось лишь в зрелые годы, но случилось!

- Есть ли у Ваших героев прототипы?

- Да практически у всех! Есть собирательные образы и сюжеты. Всё зависит от фантазии и авторского вдохновения.

- Что хочется  донести до читателя, Ирина Андреевна?

- Сейчас утрачены многие непреходящие ценности: доброта, сострадание, соучастие, порядочность, нравственные устои. О них я и рассказываю читателям.

- В чём, на Ваш взгляд, причина успеха или неуспеха Ваших произведений?

- Язык мой прост и доступен каждому. Простое повествовательное изложение. И пишу я о простых людях, их судьбах, беру сюжеты из самой жизни. Они не оторваны от земли. Видимо, это и подкупает тех, кто берёт мои книги в руки. Те, кому они неинтересны, просто не станут их читать. Это тоже нормально. О вкусах и пристрастиях не спорят.

- Что побудило Вас в первый раз изложить свои мысли на бумаге?

 - Я обожаю эпистолярный жанр. Затрудняюсь назвать количество написанных мною писем. Однажды прочитала статью Инны Бородкиной в районной газете «Красное знамя», которая очень взбудоражила моё сознание, заставила думать, сопереживать, анализировать. Решила подискутировать на эту тему. Написала письмо в редакцию. И вдруг его опубликовали! Для меня это было неожиданной радостью. А потом захотелось писать ещё и ещё…

- Какое-нибудь из Ваших любимых стихотворений, пожалуйста.

- Очень люблю поэму Роберта Рождественского «Монолог женщины». Поражаюсь, как мужчина написал такую женскую вещь?! Но сама поэма длинная, поэтому процитирую любимое мною стихотворение Зинаиды Гиппиус:
«У каждого, кто встретится случайно
Хотя бы раз – и сгинет навсегда,
Своя история, своя живая тайна,
Свои счастливые и скорбные года.
Какой бы ни был он, прошедший мимо,
Его, наверно, любит кто-нибудь…
И он не брошен: с высоты, незримо
За ним следят, пока не кончен путь.
Как Бог, хотел бы знать я всё о каждом,
Чужое сердце видеть, как своё,
Водой бессмертья утолить их жажду –
И возвращать иных в небытие».

- Какую свою книгу Вы считаете любимой?

- Каждую крайнюю (умышленно не говорю «последнюю»). Вынашиваю, пишу, болею (в творческом смысле), потом ищу новую идею. Наиболее удавшимися считаю повесть «Деревенское солнце», рассказы «Эбонит», «Некультурные», «Наследство»,  «Федорино горе», «Домик в деревне», «Цветут герани на окне», «Военнообязанный кот», «Настоящая песня».

- Что Вы читаете и как менялись Ваши литературные пристрастия?

- Читаю классику. Из зарубежных предпочитаю Ремарка, Хемингуэя. Обожаю деревенскую прозу советского периода: В. Распутина, В. Солоухина, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Шукшина. Сейчас знакомлюсь с творчеством тюменских писателей. Люблю короткие, но содержательные рассказы. Иногда тренирую мозги публицистикой.
Литературные пристрастия? В конце 80-х – начале 90-х запоем читала историческую художественную литературу (от Рюрика до Николая II). Скупала книги этой серии. После развала Союза, когда стали доступны произведения, обличающие советский строй, годы репрессий, увлеклась серьёзной литературой этого периода. В этом перечне произведения Александра Солженицына, Дмитрия Панина, Гелия Рябова, Варлаама Шаламова, Антонова-Овсиенко, Дудинцева и других.

- Изменили бы Вы что-то в своих первых книгах?

- Планирую их хорошенько отредактировать, сюжет менять не думаю. Хотя в творчестве, как и в жизни, всё относительно. Писатель никогда не знает, закончил ли он своё произведение, вернётся ли к нему вновь, продолжит или изменит сюжет.

- Когда Вы чувствуете, что новое произведение закончено?

- Я финал знаю сразу, вплоть до последнего предложения. Иногда с него и начинаю. Знаю интригу и развязку. Чаще приходится задумываться над завязкой (началом). Пишу «кусками».  Многие тюменские писатели уверяли меня, что пишут таким же образом.

Ноябрь 2016 г.


Рецензии