Эскизы 2019 - 4

*
О какой там победе «искусственного интеллекта» пророчат фантасты и футурологи. ИИ уже даже в самой примитивной форме поработил значительную часть «смартфонозависимого» населения.  Оказывается, что «человеческие качества» (Печчеи) легко элиминируются небольшой коробочкой гаджета.
*
С увлечением перечитывал труд К.Р.Поппера «Открытое общество и его враги». Это очень важный текст, одна из самых влиятельных книг ХХ столетия. Автор позиционирует свой труд как «вклад в борьбу  с тоталитаризмом». На первый взгляд, такое заявление смотрится курьезно. Книга писалась Поппером в Новой Зеландии, далековато от основных театров  военных действий Второй мировой. Про Гитлера там практически ничего нет, и сама книга была издана лишь в 1945 году. Тем не менее…
Основной удар К.Поппер направляет на против современных ему диктаторов, а на тот образ мысли, который сделал возможным их пришествие. По мнению автора, к таковым стоит отнести Гераклита, Платона  (особенно его, весь первый том озаглавлен «Чары Платона»), Аристотеля (с последующей схоластикой), Гегеля и Маркса. Они «историцисты», наследники и выразители «племенного сознания», соблазняющие человечество сказками о необычайном и совершенном обществе, которое якобы можно построить по философски разработанному плану…
Многое автор, конечно, «осовременил», но разбор старых философских теорий «по существу» вызывает уважение. У нас многие «философы» вообще не понимают, к чему приводит реализация ряда идей, которые они повторяют. И, вообще, что значит расеюшкина философия? Скорее всего, речь идет о каком-нибудь дурном платонизме (Платон – отличный поэт, но крайне реакционный мыслитель) в сочетании с дурным гегельянством (Гегель вызывает особую ненависть и презрение Поппера за его напыщенное жульничество и безудержное восхваление авторитарного государства). Все это у нас разбавляется какой-нибудь модной пургенобразной «присадкой», типа шеллингианства, ницшеанства, бергсонианства, а недавно фукоизма-дерридадизма и т.п. Возникает очередной карго-культ с крайне печальными последствиями такого «думания».  Суверенной мысли (наподобие американского прагматизма) в наших палестинах так и не возникло;  нельзя же считать философствованием мифологизированный бред соловьевщины-бердяевщины и т.д. А уж «увлечение марксизмом» к чему привело!.. Ну, и сейчас, несмотря на внешнее многообразие философских и прочих рецепций, в основном, они выполняют фунскцию «резиновой кости» - пусть грызут, лишь бы не «лаяли» по существу. Поппер вроде бы дает пример, как надо использовать мышление для анализа того что действительно важно в текущей реальности. Но, увы!
Попперу в русской культурной среде не повезло. Его «Открытое общество» вышло в переводе в 1992 году, когда «гласность» уже закончилась и начался «полный беспредел». И хотя сам сэр Карл предупреждал своих «постсоветских» читателей, что главное для успеха реформ – это соблюдение закона, но кто его услышал!
Разумеется, и к «ОО» нужно относиться критически. Например, совсем не нравится его критика нации и национальных государств. Но попперовский космополитизм вполне понятен, если исходить из его личных обстоятельств. Но разве всякого рода «миграционные кризисы» – это не следствие безудержной «открытости» обществ, в которых размывается национальная доминанта.
Тем не менее, этот давний труд К.Р.П. становится для нас все актуальнее. Идеализация государства, поиск «лучшего» правителя – это тупики, совершенно неправильная постановка проблем, берущие начало в некритическом принятии гегельянщины и платонизма. Но дело не только в каких-то отдельных моментах идеологии или философии, либо в самой «злобе дня», а в том, что крайне важно проанализировать, какие именно элементы в отечественной мысли (или безмыслии!) постоянно приводят к отказу от свободы и крушению надежд на достойную жизнь. Ведь не просто же так очередной шанс на жизнь в свободном обществе оказывается упущенным, и безнаказанное людоедство торжествует снова и снова. Господство криминала – это ведь и есть, по сути, торжество варварства, «племенного сознания» «закрытых обществ» в обрамлении своеобразия текущих ситуаций. Но откуда возьмется такой новый «поппер» у нас или для нас!
*
С.В.Савельев в книге «Нищета мозга» правильно пишет: «На сегодняшний день наши обезьяньи корни продолжают играть решающую роль в выборе стратегии истребления собственной жизни». Для наблюдателя действия этих обезьянок могли бы выглядеть весьма забавными, если бы не были столь опасными.
Весьма интересна у этого мозговика идея о том, что эволюция мозга и тела идут разными путями и церебральный отбор (сортинг) следует своей «логике». В различные эпохи отбираются люди с определенными мозгами, они то и «заказывают музыку». Потом приходят другие и возникает нечто вроде революции.
Любопытно спроецировать это на сортинг советского периода. Тогда людей с определенными качествами убивали миллионами. Остались те, кто остался, то есть, преимущественно, способные к двоемыслию и не способные к свободному выбору. Шанс на изменение они восприняли, как разрушение основ и успешно восстановили комфортный для их мозгов «совок». Но беда в том, что для сохранения конкурентоспособности в мире картина этого мира, бытующая среди совков совсем не подходит. По всей видимости, потребуется гораздо более жестокий «сортинг».
(Немцы вон тоже не успокоились после  развязанной ими первой мировой войны).
*
Коммунизм как большая тоталитарная секта. Все признаки.
*
Мусорный спазм – девальвация государства. Характерный пример тупости, алчности и некомпетентности. Государство вообще стало «пустотелым»: не может решить удовлетворительно НИ ОДНОЙ задачи. Слуги-чинуши компрометируют себя многократно. Институт государства все больше воспринимается как вредный и ненужный. Прав ли Гильбо, считающий, что «корпоратократия» снесёт левиафана ко всем чертям. И уже сносит…
*
«Дневник» Черняева. Писчик строит из себя интеллектуала-вольнодумца, но критическое отношение к советской действительности не мешало ему десятилетиями жрать из номенклатурного корыта. Потом еще вопрос, насколько подлинны (по времени) были записи, не скорректированы ли они под влиянием «гласности» и т.п.
Но, несмотря на брезгливость, в тексте можно найти любопытные вещи о конце советского периода и некоторых персоналиях, особенно тех, кто обрабатывал сознание совнарода.
На другом полюсе – переписка Седаковой-Бибихина (каким самомнением со стороны дамочки-поЕтессы» было это публиковать!).
Сейчас многие возмущаются алчностью «пастырей» или смеются над дикостью «чаплинизмов» и т.п. Но тропу для нынешнего мракобесия торили рафинированные (до смешного) седаковы-бибикины…
И вот они празднуют свое «воскресение».
*
Довольно странно и смешно наблюдать за ажиотажными обсуждениями выборов в соседней стране. Неужели непонятно, что успех комика и даже проблемы газового транзита – это вещи глубоко второстепенные. А главное, это то, что среди соседей множество тех, кто хочет нас УБИВАТЬ. И многие уже делали и делают это.


Рецензии