Рождение палеоартефактологии

     Был обычный летний жаркий день. На календаре 28 июня 2011 года. Ничего не предвещало того, что этот день станет историческим. Я отдыхал в тени части стены, которую я разбирал, чтобы на этом месте поставить другую стену. Вместо старой, построенной лет пятьдесят тому назад на глиняном растворе, из уже рассыпающихся шлакоблоков. Полости были засыпаны смесью глины и гранитных камней, которые осыпались, поднимая столб пыли.
     Сидел я на скамейке и вспоминал телепередачу о раскопках где-то в Африке. Интересно было смотреть, как из земли осторожно доставали древние топоры, наконечники стрел и ещё что-то. Сидел я и думал о том, что я занимаюсь чем-то похожим. У них жарко и у меня жарко. У них камни и у меня камни. Разница лишь в том, что они занимаются наукой, а я ремонтом. И всё? Что же мне мешает представить, что я тоже занимаюсь наукой, и я тоже ищу древние артефакты? И я стал внимательно смотреть на лежащие передо мной камни. Почти сразу мне попался небольшой овальный камешек. Помыл я его и глазам своим не поверил: что-то похожее на окаменелое животное.  Это было настолько явно, что сомневаться не приходилось. Потом я в интернете нашел самый близкий аналог: голотурия, морской огурец. Это было, конечно, интересно, но меня заинтересовал другой вопрос: как она могла попасть в мой двор, в шлакоблочную стену?
     Было понятно, что это морское животное не могло быть найдено во дворе, например, при копке погреба. Подо мной многометровый слой глины, принесённой, скорее всего ветром. Найденный мною камешек слишком тяжёлый. Видимо, его привезли вместе другими камнями, например, гравием. Стал я внимательно изучать и другие камни, так называемые, гравийные зёрна. Благо в углу двора их оказалась целая куча. Опыта тогда у меня ещё не было, но некоторые зёрна были очень похожи на каменные орудия труд древнего человека. Оказалось, что таких «артефактов» совсем не мало. Десятка два. В Интернете легко нашлись похожие камни, официально признанные в качестве палеолитических артефактов. Это было очевидно, потому что они были найдены на местах стоянок древнего человека. Камни, найденные вне стоянок, для науки не интересны.
     Но у меня возник вопрос: чем такой особенный мой двор, что артефакты толпой здесь собрались? Может они есть и в других местах? Стал я внимательно смотреть под ноги и, действительно, стал находить похожие камни по всему городу. Потом оказалось, такие камни есть почти везде, где применялся гравий. Вопросы возникали один за другим: почему найденные мною артефакты гранитные, а не кремневые, почему они имеют сходственные формы, почему выполнены из гранита разных видов? И главный вопрос, почему нигде об этом нигде нельзя прочесть?
Возникло предположение о том, что рассеянность артефактов по большой территории, оторванность от стоянок не позволило сосредоточить внимание на артефакты, разнесённый в пространстве и во времени. Возникла необходимость как-то назвать эту совокупность проблем. Таким названием явилось – Палеолитическая артефактология или сокращенно –Полеоартефактология. Получено авторское свидетельство Украины на сборник с таким названием. Действительно ли это наука или лишь претензия на науку, покажет будущее. Хотелось бы, чтобы Палеоартефактология как наука состоялась.
29.04.2019


Рецензии