Клятвенные девы

(«ЦДР», площадка «Сокол», режиссёр Алексей Золотовицкий)

КЕКИ. Давай, отрави меня. Только и ждешь, когда я сдохну. Думаешь, тогда телефоны сможете на мои деньги покупать, часы носить?
ТЕУТА. Ничего я не думаю.
КЕКИ. И правильно, и не думай. Вы — никто! И ничего вашего в этом доме нет. И жизнь ваша не дороже собачьей.
ТЕУТА. Как скажешь, Кеки. Ты мужчина, ты глава семьи. Давай пойдем, ты ляжешь, отдохнешь.
КЕКИ. В могиле я отдохну вашими заботами. А вы на ней спляшете. С голыми животами. А потом американцы вас всех... (Делает характерный жест руками.)
(Олег Михайлов. «Клятвенные девы»)

***
Албанские бурнеши - это женщины, по собственному желанию ставшие мужчинами. Нет, нет, никаких операций по перемене пола они не делают: просто дают обет безбрачия и целомудрия, и становятся главой семьи в том случае, если больше сделать это некому.
Бурнеши слов на ветер зря не бросают, нравственность семьи блюдут, да ещё и любым путём пытаются заиметь родственного по крови младенца мужского пола, чтобы было кому в будущем стать главой семьи...

Прочтя этот абзац, многие из вас наверняка подумали, что в спектакле «Клятвенные девы» речь идёт о черт-те каких средних веках. Но нет, герои постановки - это члены вполне себе современной албанской семьи: у инвалидки Лири есть не только модифицированная коляска с велосипедным рулем и ярким светильником для чтения, но и компьютер, пусть даже без Интернета. А у Розафы - девушки, взятой в семью исключительно с целью «получения» от неё наследника - мобильник, по которому она посылает смс-ки своему возлюбленному. Не все же ей с мужем-дебилом совокупляться, есть на свете мужчины и поинтереснее!

Но увы, в этой семье, хоть и живущей во времена, близкие к нынешним, сохранились высокочтимые обычаи предков, кои мы никак не можем считать цивилизованными. Чего стоит череда убийств, которой решались проблемы в отношениях с семьей, живущей по соседству! Ведь все это привело к тому, что в этих семьях не осталось в живых ни одного мужчины, кроме вышеупомянутого дебилоида, которого даже родителям невесты показать побоялись.

А как вам «нравится» рассказ всезнающих старушек, как отец Кеки, слишком долго ждавший сына, «скрашивал» свое ожидание тем, что воспитывал дочь... как мальчика? Думаю, что все те долгие годы он, портя Кеки всю ее дальнейшую жизнь, считал себя абсолютно правым. А - что? Такие же примеры и в этой деревне бывали, и в соседней, зато у его семьи всегда будет глава!
Так что будущее превращение Кеки в жестокую и своевольную бурнешу, ставшую «мужчиной» в своём семействе, было подготовлено уже с раннего ее детства.

Перечислять множественные албанские народные «дикости», с коими мы ознакомились за эти два часа - это значит пересказать всё содержание этой интереснейшей постановки. К великому счастью, режиссёру Алексею Золотовицкому удалось поставить спектакль, не ввергнувший нас  в пучину тоски-печали. Ибо все вышесказанное обыграно с необыкновенной иронией. Благодаря этому мы, зрители, не «растворяемся» в проблемах данной семьи, а просто наблюдаем все происходящее со стороны.

Спектакль сей привлекателен тем, что он совершенно не затянут. А ещё полон ярких эпизодов  и неожиданных находок (например, появление на скамейке, которую ставит «на попа» Теута, светящегося портрета ее сестры Кеки  в обличии девушки-эмблемы журнала «Юность») .
А чего стОит сцена омовения ног Кеки! Это ж целый ритуал, и горе той женщине, которая ошибется  и смешает скраб и жидкое мыло не в тех пропорциях!

 «Главу семьи» играет народная артистка РФ Татьяна Владимирова, и как играет! Ежели б смешной ведущий в начале спектакля не поделился с экрана телевизора «секретом» Кеки, мы были бы уверены в том, что это - мужчина (пока четыре старухи не раскрыли бы нам, «ху из ху»).
Играет  актриса просто гениально: она кряхтит по-мужски, когда вода кажется ей слишком горячей, грубо орет на сестру, ругается на невестку и вообще ведёт себя как заправский мужик!  А как классно Татьяна танцует и передвигается в тяжёлых здоровенных сапогах (тоже по-мужски!)

За пару часов, конечно, всю подноготную героинь спектакля не раскроешь. Но талантливые артистки дают нам возможность прикоснуться к нескольким историям из жизни их персонажей.
И - что же? Единственным, пожалуй, светлым воспоминанием  в жизни Теуты был тот момент, когда красивый солдат подарил ей (и именно ей, некрасивой девочке) огромный букет из полевых цветов. И Лири тоже, представьте себе, когда-то была счастлива и здорова, пока родовой обычай кровной мести не сделал из неё калеку. И Эдона, будучи молодой и нося под сердцем мальчика, тоже полна была радужных надежд, но кровная месть искалечила жизнь ей и ее сыну.

«В этом доме не плачут, здесь только ненавидят и проклинают», - говорит Лири Розафе. И та прекрасно усваивает урок подруги. Когда дело доходит до возможности спастись из этого ада, она просто предаёт бедную калеку...

Думаю, что многим зрителям, посмотревшим этот яркий, интересный спектакль захотелось, как и мне, взорвать к чертям собачьим проклятые старые устои, покалечившие столько женских судеб. Но, увы, мы в этом не властны. И даже сейчас, во вполне себе цивилизованное время, Канун в Северной Албании продолжает определять жизнь всего общества. А это значит, что любую ссору можно объявить поруганной честью, за которую «провинившаяся» семья расплачивается кровью.
Ну и конечно, сейчас  очень многие албанские девушки и женщины мечтают стать бурнешами. Ведь это - почёт, уважение, а главное - освобождение от того рабского положения, в котором пребывают женщины в этой стране.
А так - нацепила штаны цвета хаки и ботинки - «говнодавы», надела часы (они -только для мужчин),  сунула в пасть сигарету , научилась  орать и кряхтеть громким басом - и вперёд! У Кеки-то получилось, а мы чем хуже?

***
Исполнители: Татьяна Владимирова, Вера Харыбина, Анастасия Пронина, Елена Соловьева, Сэсэг Хапсасова, Сергей Лебедев, Адам Маскин, Андрей Гаврилов.


Рецензии