Больше некому, или День рождения антисемитизма

Тут у нас недавно случился Песах, или как говорили когда-то соседи-украинцы, "еврэйська паска".
А вдали уже, сквозь ждущие нас на пути траурными гимнами и веселыми грилями День Катастрофы и День Независимости уже проглядывает Шавуот

Однако, прежде чем говорить о празднике Шавуот, стоит сказать пару слов об одном интересном явлении, настолько привязанном к евреям, что просто душит их в своих жарких объятиях. Вы поняли, речь идет об антисемитизме, ну и о том, как, когда и почему он на свет вылупился.
Итак...

*** О НАШИХ ВЕРНЫХ ВРАГАХ ***

Опытные ювелиры говорят, что красоту драгоценному камню придает именно огранка и обрамление. Из соответствующего металла.
Скорее всего, они правы.
 
Ведь что ты можешь рассказать о таком, например, бриллианте, как еврейский народ, ни словом не обмолвившись о том, что его подтачивает, шлифует и создает жесткое обрамление, в котором он существует, переливаясь всеми гранями.
То есть — об антисемитизме.
Ты сразу почувствуешь, что не хватает не только слов, но и выражений. И даже жестов.

Без упоминания об антисемитизме тема еврейского народа расплывается как облако. Которое проливается каплями мелких притч и анекдотов.
Евреи сами просто не в состоянии блестеть.
Чтобы блеснуть, им обязательно нужны те, кто их огранивает и ограничивает.

*** "МОЯ ТВОЯ НЕ ПАНИМАЙ" ***

Когда же он появился на свет, наш неразлучный спутник жизни?
Прежде всего вряд ли верно будет назвать антисемитизмом отрицательное отношение к евреям правителей и народов древних империй.
Таких как ассирийцы, вавилоняне, древние греки, римляне и прочие.

Евреи, с их точки зрения, были просто вздорным народцем, тупо отрицавшим либеральный подход к вопросам духовности.
Народом, упрямо цеплявшимся за какого-то своего единого бога, который, по его «варварским представлениям», был неощущаем и непостигаем. Но при этом обладал  абсолютной властью над всей вселенной.
Бог богом, знаете ли, но всему же есть предел.

Для окружающих основными вопросами бытия были, как и полагается нормальным народам, проблемы владения территориями, имуществом и властью.
А боги, как им и положено, существовали для того, чтобы освящать это владение.

Пусть они, эти боги, когда-то и создали весь мир, но сейчас актуально другое. Пусть и более ограниченные, но насущные проблемы конкретной империи и управления ею.
Вот нехай этим и занимаются.

Понятно, что в свете такого вот практического мировоззрения, еврей не был и не мог быть «образом врага» для всего мира.
Он становился иногда врагом конкретным, да и то, лишь когда бунтовал против каких-либо постановлений властей. Которые были, видишь ли, несовместимы с его дикими представлениями о всемирной власти его бога.
Или же против знаков земной власти – статуй богов и императоров.

Разумным иноземным правителям, их наместникам и философам надоедливые просьбы евреев о неустановлении статуй казались требованием дополнительных льгот. Требованием совершенно безосновательным.
Почему все народы в моей империи – за, а эти евреи – против?
Короче, сплошное «моя твоя не панимай». И все из-за того, что уровень претензий разный.

*** НА НАШЕЙ КОММУНАЛЬНОЙ КУХНЕ ***

Поэтому то, что действительно можно назвать антисемитизмом, могло появиться только с возникновением какого-то духовного движения или религии, претендовавших именно на духовные преобразования в масштабах всей ойкумены. Всего человечества.
Например, с зарождением христианской религии.

Почему? А вот смотрите:
- евреи были группой людей, духовной основой которой было учение, предназначенное, в перспективе, для всего мира…
- и христиане были активной группой людей, духовной основой которой было учение, предназначенное, в перспективе, для всего мира.
Это как две хозяйки на одной кухне, – вы где-то видели такое?

Со временем, как известно, на нашей коммунальной кухне появилась и третья хозяйка. Которая как раз в наши дни вдруг активно занялась своей стряпней.
Гасит и зажигает печки по своему усмотрению и беспрестанно сыпет свой перец в чужие кастрюли.
Ислам. Активная группа людей, духовной основой которой… — и так далее… (смотри выше).

*** "НЕ ПО СВОЕМУ ЖЕЛАНИЮ ТЫ РОДИЛСЯ" ***

Да, но из всего вышесказанного следует один интересный вывод о том дне, когда евреи празднуют вышеупомянутый Шавуот.
Когда-то, давным-давно, в этот день они, говорят, получили Тору. То есть, процитируем сами себя: «учение, предназначенное, в перспективе, для всего человечества».
Получается, что в Шавуот, евреи, - хоть и дико звучит, - отмечают день рождения антисемитизма. Авансом.

Пружина парадокса распрямляется и начинает неприятно покалывать.

И все же, если по порядку, то с утверждением «получили» трудно согласиться.
Каждый из евреев может с полным правом сказать, что лично он ничего, никакой Торы не получал и ничего такого на себя не принимал.
Что ж, проблема эта не так сложна, как может показаться.

Никто из нас не принимал сознательно эту жизнь.
Никого не спрашивали - хочешь ли во-он ту вселенную? Да-да, на средней полке...
Никто не принимал эту землю и даже квартиру, в которую его привезли из роддома.
Нам все это дают не спросясь.

И только созрев до какого-то уровня осознания, мы это принимаем. Или не принимаем.
Но не принять землю и квартиру мы еще в состоянии, а вот мир с его законами природы… Или позевывая, смотреть равнодушно на существование своего народа, которое колет глаза всему миру...
Это уже начинает граничить с неадекватностью в восприятии реальности.
Ну, евреи своей неадекватностью могут дать фору всем, это известно.

*** ДИФФУЗИЯ ***

Но что ни говори, а все это: Тора, человечество... Как-то многовато этого всего для нормального, живущего повседневной жизнью, человека.
Пусть даже это судьба его народа, но все-таки...
Нельзя ли для нас, которым в беготне повседневности и подумать некогда, — нельзя ли для нас как-то… ну, конспективно, что ли…

Почему же, - говорят специалисты, конечно можно.
Вот, говорят, именно конспективно суть «подарка» изложил рабби Акива много лет назад. Он сказал так: «Основное правило Торы: возлюби ближнего как самого себя».

Ближнего? Евреи? Возлюбить? Да ну...такое скажете... Разве что во времена рабби Акивы евреи были другими.

Но даже если дать волю фантазии: вот, мы, евреи, все постараемся, и станем жить в братстве и взаимопомощи… Допустим.
Так куда тогда денется та самая «металлическая оправа», антисемиты? враждебное окружение?
А куда денутся проблемы всего мира?
Ведь невозможно себя отрезать от него «стеной любви друг к другу».
Мир – понятие системное.

Чтобы понять это, давайте посмотрим на дело под другим углом.

Во-первых, то, что мы перечислили выше, мировые религии, родились от того, что «просочилось» в мир из еврейского наследия, из Торы.
Теперь посмотрим на их исконные идеалы. Вне зависимости от того, как и насколько они воплощаются в реальной их деятельности.
Удивительно, но факт: одна из них зародилась как религия любви (!), вторая – провозглашает, что люди могут жить всемирной братской (!) общиной.

Ни в одном из верований народов мира нет подобных понятий о любви и братстве, объединяющих всех людей на земле, как об основе мира.
То есть, «диффундировало» в сознание народов мира именно «основное правило Торы».
Вот это да!

То есть решать проблемы мира люди уже знают чем. Взаимной любовью и братством.
Просто еще не знают как.

*** ПОПРОБУЙ ТУТ ВОЗРАЗИ..."

И здесь нас настигает еще более серьезное противоречие.
Так что, именно понятие о «всемирной любви», приникшее в сознание людей в мире, вызвало антисемитизм?

Получается, что так.
Другого источника, кроме Торы, нет. Другого народа, которому она была дана, тоже нет.
А значит, показать – «как это сделать» — больше, кроме евреев, некому.

И из того, что народы настрадались в тысячелетних неудачных попытках воплотить принцип любви к ближнему в дикой реальности нашего мира, возникает в людях когда осознание, а когда и просто ощущение, что виной всему – евреи.
И попробуй тут возрази, когда тебе - дано, а им – нет.

А уж сейчас, когда у евреев есть свое государство, что означает, – практическая возможность в практической жизни показать как это – жить в братстве и взаимопомощи.
Возможность, чтобы, говоря красиво, «народ наш засиял как ограненный алмаз».
А евреи все никак…

Тут уж неудивительно, что антисемитизм и вспыхивает с новой силой.
И приобретает характер ненависти к государству Израиль.
Ведь именно здесь должен вызреть плод, которым евреи поделятся со всем миром.

Ну, будем надеяться, что традиционная еврейская неадекватность в восприятии реальности не приняла еще клиническую форму.
И что есть хорошие шансы на выздоровление.


Рецензии