Баба Шанель

(Театр «Большая Медведица» на «Свободном, 24». Режиссёр Валерия Приходченко)

СЕРГЕЙ. Да! Так вот! Наш непрофессиональный – не побоюсь этого слова! – ансамбль русской песни «Наитие» существует десять лет при Орджоникидзевском районном обществе инвалидов! Вы все - инвалиды! Но вы – не инвалиды!
У Сергея всклочены волосы, глаза горят, он трясет пальцем над головой.
Вы поражены физическими недостатками, может быть! Да! Может быть! Но душевными – нет! Их у вас не занимать! Да, мы занимаемся не в барском, не в царском с колоннами дворце, а здесь, в доме культуры ВОГ, то есть, Всероссийского общества глухих …
КАПИТОЛИНА. А начинали-то мы – в ДК у слепых …
СЕРГЕЙ. Но - какая разница! Главное – наши души, которые сливаются … Много ли нам надо? Ведь тут есть для репетиций – всё! Вот, фортепиано для распевки, вот кулисы, вот фонари, вот мой баян, вот мы все тут, собираемся и поем, и поем, и душа поет!
(Н. Коляда. «Баба Шанель»);
***
Каждая российская женщина, достигнув определённого законом возраста и степени износа, имеет право выйти на пенсию. То есть, окончательно выйти, без всяких работ и подработок. Ну и что, скажите на  милость, этой самой женщине делать, если никому-то на белом свете она давным-давно не нужна? Или нужна - но редко, когда правнуков девать некуда?

Участницам вокального ансамбля «Наитие» в этом отношении более чем повезло:  «Всероссийское общество глухих» не только предоставило им свой Дом культуры, но и спонсировало пошив грубоватых, но зато очень ярких, с кармашками в виде котят и божьих коровок, концертных платьев. И теперь ни один из праздников не обходится без выступления этих голосистых бабушек. Поют они под аккомпанемент руководителя ансамбля Сергея Сергеевича (Андрей Попов) сочиненные им песни «о России, о деревнях и селах, о реках и озерах, о перелесках и тайге, о березах и кленах, закатах и... откатах». 
Последнее слово, кстати, подсказано запнувшемуся руководителю девяностолетней Капитолиной Петровной, мечтающей закончить свой жизненный путь вот здесь, на сцене. А что теряться, если двум ещё более древним ее подругам это уже удалось!

Но вот пришла беда - откуда не ждали, да ещё и тогда, когда бабульки десятилетие «Наития» душевно так, с салатами, винегретами, ватрушками и «арманьяком» отмечали. Явилась пред светлы очи всеми любимого Сергея Сергеевича Баба Шанель (ее играет уже известная нам по «Фанаткам» Ирина Подгорная) - и окрутила парня неопытного, обольстила речами лукавыми... И вот уж - слышите, бабоньки? - слетает со златых уст баяниста искусного слово неведомое, заморское, нашему русскому слуху ужас какое противное: «ребрендинг». А означает оно конец демократии: Баба Шанель, значит,  теперь на переднем плане сцены торчать будет, да под Цоевскую  песню «Мы ждём перемен» рот разевать. А они, «мешками кровь за  «Наитие» проливавшие» - где-то там, «вдали за рекой», «за туманами, дальними странами» располагаться будут. Чтобы неземную красоту Шанели своими старыми рожами не портить!

Ну как, скажите на милость, старушкам такую обиду стерпеть? И встают они плечом к плечу, пытаясь изгнать наглую самозванку.
Но увы, попытка сия успеха не имеет, и совсем ещё недавно хлопотливые, оптимистичные, наготовившие всякой вкуснятины бабульки впадают в уныние. Как будто злой волшебник явился в придуманную ими сказку, и оборвал нить, связывающую их с жизнью. И вот на смену шуткам и песням приходят грустные воспоминания...

Эту часть спектакля, imho, можно считать самой сильной. Друг за другом выходят на авансцену героини постановки, с унылыми лицами дирижируя в такт  музыке. И звучат их рассказы - об одиноких вечерах на даче, о похороненной кошке и разбившихся банках с солениями, о несбывшейся  мечте стать балериной... И о том, как страшно каждое утро видеть в зеркале старуху, когда ты чувствуешь себя... 18-летней девчонкой.
«Ну поговорите, поговорите со мной хоть кто-нибудь... вот Вы... или Вы», - умоляет зрителей Ираида Семеновна, протягивая в зал некий симбиоз телефонной трубки и мобильника.

Мне искренне жаль, что жестокая и холодная Баба Шанель не слышала то, чем делились с нами старушки. Нет, я не настолько наивна, чтобы питать иллюзию о чудесном исправлении женщины-эгоистки с дрянной чёрной энергией. Мне бы просто очень хотелось, чтобы Шанель хоть одним глазком заглянула в свое одинокое будущее. А ведь оно и к ней придёт, никто от этого не застрахован!

На сцене культурного центра «Свободный, 24» мы не увидели сегодня богато накрытого  бабушками стола, да это оказалось и ненужным. Артистки весьма умело изображали процесс еды (особенно удался им эпизод с костлявой селедкой и «волосатой» «шубой», эту самую сельдь «согревающую»). Ну, а «наливали» и «хлопали» рюмки они совсем уж натурально!
А ещё мне понравилась сцена, в которой бабули изображали, как «скрипят» их концертные платья, из экономии пошитые из синтетики. Как вдохновенно читала Ахматову и Цветаеву Сара Абрамовна (Надежда Исаева), становилась на руки Ираида Семеновна (Ирина Обидина), вставала в балетную позу Тамара Ивановна (Юлия Казакова). А как красиво рассказывала о рае, куда все они обязательно попадут после смерти Нина Андреевна (Юлия Исаченко)! Ну, а «нескладушку- неладушку» Капитолину Петровну (Елена Панджариди) - так вообще забыть невозможно!

Возвращаясь  домой после спектакля, я задавалась вопросом: почему  простая в общем-то постановка о чуднЫх бабушках одинаково тепло и сочувственно воспринимается зрителями самого разного возраста? И пришла вот к такому выводу: «Баба Шанель» - спектакль не только об обиженных старушках, но и о каждом из нас. О тех, кому частенько перекрывали и продолжают перекрывать кислород при попытке заняться любимым делом.  Тех, кого вынуждают стать рабами пафосных бездарей, грозя отнять то, без чего они не мыслят своей жизни.

Наглые, уверенные в себе и своих «связях» Бабы Шанели как танки прутся к поставленной цели. И им все равно, сколько людей будет раздавлено их гусеницами.
А можно ли их, Шанелей этих остановить?
Лично я в  этом не уверена. Потому что если у таких героических бабушек это не получилось - чего  уж нам пытаться?


Рецензии