Йорданс Якоб. Пир Клеопатры

     Якоб Йорданс.«Пир Клеопатры». 1653г.Холст, масло. 156,4 ; 149,3 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

       Сюжет картины заимствован из "Естественной истории" Плиния Старшего (23-79). Царица Египта Клеопатра (68-30 до н. э.) славилась не только умом и красотой, но и экстравагантностью поведения.  Клеопатра поспорила с Марком Антонием, что она сумеет за один обед проесть десять миллионов сестерциев. Во время обеда ей подали кубок с уксусом, в котором она растворила огромную драгоценную жемчужину и выпила содержимое кубка. Луций Мунаций Планк, судивший спор, объявил Клеопатру победительницей.

 В картине изображен момент, когда Клеопатра опускает в сосуд жемчужную серьгу, а Марк Антоний, его спутник Энобард и негр-слуга застыли в немом удивлении, испытывая смешанное чувство сожаления и восхищения.

И только придворный шут, ухмыляясь, указывает рукой на нелепость безумного расточительства Клеопатры. Аллегорическая композиция, задуманная как осуждение порока Гордыни или Тщеславия, продолжает своим назидательным подтекстом национальную художественную традицию, которая восходит к творчеству Брейгеля Старшего и Иеронима Босха.

    Вверху, в центре, имеется слаборазличимая подпись художника и дата: J Jor. 1653.

    Как следует из подписи, картина написана в 1653 году и, вероятно, является парной к картине Йорданса «Смерть Клеопатры», находящейся в Кассельской картинной галерее. Ранняя история картины неизвестна, в Эрмитаж она поступила в 1937 году из Государственного музейного фонда, в котором аккумулировались и в последующем распределялись по музеям произведения искусства, конфискованные у частных лиц после Октябрьской революции. Выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 248[2].

     С большой долей вероятности «Пир Клеопатры» вместе с картиной из Кассельского музея принадлежал некоему Джакомо Антонио Каренна — оба произведения упомянуты в его завещании от 9 марта 1669 года как картины из серии «История Клеопатры».

       Заведующая сектором живописи XIII—XVIII веков отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Н. И. Грицай, описывая картину, отмечала:


     Обладая всеми особенностями, присущими декоративным работам Йорданса, эта картина отражает … одну из важнейших тенденций его позднего творчества — склонность к усложнению смыслового содержания…, выразившуюся в насыщении их разнообразными символическими и аллегорическими элементами. …Не случайно, например, Йорданс ввёл в композицию шута, с усмешкой указывающего на Клеопатру и этим жестом словно подчёркивающего всю нелепость поступка царицы".


Рецензии