Великая Победа. Феномен противоборства

   Чем дальше уходят события огненных лет Великой Отечественной войны, тем больше приоткрывается завеса над секретными материалами, тем отчетливее проявляются истоки Победы. По плану «Барбаросса» Гитлер намеревался покончить с Советским Союзом в течение максимум четырех-четырех с половиной месяцев 1941 года. Почему? Немецкая разведка докладывала о слабой организованности, укомплектованности и дисциплинированности Красной Армии, низкой технической оснащенности. На это ставился расчет фашистов.
                Индустриализация – «подушка» безопасности
   Тем не менее, оборонная мощь страны Советов была достаточно серьезной. А что этому предшествовало? Еще 4 февраля 1931 года в своей речи «О задачах хозяйственников» на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности» Иосиф Сталин произнес фразу: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут…» Слова руководителя государства оказались пророческими: до начала Великой Отечественной оставалось чуть больше десяти лет.
   Был объявлен план индустриализации, на его реализацию руководство страны бросило все силы, все резервы. За две с лишним пятилетки удалось построить около 9 тысяч предприятий. Темпы в 30-х годах были невиданные. Если не каждые два-три дня, то каждую неделю вступали в строй новый завод или новая фабрика. Разумеется, новые производства создавались, главным образом, в европейской части страны, где развивались города, и хватало людских ресурсов. Это было жесткой необходимостью. Люди работали в неимоверно тяжелых условиях, строительство предприятий шло  круглосуточно. Ускоренная индустриализация позволила быстро нарастить промышленный потенциал, укрепить обороноспособность.
   И все же, предвидя планы Гитлера по грядущему наступлению на Восток, в Генштабе Вооруженных Сил СССР понимали: перед гитлеровской милитаристской машиной устоять будет очень трудно, и следует готовиться к отступлению. В 1940 году Сталин и Молотов уже размышляли о том, когда именно немцы могут дойти до Смоленска, а когда - до Москвы…
                Пророчество генерала Франца Гальдера
   Первые месяцы войны с Германией для нашей страны были в буквальном смысле катастрофическими. Красная Армия отступала, несмотря на ожесточенное сопротивление. По сведениям историков, к концу 1941 года Советский Союз потерял несколько миллионов человек живой военной силы, большое количество танков, орудий, минометов, самолетов, автомобилей, стрелкового вооружения. В своем приказе № 227 от 28 июля 1942 года Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин сообщал: « После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли 70 миллионов населения, более 800 миллионов пудов хлеба в год и более 10 миллионов тонн металла в год…» 
   Но вот что парадоксально: еще в сентябре 1941 года немецкий генерал Франц Гальдер записал у себя в дневнике: «Германия войну проиграла!» С чем было связано такое пророчество, когда немцы еще продолжали наступление?
   Напомним, что о возможном нападении Германии на СССР Иосиф Сталин знал из различных источников еще в конце 30-х годов. И в 1939 году на правительственном уровне принимается секретное решение о строительстве в Предуралье и за Уралом двух с половиной тысяч заводов-дублеров с расчетом на производство военной продукции. Предполагалось возведение заводских корпусов с фундаментами под станки, кузнечное, прессовое и другое оборудование. Намечалось сооружение складских помещений, подъездных путей, электростанций. Были подготовлены мобилизационные планы по привлечению инженерного, рабочего и другого персонала, закладывались производственные программы на каждую бригаду, участок, цех. Рассчитывалось, например, сколько потребуется под определенную программу изготовления мин и снарядов тары – досок, гвоздей и т.д.
                Как Сталин переиграл Гитлера
   В различных изданиях опубликовано множество материалов о стойкости советских бойцов, удерживавших даже крохотные плацдармы. Сообщалось о  боевых  подвигах 450 с лишним солдат и офицеров, повторивших героический поступок Александра Матросова, закрывшего своей грудью фашистскую амбразуру. Советские бойцы дрались до последнего не только затем, чтобы не отдать ни пяди земли русской, но еще и затем, чтобы быстрее проходила эвакуация предприятий на Восток. Один из генералов Вермахта в своем дневнике в те жаркие дни написал: «Советы готовы положить полк, чтобы вывезти очередной завод»…
   Начиная с  июня 1941 года, на Восток шли тысячи вагонов с промышленным оборудованием. Количество перевозимых грузов исчислялось сотнями тысяч тонн. Оборудование сразу же монтировалось в подготовленных корпусах и в течение нескольких недель запускалось в работу. Заводы-дублеры действовали, выпуская все больше вооружения.
   Когда немцы опомнились, фашистское командование было потрясено: Сталин переиграл Гитлера. Уже в 1942 году Советскому Союзу удалось удвоить выпуск военной продукции, а в 1943 году ее производство увеличилось в 4,3 раза. На военные цели шло более 50 процентов национального дохода и это давало потрясающий результат. Быстро шла модернизация производства, выпускалось все больше эффективной боевой техники, превосходившей немецкую. В 1943 году обновление в танках достигло 80 процентов, в артиллерии – 83, в авиации - 67 процентов. К началу 1944 года вооруженные силы СССР имели 8818 боевых самолетов (в 2,7 раза больше, чем у противника). А в январе 1945 года их было уже 14787. В период Великой Отечественной войны все силы, все ресурсы были направлены на разгром врага. Каждое предприятие работало во имя будущей победы.
    В моем городе Камышине наиболее характерной стала продукция стеклотарного завода, где выпускались автоматы ППШ, ротные минометы, взрыватели противопехотных мин, шарообразные ампулы для зажигательной жидкости, дистиллированная вода и много другой продукции для фронта. На территории завода размещались авиамастерские по ремонту авиационной техники. Значительная часть мирного населения города и окружающих сел готовила для бойцов теплые вещи – варежки, шарфы, носки, свитера и отсылала все это на фронт, в то время как легко одетые немцы замерзали и гибли от трескучих русских морозов. Размещенные в городе и районе 58 госпиталей быстро излечивали бойцов, и они снова отправлялись на фронт. А это тоже был немалый резерв.
  Стоит подчеркнуть, что за годы войны СССР произвел больше военной техники, чем Германия, США и Англия вместе взятые. И это в то время, когда, скажем, в 1943 году Германия добывала в три раза больше угля, чем СССР, в 2,5 раза больше выплавляла стали, в 2,5 раза больше производила электроэнергии. Но даже при таких показателях фашистам не удавалось добиться превосходства. Советская экономика оказалась мобильнее, она могла быстрее маневрировать, быстрее реагировать на изменяющиеся условия военных действий. Тем более что мобилизационная социалистическая экономика позволила довести долю военного производства до максимальных показателей. Германии вместе с ее сателлитами добиться этого было невозможно. После Сталинграда потери Германии значительно возросли, и она была не в состоянии их компенсировать. Резервов не хватало. Удача повернулась лицом к Советскому Союзу, к Красной Армии.
   Недавно мне попалась книга писателя А.Б. Агапова «Дневники Йозефа Геббельса. Тотальная война (июнь-август 1944)», в которой приводятся слова рейхминистра пропаганды Вермахта от 27 июля 1944 года: «Мне поступают сведения о чудовищном развитии событий, связанных с крушением центрального участка фронта. Сводки прямо-таки потрясают. Офицеры занимаются мародерством, а солдаты, лишь получив сообщение о том, что русская пехота на марше, бросаются в повальное бегство на прибывших только что по железной дороге танках «Тигр»…
   3 августа этого же года еще одна дневниковая запись Геббельса: «Войск на Востоке не хватает повсеместно. Если мы, в конце концов, рассчитываем защитить восточно-прусскую границу, то нам нужно задействовать гигантские людские массы. Но вот только где их взять!»
                Вместо эпилога
   По сведениям историков, во вторую мировую войну было втянуто более 60 стран, в том числе военные действия охватили 40 государств. Практически вся Западная Европа была под пятой высокоиндустриальной Германии. Тем не менее, как свидетельствовало развитие событий, резервы у СССР были далеко не исчерпаны. Советский Союз не только выстоял, но и освободил от фашизма покоренные страны, быстро восстановил свою экономику. (Достаточно сказать, что продовольственные карточки в СССР были отменены гораздо раньше, чем в Англии и Франции).
   Многие историки на Западе продолжают удивляться феномену, случившемуся на Восточном фронте, анализировать факты, события, документы. Но невозможно отрицать одного: экономика СССР в условиях войны оказалась мобильнее и жизнеспособнее экономики фашистской Германии вместе с порабощенными ею странами-сателлитами. Социалистическая организация хозяйства уже к середине войны доказала свое превосходство над врагом как по производству средств ведения боевых действий, так и по боевому мастерству, героизму, моральному духу советских солдат и офицеров.
               

   


Рецензии