Павлов а. н

ПАВЛОВ А.Н

К БОГУ

    Я был крещён.  Бабушкой с дедом. Хотя точно не знаю, где. Теперь не у кого стало спросить. Скорей всего, это было в селе Мошенское Новгородской области. Но жизнь складывалась так, что в церковь меня не водили. Помнил только, что в комнате, которую дед снимал в Боровичах, после того как вынужден был бросить дом и хозяйство в деревне, в правом углу была икона. Дед, садясь обедать, всегда стоя крестился на неё.

    Но какой-то внутренний интерес к церкви всегда был. В городке Кашине Калининской области (ныне Тверской) множество церквей и церквушек.  Иногда я встречал на улице попа. Всегда, проходя мимо, кланялся ему и говорил:
– Здравствуйте, батюшка.

Тот обязательно отвечал. Иногда, останавливаясь, крестил меня. От этих случайных встреч в душе возникала непонятная благость. Становилось хорошо и покойно. Прошло много лет, а эти нечаянные встречи отчётливо стоят перед глазами. Однажды, проходя около действующей церкви, увидел небольшую очередь, тянувшуюся к батюшке. Что-то потянуло встать. Батюшка кисточкой помазал мне лоб крестиком. И это, казалось бы, незначительное событие, тоже осталось в памяти на всю жизнь.

    Одно время мне часто приходилось бывать в Иркутске. Всегда посещал Знаменскую церковь на окраине города. Просто заходил и стоял. Крестился на иконы. Потом на подворье обходил могилы Григория Шелехова, Елены Трубецкой и декабристов. Вчитывался в некрологи. Это было как паломничество.

        Сергей Базаров, прекрасный математик и физик, начал работать над построением симметричного нам пространств. Это увлекло и меня. Возникла необходимость в библиотеке Духовной Академии Русской православной церкви в Александро-Невской Лавре.  На проходной спросили:

– Вы, молодые люди, чего хотите?

Ответили:
– Нам нужна библиотека.

    Дежурный набрал номер и передал трубку. Расспрашивали, что именно интересует и в связи с чем. Объяснения были довольно путанными. Толком ещё не очень понимали, чего хотели. Просто чувствовали, что надо и начинать следует с азов, поскольку ощущали себя «чайниками». В общем, нас не пустили. Как говорится, ушли не солоно хлебавши. Потихоньку стали образовываться сами. Сергей в этих вопросах преуспел. Даже вёл службы и крестил детей. Подарил мне библию, сказав:
– Читай не торопясь. Одну, две главы – утром или вечером. Каждый день. Постарайся вникать в суть.

    На прочтение ушёл год. Читал с карандашом. Делал пометки, на полях оставлял вопросы. Спустя полгода прочитал снова, опуская процедурные разделы. Постепенно почувствовал чёткую сюжетную линию и осознал величие этой книги. Сергей часто помогал. Обращал внимание на главное, особенно это касалось Евангелий:

– От Матфея, Марка и Луки – в основном описание жизни Иисуса. От Иоанна – суть учения.

   От Иоанна читал и читал. Там трудно что-то выделить. Всё кажется главным. Но три послания особенно запали в памяти:

• Гл. 13. П.54: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга.

• Гл. 17.П.15: Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
• Гл.17.П.23: Я в них, и Ты во Мне; да будут совершенны  во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. 

      Размышляя над этими словами, понял, что Бог в нас как добро и любовь.

    Начал читать «Жизнеописание достопамятных людей земли Русской» с предисловием Патриарха Московского и Всея Руси и академика Д.С. Лихачёва. Это Житие целой плеяды русских святых и подвижников. От великой княгини Ольги до святейшего патриарха Московского и всея Руси Тихона.
    Княгиня Ольга родилась на псковщине. На реке Великой, по преданию,  видела место, на которое падали три луча пресветлые несказанного света. Там возвела храм св. Троицы и возник город Псков. Она первая на Руси приняла православие. Её внук, князь Владимир, уже привёл к крещению всю Русь. От него православными стали и мы все. Многие века Россия стоит на том.

    Святейший патриарх Тихон, загубленный большевиками, тоже родился на псковщине. Был канонизирован на Поместном Соборе Русской Православной Церкви (РПЦ) в 1989 году.  Этот акт глубоко символический. Он свидетельствует, что РПЦ обратилась к подвигу российских великомучеников. С этого и началось возрождение Русской Православной Церкви. Во всяком случае, его относят к 90-м годам ушедшего века.

    Псков находится на границе России с западным миром. И это тоже символично. Вспомнил строки из стихов А. Городницкого:

Всё можно отобрать, но языка
Отнять нельзя. Он не сродни латыни.
Он растворить сумеет за века
Немецкий сленг, каракули Батыя,
И греческих монахов письмена,
Церковный слог, смешав с татарским матом,
Словесности российской каждый атом
Звенит во мне, как медная струна.


      И всё это к востоку от Пскова. Вспомнил, что и отец мой из этих же мест, да и мать с новгородчины, где в незапамятные времена княгиня Ольга по реке Мсте ставила погосты и межевала землю. Так что «тутошний» я оказался.


Рецензии