Легенда о горе Святого Духа. Начало

В 80-е гг. XX в. в окрестностях деревни Кирово Опочецкого района никаких легенд о горе Святого Духа (Духовой горе) не рассказывали. Там, на этой крутой, почти конической сопке, находилось (и находится) небольшое деревенское кладбище, посреди которого стояла старая, потемневшая от времени, маленькая дощатая часовня.

Вряд ли тогда совершались на Духову гору и паломничества. А уж что крестным ходом туда опочане не ходили, в этом нет никакого сомнения.

Но пришли новые времена. Грянули девяностые. На страну обрушились перемены, затронувшие многие стороны её жизни.

Люди обрели свободу совести и вероисповедания, а пресса – возможность писать обо всём. Даже на прежде табуированные темы о пришельцах и разного рода чудесах. И журналисты, в том числе и сотрудники опочецкого «Красного маяка», навострив уши, принялись рыскать по городам и весям в поисках сенсаций: им очень хотелось удивить и заинтриговать читателя.

И вот в 1993 г. настала очередь Духовой горы.

20 ноября того приснопамятного года в «Красном маяке» (№ 92 (10441) была опубликована статья «Тайна Духовой горы…».

С этого числа и с этой публикации и следует вести отсчет начала создания современной легенды о горе Святого Духа.

Автор статьи, Л. Анатольева (это псевдоним), собственно, излагает в тексте только свои впечатления да пересказывает слова местных жителей. Мол, в прежние времена в старой часовне священник из Опочки иногда служил да якобы когда-то сюда больных привозили, для исцеления. Правда, с недавних пор на Духову гору зачастили всякие экстрасенсы, даже группами приезжают. И некоторых из них будто бы на горе гнет и корчит.

Будучи человеком профессионально добросовестным, автор упомянутой публикации попытался отыскать еще какую-нибудь информацию о Духовой горе. В итоге Л. Анатольевой удалось добавить к собственным впечатлениям и рассказам старожилов всего лишь сведения из путеводителя «Опочка», увидевшего свет в 1973 г.: это остатки городища Литовка с малыми могильными курганами поблизости.

Весьма значительный вклад в создание легенды о Духовой горе внесла еще одна публикация опочецкой районки. Под рубрикой «Опочецкие реликвии» 5 июля 2000 г. (№ 54 (11131) в ней появился материал «Средь холмов и лесов не затерялась». Его автор, М. Павлов (тоже псевдоним), дал здесь полную волю своей фантазии, бойко сочинив о Духовой горе эффектную историю. Якобы она была широко известна на Руси уже в XVI в., сюда за исцелением ходили паломники чуть ли не из самой Москвы, и в список святых мест, составленный по приказу царя Ивана Грозного, была внесена и Духова гора.

Свои выдумки М. Павлов сдобрил и современными сказками, сообщив, что некие ученые, изучающие аномальные явления, считают это место маяком для кораблей пришельцев, поскольку Духова гора обладает сильным «магнетическим» излучением.

Как представляется, фантазия о некоем списке Ивана Грозного родилась в воображении М. Павлова не совсем на пустом месте. Общеизвестно, что по приказу этого царя был составлен «Синодик опальных» – список для церковного поминовения лиц, пострадавших в годы правления Грозного. Этот синодик был разослан по монастырям, в ряд которых царь даже сделал богатые пожертвования.

Что же касается кораблей из иных миров, то в 1990-е гг. о «летающих тарелках» рассказывали и писали все, кому не лень. По словам «очевидцев», которым очень хотелось угодить ищущим сенсаций журналистам, странные огромные светящиеся шары, испускающие разноцветные лучи, тогда летали чуть ли каждую ночь над Опочецким районом, в том числе – и над Духовой горой.

В материале М. Павлова сказано также, что о времени строительства часовни на Духовой горе ничего не известно. То есть с книгой Л.И. Софийского «Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414–1914 гг.)» он явно знаком не был.

Впрочем, в этом ничего удивительного нет. Написанная к 500-летию Опочки и увидевшая свет в 1912 г., эта книга долгое время была раритетом, известным в конце прошлого столетия в основном лишь специалистам.

Тем не менее никаких мифов о Духовой горе в труде Софийского не содержится. Леонид Иванович сообщает только, «что в приходе Троицкой церкви близ деревни Кирово в 8-ми верстах к северу от Опочки находится так называемая «Духова гора», куда опочане исстари совершают на 2-й день Троицына дня паломничество и где нарочито в этот день приезжающий священник Троицкой церкви отправляет молебствие. Нет никаких письменных данных относительно того, когда «Духова гора», на вершине которой среди леса с давних пор находится часовня, сделалась местом религиозного паломничества, и при этом не только опочан, но и жителей других уездов. По склонам горы вокруг часовни, года два тому назад (т.е. около 1910 г. – Прим. М.Я.) вновь построенной усердием священника Троицкой церкви о. И.А. Белинского, раскинулось деревенское кладбище. С упадком веры не только среди интеллигенции, но и простого народа в последние годы стечение народа на Духовой горе стало, как передают, значительно меньше, чем как было это лет 10-ть тому назад».

В 1920-е гг. краеведением в Опочецком районе занимался сын упомянутого выше священника Белинского – А.И. Белинский, педагог и публицист. Среди прочего он собирал местный фольклор, в том числе – предания. Но никаких легенд о Духовой горе ему обнаружить не удалось.

В своей работе «Религиозное состояние Опочецкого района», рукопись которой до нулевых годов хранилась в личном архиве старшей дочери А.И. Белинского – Л.А. Белинской, жившей в Ленинграде, краевед излагает лишь общие сведения о Духовой горе и некоторые свои предположения о возможной истории этого места.

«Можно догадываться, что наш предок-христианин был не безразличен к местам, освященным языческой стариной. Например, в 8 км к северу от Опочки есть довольно высокая гора, похожая на усеченный конус, известная под названием «Духовой». Сейчас там есть часовня, кладбище, и ежегодно в «Духов день» совершается служение, привлекающее много народа. Очень заманчиво думать, что когда-то на этой горе стоял идол».

Стоит еще раз подчеркнуть, что ни Л. Анатольева, ни М. Павлов, заложившие основание современной легенды о Духовой горе, трудов Софийского и Белинского не читали – так же как и записей археолога-любителя В.Н. Глазова, который в 1900 г. проводил раскопки на территории Новоржевского и Опочецкого уездов. «Записки Императорского Русского археологического общества. Новая серия», где опубликован отчет об этих исследованиях, выложены в Интернете совсем недавно.

Интересно, что Глазов считал Духову гору и другие крупные близлежащие сопки рукотворными курганами. Однако следует заметить сразу, что профессионалы его мнения не разделяли. Эти холмы оставил ледник, на что указывает не только их структура, но и цвет грунта – красно-бурый из-за высокого содержания окислов железа.

Вот что написал В.Н. Глазов в своем отчете:

«<…> Курганы этих местностей высокие, сопочного вида. Кругом д. Кирова и Щурупова (при д. Маслово, Рогаткина, Заводе, Киселево и др.) оказалось до десятка больших сопок. На одной из наиболее крупных сопок при дер. Кировой, называемой «Святой Дух», устроено современное кладбище. Высота этой сопки не менее 8 саж.; склоны ее круты, почти отвесны, и поросли старыми елями. На верхней площадке часовня (которая, по словам некоторых старожилов, через несколько лет после исследований Глазова сгорела, это произошло в первое десятилетие XX в. – Прим. М.Я.) и при ней кладбище. По словам крестьян, при копании могильных ям наблюдается, что грунт здесь состоит из очень крепкого красноватого, как бы обожженного песка. В основании, на половине высоты и наверху сопок меньшей величины примечены отдельные валуны огромных размеров. Средняя высота сопок 4 саж., наименьшая до 2 саж., наибольшая до 7–8 саж.».

Однако никаких преданий о горе Святого Духа Глазов также не приводит.

Позднее своеобразную эстафету по сочинению новой мифологии касательно горы Святого Духа у журналистов опочецкой районки приняли сначала сотрудники региональных СМИ, затем – столичных.

С развитием Интернета к профессионалам пера присоединились любители. Сейчас каждый побывавший на Духовой горе считает своим долгом поделиться впечатлениями и внести лепту в собрание современных легенд о ней.

НА СНИМКЕ ВВЕРХУ: часовня на Духовой горе, построенная около 1910 г. Фото 1990-х гг. Сгорела 5 августа 2008 г.


Рецензии
Мифы мифами, а тайна все-таки остается! Может в этом году повезет - побываю там.

С уважением,

Валерий Павлович Гаврилов   06.08.2019 06:10     Заявить о нарушении