Всемогущий

Христианский Бог с большой буквы является Всемогущим о чём многократно упомянуто в Библии, как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете:

«Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (Иов. 42:2);

«А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:26);

«О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоей и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного» (Иер.; 32:;17);

«Вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» (Иер.;32:;27);

«Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (Ис.;40:26);

«Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим» (Ис.;40:28);

«Нет столь святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш» (1Цар.;2:2);

«Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.;1:;37);

«Благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что Ты приял силу Твою великую и воцарился» (Апок.;11:17);

«Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк.;10:27).

Почему именно Всемогущество так выделяется среди существенных свойств Бога? Ведь «Бог есть Свет» (1 Иоанна 1:5), «Бог есть любовь (1 Иоанна 4:16).

Светлых божеств и в язычестве много, таков в частности древнеславянский Даждьбог — бог солнечного света. Много в языческих пантеонах и воплощений любви, пример древнегреческая Афродита. Так почему же древние славяне с эллинами променяли свои божества света и любви на христианского Бога? Только Всемогущий может дать нам и нашим ближним вечное, истинно вечное, блаженство на Небесах!

Однако всемогущество всемогуществу рознь. Так, к примеру, почему Сатана, бывший первым из ангелов, не может дать вышеупомянутого блаженства?

Хотя, если воспользоваться современной философской терминологией, Сатана является экстраразмерным, метафизическим чудовищем почти за гранью нашего воображения. Вот из-за этого почти и не может. Всемогущество Бога качественно выше, Бог ограничивает Сатану, который в силу внутренней безнравственности скорее погрузил бы всех и вся в вечные страдания, чем подарил бы хоть кому-нибудь вечное блаженство.

Можно сказать, что всемогущество Сатаны ложное, а всемогущество Бога истинное. У Бога нет внешних ограничителей Его Всемогущества, есть только внутренние самоограничения нравственного плана. Вот, что сказано в Библии о таких самоограничениях Всемогущего Бога:

«Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие» (Иов. 34:10);

«если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2Тим.2:13).

Ещё очень хорошо о нравственных самоограничениях Бога высказался святитель Григорий Нисский: «В Божеском естестве изволению сопутствует могущество и мерой Божиего могущества служит воля». Это изречение святителя также хорошо объясняет почему Бог не занимается такими бессмысленными глупостями, как создание камня слишком тяжёлого даже для Абсолютно Всемогущего. Проще говоря, Бог всё может, но не всё желает, соответственно не всё делает.

При этом рассуждая об Истинном Всемогуществе, надо понимать, что наши рассуждения в силу нашей ограниченности могут быть верны тоже весьма ограниченно. Так ещё преподобный Ефрем Сирин отметил: «Бог непостижим в Своем могуществе». Однако рассуждать самим об Истинном Всемогуществе, растолковывать другим Всемогущество Божие всё-таки следует ввиду большой практической важности для нас. Только Истинно Всемогущий может дать нам и нашим ближним вечное, истинно вечное, блаженство на Небесах!

Впервые опубликовал по ссылке http://pravmed.cerkov.ru/vsemogushhestvo


Рецензии