Бабушкины фиалки

С трудом поднимаясь со своей скрипучей от старости кровати, с пышной периной и подзорами по краю, Эмма ворчала на себя, на свою старость и немощь.

- Как можно радоваться жизни, если уже не живёшь, а существуешь! Руки, ноги, тело как будто сами по себе, не слушаются и не подчиняются! - тяжело вздыхала она, заправляя кружевным покрывалом свою кровать и накидывая на сложенные пирамидкой подушки, такую же кружевную "накидушку".

Подойдя к окну, Эмма внимательно смотрела на кленовую аллею, которая находилась рядом с домом.

- Вот и вы дождались весны, стареющие клёны. Скоро облачитесь в свои кленовые юбки и будете танцевать под тихую мелодию тёплого ветра, да звонкое чириканье птах. Всё проходит, всё изменяется, одна лишь весна неизменна со своим правильным распорядком, вносящим жизнь во всю природу, взрывающуюся буйством звуков и цвета. Вот бы и человеку так, в любом возрасте расцветать, как эти деревца и жить-не тужить - философски размышляла она, опираясь старческими руками на подоконник.
Тут взгляд её упал на малюсенькие белые горшочки, с детства любимыми фиалками.

- Эх, вот и вы меня уже не радуете, иссохли, как и ваша Эмма! - снова вздохнув, произнесла она.
- Сколько же я вас вырастила за свою жизнь! Каких только не было! Красота неописуемая! А скольким людям подарила!
И как вы меня любили, послушно головки поднимали, слушали всегда и пышно цвели непереставая, на удивление всем! А сейчас не цветёте уж сколько времени.
Вот придёт Софьюшка и скажу ей, чтоб вынесла вас вместе с горшками в мусор! Не до цветов мне нынче! - нахмурившись, Эмма отодвинула горшочки с фиалками в сторону, где солнце не касалось их, когда опускалось на подоконник отдохнуть.

- Вроде, весна, апрель месяц, а погода, что осенью, не знаешь что и на улицу одевать, и дома мёрзнешь! - продолжала возмущаться она, накидывая на свои плечи старенький оренбургский платок.
 
В дверь кто-то тихонько постучал, нарушив тем самым ворчливый монолог Эммы. Шаркая ногами в тёплых меховых тапках, она направилась к двери.
- Нина ты? - спросила Эмма, прислоняя к дверям своё ухо. Услышав в ответ чей-то знакомый, но не Нинин голос, она открыла дверь.
- Бабулечка, привет! Ты что забыла, что я сегодня должна придти? - стаскивая с плеч рюкзак и радостно улыбаясь, бросилась обнимать свою бабушку Эмму, десятилетняя Софьюшка.

Сидя за столом и уплетая бабушкины оладьи, Соня задумчиво произнесла:
- Бабулечка, а старость у всех людей одинаковая и им правда уже ничего не интересно? Бабушки всегда болеют? И не хотят ничего делать? Вот ты мне сказала, чтоб я выбросила твои любимые фиалки, а ты думаешь они не расстроились, когда услышали это? Ты сама мне всегда говорила, что цветы и растения всё чувствуют и слышат. Как же я могу их выбросить? Они же сразу погибнут! Ты видела сколько там новых маленьких листочков? - с сожалением произнесла она.

На какое-то мгновение Эмма задумалась, глядя в зелёные, как бусины агата, глаза внучки.

- Но ведь рано или поздно их всё равно кто-то выбросит, маме твоей они никогда не нравились, да и другие не возьмут, не то, что раньше. Что сейчас какие-то фиалки - комнатные, садовые, когда вон какие красивые орхидеи и гортензии повсюду продают.
А я же не буду жить вечно, милая моя Софьюшка, да и сил уже нет ухаживать за цветами. Что они мучаются вместе со мной - закончила Эмма, поглаживая морщинистой рукой по светлой головке внучки.

- Бабулечка, а давай их высадим у нашего храма в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, там им будет хорошо! А я, по пути из Воскресной школы, буду ходить и ухаживать за ними? И ты сможешь их видеть, когда будешь посещать храм, обрадовавшись своей такой мысли предложила Соня и крепко обняла свою бабушку Эмму, которая с трудом сдерживала слёзы.

Спустя несколько лет, крепко держа за ручку маленькую Верочку, и широко улыбаясь яркому весеннему солнцу, София жадно вдыхала родной воздух и любовалась знакомыми местами своего детства и юности.

- Ой, мамочка, смотри каких огромных солнечных зайчиков спустило с неба солнце! Как они ярко светят на крыше этого красивого дома! - прикрывая ладошками глазки, лепетала Верочка. - А как много здесь цветочков! Смотри мамочка, какое цветочное поле! Как красиво!

- Этот дом, Верочка, храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови
и матери их Софии, а солнечные зайчики совсем маленькие, просто они на больших золочёных куполах - объясняла Соня своей маленькой дочке, взяв её на руки. - В этом храме, совсем крошкой, мы тебя крестили. А в этих нежных цветах живёт любовь твоей прабабушки Эммы. Такой красивый след она оставила на земле, когда улетала на небо...


Рецензии