Бог и боги

Дабы понять, кто такие языческие боги, в том числе почитаемые людьми добрыми. Следует для начала уточнить, кого Всемогущий Бог сотворил более могущественными, чем люди?

Смотрим начальную строку книги Бытия с толкованием профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии Лопухина А. П.:

«Быт.1:1. В начале

Как у святых Отцов, так и во всей последующей истолковательной литературе существуют два главных типических толкования данного слова. По господствующему мнению одних – это простое хронологическое указание «на начало творения видимых вещей» (Ефрем Сирин), т. е. всего того, история постепенного образования чего излагается непосредственно далее. По аллегорическому же толкованию других (Феоф. Ант., Ориген, Амвросий, Августин и пр.), слово «в начале» имеет здесь индивидуальный смысл, заключая в себе прикровенное указание на предвечное рождение от Отца второй Ипостаси Святой Троицы – Сына Божия, в Котором и через Которого было совершено все творение (Ин.;1:3; Кол.;1:16). Относящиеся сюда библейские параллели дают право объединять оба этих толкования, т. е. как находить здесь указание на мысль о совечном Отцу рождении Сына или Логоса и об идеальном создании в Нем мира (Ин.;1:1–3,;10,;8:25; Пс.;83:3; 1Пет.;1:20; Кол.;1:16; Откр.;3:14), так и еще с большим правом видеть здесь прямое указание на внешнее осуществление предвечных планов божественного Мироздания в начале времени или, точнее, вместе с самым этим временем (Пс.;101:26,;83:12–13,;135:5–6,;145:6; Евр.;1:10; Притч.;8:22–23; Ис.;64:4,;41:4; Сир.;18:1; и пр.).

сотворил Бог

– здесь употреблено слово бара, которое по общему верованию как Иудеев, так и христиан, равно как и по всему последующему библейскому употреблению, преимущественно служит выражением идеи божественного делания (Быт.;1:1,;2:3–4; Ис.;40:28,;43:1; Пс.;148:5; Исх.;34:10; Чис.;16:30; Иер.;31:22; Мал.;2:10 и др.), имеет значение творческой деятельности или создания из ничего (Чис.;16:30; Ис.;45:7; Пс.;101:26; Евр.;3:4,;11:3; 2Мак.;7:28 и др.). Этим самым, следовательно, опровергаются все материалистические гипотезы о мире как самобытной сущности, и пантеистические – о нем как об эманации или истечении божества и устанавливается взгляд на него как на дело рук Творца, воззвавшего весь мир из небытия к бытию волей и силой Своего божественного всемогущества.

небо и землю.

Небо и земля, как два конкретных противоположных полюса всего Мирового глобуса, обычно служат в Библии обозначением «всей вселенной» (Пс.;101:26; Ис.;65:17; Иер.;23:24; Зах.;5:9). Кроме того, многие находят здесь раздельное указание на сотворение мира видимого и невидимого, или Ангелов (Феоф. Ант., Василий Великий, Феодорит, Ориген, Иоанн Дамаскин и др.). Основанием последнего толкования служит, во-первых, библейское употребление слова «небо» в качестве синонима небожителей, т. е. ангелов (3Цар.;22:19; Мф.;18:10 и др.), а во-вторых, и контекст данного повествования, в котором последующее хаотическое неустройство приписывается лишь одной земле, т. е. видимому миру (2 стих), чем «небо» отделяется от «земли» и даже как бы противополагается ей в качестве благоустроенного, невидимого горнего мира. Подтверждение этому можно находить как в Ветхом (Иов.;38:4–7), так и в особенности Новом Завете (Кол.;1:16)».

 

То есть ангелы сотворены Истинно Всемогущим ещё в самом начале, задолго до сотворения людей. Значит они и являются кандидатами №1 на последующее обожествление людьми, причём в качестве сильнейших и наименее познаваемых из числа языческих богов. Ибо, к примеру, в отличие от сотворённых позднее светил и планет ангелы являются в полном смысле созданиями не от мира сего. Обитателями того Неба, что за приделами нашего космоса, а скорее даже материальных вселенных, как таковых. Следовательно по мере развития науки таких богов не разоблачишь, как это происходит с целиком и полностью выдуманными богами, а также с напрасно обожествлёнными субъектами и объектами материальных миров.

Обожествление людьми в том числе верных богу ангелов объясняет в частности парадокс существования добрых богов. Ведь согласитесь странно. Чего это добрые боги не служат Всеблагому Богу?

Верные ангелы служат Богу, но это таинственное, подлинно мистическое служение оставалось, да в значительной мере, и продолжает оставаться вне внимания, отчасти и понимания, людей. Вот такие верные ангелы и мыслятся язычниками, как самостоятельные боги, творящие добро в меру своего понимания и разумения. Хотя верные Богу ангелы естественно мыслят, глаголят и творят в согласии со Всеблагим Творцом!

Впервые опубликовал по ссылке вместе с богословскими размышлениями о всемогуществе http://pravmed.cerkov.ru/vsemogushhestvo


Рецензии