11. Урок краеведения

     СЕРДЦЕ, НЕ ВОЛНУЙСЯ! (роман-хроника в 4-х частях).

     Часть четвёртая: УЧИТЕЛЬ ОРЛОВ.
    
     11.УРОК КРАЕВЕДЕНИЯ

     Учебный год, проведенный в Ямышево, стал самым насыщенным, интересным, и в то же время неудачным для меня, слишком горьким. Здесь я не только впервые полюбил женщину, но перенес глубокие муки разочарований, тяжесть разлуки. Но об этом речь впереди.

     Сейчас о делах, о школе. Они, школьные дела, шли не так уж плохо, можно сказать хорошо. Я, как заведующий учебной частью, следил за тем, чтобы не срывались занятия,каждый урок дал проведен согласно расписанию, соблюдалась дисциплина, каждый учитель имел рабочий план по всем предметам, которые он дает в своей группе, проверялись и учитывались знания учащихся, проводились методические совещания учителей, больше внимания уделялось соревнованию, организации художественной самодеятельности, четко работало детское самоуправление, значительно оживили деятельность пионерской организации. Все это положительно отозвалось на успеваемости учащихся.

     Первую четверть мы закончили с высокими показателями.
     Седьмого ноября в колхозном клубе провели утренник, на нем вручили ударникам учебы подарки, выступали гимнасты, был показан интересный спектакль. Вечером для колхозников я сделал доклад о праздновании шестнадцатой годовщины Великого Октября. Снова был дан спектакль, но уже другой, для колхозников. И так как у нас под руками не было революционной пьесы, пришлось срочно поставить водевиль Чехова "Предложение". Я играл в нем молодого помещика Ломова, Антонина Павловна - помещицу Наталью Степановну.

     Когда мы закончили, к нам в зале подошел председатель сельского Совета Проненко, плотный и густобровый брюнет, избранный на этот пост после моего фельетона о прежнем председателе, крепко пожал нам руки и сказал:
     - Спасибо вам, дорогие товарищи, за веселый спектакль. Я от души смеялся. А вам, товарищ Орлов, вдвойне спасибо - и за спектакль и за хороший доклад.
     Шмарченко улыбался во весь рот, он был весьма доволен успехами сплоченного и активного учительского коллектива и школы в целом. Это поднимало его авторитет, как заведующего ШКМ*.

     Мы с ним решили выступить инициаторами одного весьма интересного мероприятия в районном масштабе.
     В те годы было модно писать рапорты о достигнутых успехах. Вскоре я написал такой рапорт и он был напечатан в районной газете. Мы вызвали все школы Павлодарского района встретить достойными показателями первый районный слет ударников-просвещенцев.

     Кроме русского языка и литературы, я еще вел в школе часы истории. Ребята любили этот предмет, особенно древнюю историю. Перед этим, примерно за год, вышел новый популярный учебник, где очень кратко и ярко излагалась история древних государств - Греции, Двуречья, Египта, Рима, Древней Индии и Китая.

     Однажды на уроках седьмой группы я спросил у ребят:
     - Вы знаете историю своего села?
     Последовало продолжительное молчание. Я уточнил вопрос:
     - Как оно было основано? При каких обстоятельствах?
     - Нам никто об этом не рассказывал.
     - Между прочим, очень интересная история. По яркости своей нисколько не уступает древним историям.
     - Расскажите пожалуйста.
     - Хорошо. Только сейчас мы древней историей займемся. А в следующий раз я соберу все группы и расскажу историю Ямышево.

     *****

     Собрались даже учителя на мой урок по краеведению.
     - Вы, вероятно, слышали старинную русскую песню: "Ревела буря, дождь шумел, во мраке молнии блистали"? - спросил я ребят, разместившихся в самом большом классе,который оказался тесен для многих желающих послушать. Я продолжал: - Её, эту песню, чаще всего подвыпившие люди поют. Но она сочинена не для пьяниц. Это настоящая патриотическая песня. Народная. Но сложил ее не народ, а декабрист Рылеев. И когда вы думаете? Всего сто лет тому назад. И помните, в этой песне есть еще такие слова: "На диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой". Я обращаю ваше внимание на последние слова "диком бреге" (берегу). Ермак покорил Сибирь примерно триста пятьдесят лет назад. Тогда действительно ни единого поселения на Иртыше еще не было...

     Я подошел к крупномасштабной карте и показал Иртыш.
     - По обширным степям Прииртышья, вот здесь, начиная от предгорий Алтая и далее на север, кочевали со своими стадами различные племена. Они, как известно, городов и сел не строили. Русские стали заселять эти места при Петре Первом (Великом).

     ...Однажды сибирский губернатор князь Гагарин доложил царю, что приезжающие в Тобольск бухарские купцы привозят для продажи песочное золото, добываемое на реке Дарье, близ джунгарского города Яркета. И преподнес Петру горсть такого золота. Естественно, царь заинтересовался, как туда попасть, к этому золоту. Губернатор предложил организовать торговый караван и более подробно разузнать эти места. Царь отверг его план.
    
     - Это что советует он мне - идти проторенными дорожками! Надобно достать эти места, чтобы они были под нашей рукой.
     Так примерно мыслил царь. И велел в срочном порядке приготовить указ. Он спешил в Копенгаген и уже на борту галеры "Святая Наталья" ему подали этот указ, чтобы он подписал его. Петр прочитал указ, рассердился, что не так составлен, перечеркнул его и продиктовал новый текст. Это было 14 мая 1714 года. Вот что говорилось в этом документа:

     "Понеже доносил нам сибирский губернатор господин князь Гагарин, что в Сибири, близ города Яркета на реке Дарье промышляют песочное золото, и для этого ехать тебе Бухгольцу в Тобольск и взять там у помянутого губернатора 1500 человек воинских людей с ними идти на Ямыш озеро, где велено делать город. И пришел к тому месту, упомянутых людей в той новопостроенной крепости и около ее расставить на зимовье, чтоб на будущую весну, паки возможно было скорее с теми людьми идти далее к Яркету, то накрепко смотрите того, чтоб дорогою итти такою, где была для людей выгода, также в некоторых удобных местах, а именно: при реках и при лесах делать редуты для складки провианту, расстоянием больше не было, как дней на 6 или по неделе времени от одного к другому на проходе, и в тех редутах оставлять по несколько человек. А когда Бог поможет до Яркета дойти, тогда трудиться тот город достать; и как оным с помощью Божию овладеете, то оный укрепить, и проведайте доподлинно, каким образом и в которых местах по Дарье реке тамошние жители золото промышляли. Потом тако же стараться проведать о устье Дарьи реки, куда она устьем своим вышла. Сыскать нескольких человек из шведов, которые искусны инженерству, артиллерии и которые в минералах разумеют. Прочее поступать как доброму и честному человеку надлежит во исполнение сего интересу по месту и конъюнктуре смотря".

     Не правда ли, довольно любопытный указ. Целая программа действий.
     ...Пленный швед Бухгольц в точности исполнил указ русского царя. Он взял у помянутого губернатора около трех тысяч человек (точнее 2932), снарядил 27 лодок больших и 32 дощаника, нагрузил их провиантом, порохом, свинцом, пушками и двинулся из Тобольска вверх по Иртышу.
     В отряде были и конные и пешие, ехали на телегах и гнали скот для продовольствия. Одних лошадей было более пятисот.

     Два с половиной месяца отряд добирался до "Ямыш озера". Здесь его застала зима. Недалеко от речки Присвухи люди начали возводить крепость. При крепости соорудили маленький острожок для артиллерии. Рыли землянки и обносили их частоколом. Лес доставляли с поймы реки. Тут же косили для скота, главным образом для лошадей, перестоявшую на корню траву. По озерам и в Иртыше добывали рыбу. Так возникло одно из первых русских поселений на Среднем Иртыше - село Ямышево.

     Далее я рассказал, что русских постигла неудача им преградили путь джунгары (так называли калмыков). Джунгарское царство, расположенное в предгорьях и горах Алтая, было самым крупным и воинственным в то время. Калмыки часто враждовали со своими западными соседями - казахами. Делали на их кочевья опустошительные набеги, угоняли скот, увозили женщин.

     Узнав, что по Иртышу движется большой отряд русских, хорошо вооруженный огнестрельным оружием и даже пушками, джунгарский хан выслал ему навстречу многочисленное войско под начальством Церин Дундука. Калмыки все время надзирали за русскими со степи, засылали лазутчиков и знали что делается в отряде.
     Выждав удобный момент, они отбили у русских табуны лошадей, осадили крепость и потребовали убираться. Историки приводят слова из послания Дундука, направленного Бухгольцу:
     "Наперед сего хан Тайша, - говорилось в нем, - с великим государем жили в совете и торговались. И прежде сего русские люди езживали сюда, но города не строили. Я буду вокруг города стоять и людей твоих никуда не пушу... И будет война, ежели не уйдете".

     Из Тобольска шел транспорт с провиантом, одеждой и жалованием. Уже вблизи Ямышево, где-то в районе нынешнего Павлодара, калмыки перехватили его, разграбили, лошадей угнали в степь, а людей захватили в плен, в лагере Бухгольца пали духом. Продовольствие было на исходе. Начался голод. Появились болезни - цинга и тиф буквально косили людей. За зиму и весну умерло более двух тысяч человек, да убито и в плен было взято более 150 челок. С оставшимися людьми Бухгольц отступил вниз по Иртышу. По правому берегу Иртыша его далеко преследовали калмыки.

     Бухгольц основал Омскую крепость в 1716 году и остался в ней. А на восстановление Ямышевской крепости был послан подполковник Машигиров.
В 1717 году из Тобольска снаряжается вторая экспедиция для похода на реку Дарью во главе с подполковником Ступиным. Она была меньше по своему составу, но вооружена лучше, чем первая. Однако Ступин основал только Семипалатинскую крепость и дальше не пошел, его подчиненный капитан Алексеев закладывает Долонскую крепость.

     В 1719 году назначается третья экспедиция под командованием майора гвардии Лихарева. Она имел в своем распоряжении 440 казаков, вооруженных мушкетами, на борту 34 лодок было поставлено 13 пушек и 6 мортир. Достигнув озера Зайсан и не найдя там удобного места для устройства крепости, Лихарев двинулся до Черного Иртыша, где на двенадцатый день был встречен отрядом калмыков большой численностью.

     После двухдневной перестрелки, отряд заключил перемирие с калмыками. На обратном пути Лихарев заложил крепость в устье реки Ульба (правый приток Иртыша), назвав ее Усть-Каменка (ныне Устькаменогорск). Строительство ее заканчивал подполковник Ступин.

     С целью укрепления связи между пятью крепостями - Омской, Ямышевской, Долонской, Семипалатинской и Устькаменогорской было построено семь промежуточных форпостов - Ачаирский, Черлакский, Осьмерыжский, Чернорецский, Коряковский (Павлодар), Семиярский, Убинский. Они образовали почти двухтысячиверстную укрепленную линию вдоль Иртыша.

     Может возникнуть вопрос: бывали ли русские на Ямышевском озере до создания этой укрепленной линии?
     Да, бывали. Первый соляной промысел в Сибири возник именно на Ямышевском озере. Сюда ездили за солью из Тобольска. Так, в 1629 году с озера было вывезено 21 778 пудов соли.

     В другом документе говорится, что к озеру был отправлен водный караван из 30 дощаников под командой дворянина Феофилова. Этот караван сопровождало 840 человек. Среди сопровождающих были воинские люди - стрельцы, пушкари, барабанщики, конные казаки при сотниках и атаманах, а также рабочие. Вооружение его было таково: "дано пищалей медных 11, с железными ядрами двух и трехфунтовыми - 314, ружей приличное число, пороху ружейного и пушечного 79 пудов и свинцу 50".

     Как полагают, у озера начинал возникать меновой торг: степь для продажи поставляла скот, кожи, шерсть, бухарские и китайские купцы - ткани, ковры, сушеные фрукты, русские - товары кустарного производства.
     - Как жили первые поселенцы? Чем они занимались? Этот вопрос задал учитель Михаил Михайлович Цирюлик.

     На основании имевшихся у меня документов к тому времени, я ответил на него так:
     - Как это ни странно, но первые поселенцы Ямышево, как и других крепостей и форпостов, не занимались хлебопашеством и не разводили скот, они были "служивыми людьми", несшими охрану внешних рубежей Российской империи. Набирались они из жителей городов Тобольска, Тюмени, Тары. Служили не более двух лет. Всего положено было содержать в пяти крепостях и семи форпостах 782 человека. Но начиная с 1745 года для охраны Иртышской линии стали присылаться регулярные войска, отряды донских и уральских казаков. Продовольствие, или как раньше называли, провиант, доставляли из Тобольска и других городов.

     Были попытки ввести хлебопашество в приказном порядке. Это сделал начальник пограничной линии генерал Шидерман в 1846 году, он обязал своих подчиненных заниматься земледелием. Но из этого ничего не получилось. Просуществовав 24 года землепашество было отменено. Это сделал его приемник генерал Шпрингер.
     Любопытный документ оставил этот "добрый" начальник пограничной линии. Чтобы обосновать свое решение, он доносил Сенату следующее:

     "Казаки употребляются вахтерами при крепостных цейхаузах и магазинах, надсмотрщиками при продаже соли и на ветряных и водяных мельницах; содержат почты, развозят письма и казенную корреспонденцию; наряжаются постоянно в разъезды и конвой за проезжающими по линиям. В зимнее время почти постоянно командируются для сгона в степь киргиз-кайсацких табунов, которые ночью воровски перепускаются на внутреннюю сторону линий. Сплавляют провиант Тобольска, разгружают барки с хлебом и развозят его по форпостам на собственных лошадях.

     Весною, при водоразливе, бедные казаки, плавя дощаники с провиантом, идут большой частью по пояс в воде, рвут и сгнивают на себе одежду, а потом полунагие под многотрудным бременем работы впадают в бессилие и тяжкие болезни. Во время ледохода они обязаны смотреть за судами, одалбливать их и оберегать от повреждения идущим льдом. Ежегодно казаки назначаются в Долон-Карагайский Бор для заготовления соснового леса. Вырубая лес, они везут его к берегу на протяжении 50-ти верст на своих служебных лошадях, устраивают из него плоты и пускают их по воде. Этот тяжелый труд сопровождается изнурением и упадком их лошадей.

     Кроме того, все казаки, исключая пахотных, употребляются на работы по исправлению и сооружению крепостей, форпостов и редутов и сами доставляют для этих построек весь необходимый материал. Ежегодно казаки обязаны заготовить сено для своих служебных лошадей и доставить его к местам расположения своих команд. Ко всем трудностям казачьей службы присоединяется еще то, что, находясь в степях и отдаленных от внутренних поселений местах, они не только не могут хорошо продовольствоваться на собственный счет, по случаю дороговизны жизненных продуктов, но и следующий им провиант получают не мукою, а зерном.

Не имея ни водяных, ни хороших ветряных мельниц и не желая томиться голодом, каждый казак, по смене с часов или работ, мелет отпущенное ему зерно ручными жерновами и, таким образом, имеет хлеб для себя и товарищей. А так как днем, при обязательных работах и других занятиях, для этого дела нет свободных часов, то оно и исполняется ночью. Когда же кому-нибудь из казаков не удается и в ночное время смолоть данное ему зерно в муку, то он, чтобы не умереть с голода, нанимает для этого на последние деньги из своего жалования, драгинских или казачьих жен и детей или вообще свободных обывателей. По этим причинам казаки в такую пришли нищету, что некоторым из них не на что купить даже соли для своей пищи".

     Ярче едва ли нарисуешь картину условий жизни казаков. Если еще добавить к этому, что все население крепостей состояло из мужчин, женщины были редкостью, станет ясно, как трудно жилось первым поселенцам. Правда, рядовым казакам и офицерам не возбранялось жениться на местных аборигенках - калмычках и казашках, но национальные и религиозные предрассудки стояли серьезным препятствием на этом пути. Причем, у самих этих племен всегда был недостаток в женщинах.

     Тогда русское правительство нашло выход из создавшегося положения: в 1759 году оно разрешило отправлять на иртышскую линию ссыльных женщин. В одной брошюре по этому поводу находим такие подробности: "Годные для замужества ссыльные женщины отправлялись в Омск, где и распределялись между желающими на них жениться. Прошения об этом подавались в большом количестве".

     Снова поднялся учитель Михаил Михайлович и, краснея как девушка, сказал:
     - Виктор Васильевич, еще один вопрос к вам. Крепости сейчас нет, и следов ее не осталось, но можете вы сказать, где она стояла?
     - На этот вопрос я не могу вам ответить, так как плана крепости не сохранилось. Но если судить по запискам путешественника Палласа, проезжавшего по этим местам летом 1770 года, то она стояла "пониже так называемой Пресной речки, вытекающей из озера Пресного почти в трех верстах от крепости лежащего... Крепость сия стоит на весьма высоком берегу реки Иртыша".

     Еще там сказано: "Вместо старой деревянной церкви хотят построить каменную". Церковь каменная сохранилась, по ней можно ориентироваться.

     *****

     *ШКМ - школа крестьянской (или колхозной) молодёжи.

     *****

     Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2019/05/03/317


Рецензии