C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Первая рыбалка на горной реке

   Было это давно. Но почему-то хочется вспомнить, как это было. Как мы с одноклассниками попали на рыбалку в Абазу, в Хакассию. Поехали рыбачить на речку Она.
   Пригласил нас на рыбалку мой одноклассник Сашка А., сказал: "классные места, папа нас поведет". Ну папа, так папа. А мы уже к восьмому классу хорошо научились на резиновой лодке сплавляться и рыбачить. На нашей небольшой речке Кондоме. Сплавлялись по нескольку километров, без взрослых, с удочками на весь день, а то и с ночевкой. Пятнадцать лет - самостоятельные ребята!
   И вот, летом, в каникулы, сели на поезд и вчетвером - два экипажа на две двухместных резиновых лодки - поехали на рыбалку.
   Отец Сашкин был турист и опытный охотник - как позже я узнал. С ним мы спокойно отправились на Ону. Тем более, что он ни слова не сказал, что там может быть что-то опасное, или для такой рыбалки надо иметь какую-то специальную подготовку.
   Первое, что нас поразило после заброски в верховье реки - прозрачность и скорость воды. До этого я никогда не видел воду прозрачную как хрусталь, и скорость течения, как у товарного поезда. Конечно, был восторг: представьте, плывешь по реке с настолько прозрачной водой, что кажется: несет тебя и лодку - по воздуху. Небывалые ощущения!
   Мы в "обычной" жизни, зная самую чистую воду в своей домашней реке, не можем представить, насколько чистой может быть вода в горной реке. Никакой речи не возникает: можно ли пить эту воду прямо из реки или нет. Конечно, мы пили эту вкуснейшую воду горстями из самой Оны! Название реки тоже необычное - Она. Причем в эту Ону впадают речки Большой и Малый Он. Чудинная река с чудными названиями притоков!
   Пошла рыбалка. Тоже для нас необычная. Ловят верткую быструю рыбеху хариуса. Причем не на наших червяков, как обычно, а на мухи. Такие обманки, связанные на одинарном крючке из обычных волос. Обычных волос с вашей же собственной головы! Отрезаешь клочок волос с чуба, можно добавить маленько шерсти из свитера - и красной ниткой приматываешь к крючку. С помощью специального поплавка - балды - забрасываешь это дело металлическим спиннингом с инерционной катушкой-колесом "Невской" на течение, и сплавной проводкой поверху воды ловишь хариуса. Харьюза - как говорил наш вожатый дядя Толя.
   Дядя Толя был вообще не очень богатый на слова и эмоции человек. Редко от него мы слышали инструкции и наставления. Только через пару дней сплава он сказал с удивлением, что не ожидал, что мы так быстро начнем ловить рыбу, и причем в количестве не намного меньшем, чем ловил он сам.
   Описывать все красоты дикой тайги и массу приключений, связанных с бытом в тайге фактически городских мальчишек, я специально не буду. Отмечу лишь пару моментов к слову, для характеристики. Несколько лет назад я возил своих приятелей по работе на такой примерно сплав. Так вот, они были сильно удивлены, что шишки можно сбивать с кедра простым стуком палки по дереву (дело было в конце августа).
   Лисичек сколько было по берегам! Мы их и варили и жарили ведрами! А мох, в котором ноги утопают выше щиколотки? И лес, который весь состоит из лиственницы и кедра? Такое же мы обычно нигде не видим. Поляны диковинного чая-бадана? Кругом скалы, на скалах привязаны древние лесенки скалолазов-сборщиков мумие. А тут же, под боком без умолку днем и ночью гремит река. Картинка та еще, я вам скажу!
   Ну ничего, по молодости лет, мы без малейшего стресса, даже без намека на тревогу и страх - рыбачили и сплавлялись в свое удовольствие. Продукты наши советские как-то быстро подошли к концу, и мы перешли, не без успеха, отмечу, на подножный корм: рыбка жареная, уха, грибочки; сухарики за милую душу уплетали; карманы были набиты кедровыми орехами. Самый вкусный перекус, я вам по большому секрету поведаю: это кедровый орех, заеденный чесноком! Вкуснятина - гурманы мишлен-три-звезды отдыхают! Но этот вкус, правда, понять могут только те люди, которые сплавляются на одних орехах две недели без продуктов по тайге...
   Ну вот - слава богу и дяде Толе! - таким порядком мы отдыхали, сплавляясь по Оне. То корову дохлую увидим, выброшенную рекой ниже деревни - течение-то свист: корова хотела из реки попить, оступилась и - здрасьте! То скелет горной козы, обглоданный до бела кем-то, дядя Толя покажет нам в кустах. Красота дикой природы, одним словом.
   Мы с Серегой (моим напарником по лодке) пообвыклись к сплаву, слаженность изумительную при работе веслами выработали. И вот, спустя какое-то время, стали Сашка с своим папой "заикаться" про какие-то скорые пороги. Мол, еще день и в пороги войдем. Ну войдем, так войдем. Что нам, мы уже научились валуны проплывать с Серегой.
   А дядя Толя нам ничего особенно не рассказывает, говорит только, что вещи надо получше упаковать, в полиэтиленовые мешки. Ну, упаковали. Плывем дальше. Камни почаще встречаться стали, шум от реки усилился. Плывем.
   И тут мы как-то с Серегой не заметили, что плывем по самой стремнине, лавируя среди огромных булыганов, а вторая лодка с Сашкой и евойным папой как-то быстро отстали от нас, - далеко, и жмутся к берегу. А мы с Серьгой осмелели, я ору: "Влево! вправо! табань!" - летим по самой середке. Гул гремит в ущелье, орем чтобы слышать друг друга. Те отстали. И тут я замечаю, что у нас полная лодка воды. Думаю: пристать надо. "Давай, - говорю, - Серега, к берегу, воду отлить надо!" А он тоже в горячке, гребет, "да, ну - типа - чего?", не сразу меня понял. Стали выгребать к берегу, и еле-еле, рвя веслами воду изо всех сил, подошли к берегу, понимая, что течение уже творит что-то совсем дикое. И лодку нашу тащит вниз, не смотря ни на что. В последний момент Серж даже геройски выпрыгнул в воду под берег и, намотав веревку на руку, стал тормозить лодку. Я яростно хлопал веслом вдоль борта - и тоже выскочил под урез воды. Лодка сдалась, и перестала рваться в пороги, причалили...

   Оглядевшись вокруг мы увидели: река зажата утесами, ревет и бушует, бухает огромными водяными валами по всей ширине. Вниз в тумане идет сплошное месиво из бурунов и кипящей воды. Гром стоит не смолкая! Пороги!
   А дядя Толя с Сашкой вскоре тихонечко подплыли к нам по бережку, осведомились: как мы? Мы - ничего. Нормально, только железным ведром, в котором у нас рыба соленая была, дно у лодки пробили. Видать где-то на камне саданулись.
   Вытащили вещи, разбили лагерь, дно заклеили латкой с восемьдесят восьмым клеем. Раскаленным на костре голышом прикатали и прижгли заплату. Успокоились. И так потом чудесно порыбачили в этих порогах! За камушками хариуса наловили - море! Дядя Толя всё удивлялся, как я быстро "наблатыкался" такой ловле - его перелавливал.
   Встали ниже Джаргинской ямы, выше входа в порог. Дядя Толя вечером пошел на плес и на блесну поймал огромного ленка. Килограммов на шесть-семь, не меньше! Впервые я видел, как сдержанный мужик прыгает от радости. Эмоции переполняли нашего молчаливого поводыря. Да так, что его стало порывать поговорить с нами по душам.
   Спустя какое-то время я понял, что таежные люди разговаривают только с равными себе. Разговаривают откровенно с теми, кто чего-то стоит и доказал это делами.
   Так и дядя Толя, приглядевшись к нам, стал выдавать по времени короткие советы и делиться эмоциями. Особенно меня рассмешило его уханье и восклицания во время ночной ловли тайменя.
   После стояния на Джаргинской яме и обноса порогов мы сплавились по юркой Оне до впадения в Большой Абакан. Такой мощной, красивой и чистой реки я тоже до этого не видел! Стремительнейшая река! На пляжах лежат тридцатиметровые кедры с вывороченными половодьем корнями, сотни метров чистейших, обкатанных до единообразия водой, цветных булыжников на косах. Глубочайшие ямы! Настолько глубокие, что хрустальная вода казалась в них темно-синей до черноты. Воображение наше сразу рисовало огромных рыбин в глубине. Пошли разговоры о таймене - речном хозяине здешних вод. Дядя Толя стал рассказывать на какие блесны и приманки ловят эту хищную и зверски сильную рыбу. Сказал, что мы его половим непременно ближайшей ночью.
   Рыбалка на тайменя тоже оказалась очень интересной: тайменя, как настоящего ночного разбойника, ловят по поверхности спящей реки на искусственную мышь с тройными крючками. Таймень сначала оглушает добычу хвостом, а потом яростно заглатывает.
   Дядя Толя под утесом, на ночной стоянке, при мне поймал отличного тайменя и до утра посадил его в отгороженную от реки лужу. Утром мы с Сашкой (Серега к тому времени  уже смылся от нас на попутной лодке, сказав, что он обещал маме вернуться с рыбалки не позднее недели) рассматривали эту яркую и сильную рыбину. Таймень зыркал на нас злыми разбойничьими глазами, и по его виду было понятно, что он на самом деле - речной тигр и властелин здешней реки.
  Сашка сказал мне, что они с папой не понимают, почему всю пойманную рыбу я буду делить пополам с Серегой по приезде в город. Им было непонятно, что мы так договорились с напарником. Для меня же было не понятно - как можно нарушать принятые договоренности?

   В конце всего путешествия настроение наше сильно улучшилось, мы любовались красотами окружающей природы: высокими и огромными скалами, могучим и бескрайним кедровым и лиственничным лесом на горах, чистотой и мощью реки.
   В голову неизменно приходила одна и та же мысль: какая же богатая наша страна, сколько бесценного леса у нас - можно делать из него великолепную мебель и шикарные дома, можно продавать его за рубеж за зеленые доллары и при этом, в отличие от нефти, этот ресурс возобновляемый. Много грустных и сожалительных мыслей приходило в голову во время разглядывания сокровищ нашей природы.
   Душа наполнялась спокойствием и легкой грустью от предстоящего расставания с рекой. Мы уже почти не рыбачили, плыли и запечатлевали в своей памяти окружающие пейзажи.
   Причалили в Абазе, сложили лодки и отправились на вокзал за билетами на вечерний поезд. Какими же новыми глазами я смотрел на цивилизованное жилье, продукты в магазине, которые не надо было ловить и жарить, а можно было купить за небольшие бумажки и тут же съесть...
   Прекрасная рыбалка вышла!
   Сереге я, как и договаривались, отдал в городе половину ведра рыбы. Он нас встречал, мы ему рассказывали как ловили ночью тайменя. Серега восхищался и выражал удивление. Гремели трамваи. Начиналась обычная городская жизнь...
   До встречи Абакан!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.