И снова он, Вовка философ

               

        Умница  Вовка,  уже  с  третьего  класса  получивший  кличку  «Вовка-философ»,  вдруг  в  корне  не  согласился  на  уроке  с  учителем  по  поводу,  якобы, более  правильно  понимаемой  им  известной  русской  пословицы  «много  будешь  знать – скоро  состаришься».  Она,  по  его  мнению,  даже  и  глупая,  если  призывает  учеников  аж  вон  к  чему.  И до  крайности удивил  учителя  необычным вопросом. Мол, а стоит ли,  Семен  Трофимович,  тогда  вообще  напрягаться  ученику,  чтобы  учиться  как  можно  лучше,  стараясь  все  подряд  вызубривать  «от  и  до»,  оттого  затем  став  намного  мудрее? 
        Но ведь,  в  итоге-то,  полный  абсурд  получается?!  Свершить  столь  труднейшее  дело  всего  лишь  для  того … чтобы  как  можно  скорее,  блин,  состариться?!  Ибо всем хорошо известно, что состарившемуся человеку,  между  прочим, вскоре  и  умирать  уже  нужно?  И  в  чем  же  тогда  смысл  нашего  появления  на  свет  белый?  Скорее  выучиться,  быстрее  поумнеть, а после всех перенесенных кропотливых учений-мучений шустренько состариться  и  затем  со  спокойной  душой  попросту  «откинуть ласты»,  зато скопытившись человеком очень умным? Рядом же самый обыкновенный  ленивый  ученик  «троечник-двоечник»  до  ста  лет  пиццу  с  бананами  кушать  будет,  желчно  и  язвительно похихикивая над  своим давным-давно окочурившимся одноклассником-отличником? Не хилая  пословица,  однако!
        Ошарашенный учитель вначале  стал  выкручиваться,  но,  не  сумев  ответить  вразумительно  ещё  и  на  второй  вопрос,  заданный упорным Вовкой о целесообразности  схожей  пословицы  «чем  меньше знаешь – тем  крепче  спишь».  Мол,  лично  для  него,  для  Вовы,  совет  умственно  не  переутомляться - прекрасен,  ибо крепкий  сон  и  впрямь  залог  здоровья.  Потому  что  и  вправду  самое  главное  в  юном  организме – это  здоровье,  а  все  остальное - приложится.  После  ответа  озадаченный  учитель  нервно  икнул и, ничего умнее не придумав,  велел  остаться  в  классе  после  уроков. 
        Якобы,  для  более  полного  разъяснения  истинного  смысла  пословиц,  а  пока что  не  мешать  ведению  планового  урока.  Куда  деваться?  Остался  Вовка-философ, зато молоденький педагог уже  через  десяток  минут  кратно пожалел о своем скоропалительном решении,  так  как  ибо  упертый  ученик  «добил»  его  той  же,  первой,  пословицей.  Да-да.  Которая  утверждала, что  если  «будешь  много знать – то  скоро и  состаришься». Только вот нтерпретировал  её  в  точности  до  наоборот. А  все  потому,  что  она  чётко  подтверждалась   важнейшей  наукой статистикой,  против  неопровержимых  доказательств  и  фактов  которой,  как  известно,  уж  точно  не  попрёшь. 
        А  потому  что  этот  лукавый  Вовка  Попугаев привёл  примеры  из  жизни  умнейших,  талантливейших  ученых,  проживших  долгую  плодотворную  жизнь … даже  и  несмотря  на  имеющиеся  у  них  обширнейшие  знания… И  ни  упорная,  всю-всю  их  сознательную  жизнь,  связанная  с  постоянной  учебой,  ни  получаемые  ими  с  ежедневным  неустанным  трудом  знания,  вообще  не  повлияли  на указанное  в  пословице весьма  «скорое  их  старение».  Да-да.  От  излишнего  учения.  И  даже  не  поленился  привести  перечень  нескольких  знаменитых  фамилий  и  предельных  их  возрастов,  не  помешавшим  этим  ученым  в  здравом  уме  творить  «доброе  и  вечное» … вплоть  до  последнего  дня  жизни. 
        И.П. Павлов – 87  лет,  Н.П. Бехтерев – 84,  Л.Н. Толстой – 82,  Микеланджело – 89,  Макс  Планк – 89,  Томас  Эдисон – 84,  Мао  Цзедун – 83,  Платон – 80  лет.  И  ещё,  мол,  много-много  других  светочей  науки.   Вот  поэтому-то  он,  Вовка,  по  прозвищу  друзей  «Вовка-философ»,  эту  нелепую  пословицу  посчитал,  по  меньшей  мере,  попросту  абсурдной.  Ибо  ее  практически  можно  повернуть,  и  понять  смысл  «и  так,  и  сяк». 
        Словом,  осмыслить  двояко.  И  пока  что  ничего  конкретного  не  мог  молодой  учитель  возразить  удовлетворенному  краткой  беседой  «Вовке-философу».  Разумеется,  кроме  как  «давай-ка,  Вова,  заканчивай  срывать  уроки,  а  для  бесед  со  мной  оставайся  после  уроков».  И  они  «мило»  распрощались. Зато  расстроенный  молодой педагог, Семен  Трофимович, за  сегодня  ещё  раз  шокированный  кумиром  класса,  «Вовкой-философом», после  его  ухода    направился  на  доклад  и  получение  необходимых  инструкций,  каким  образом  ему  вести  себя  с  "умником"  Вовой, зашёл  к  уважаемому,  и  пожилому  уже,  многоопытному  директору  школы.  Кстати,  как  раз  пока  ещё  ведущему  русский  и  литературу.  И  молодой  педагог  их,  разумеется,  прямо  тут  же  и  «получил».  Ну,  да.  На  свою  голову...  И  в  отношении  Вовки - тоже. 


Рецензии
Здравствуйте, Виктор! Заставили Вы и меня призадуматься над этой поговоркой, ведь ее не спроста придумали люди. Конечно, много умных известных нам людей ушли в мир иной в почтенном старом возрасте. Мы привыкли видеть ученых уже старыми. В наш век кибернетики и интернета дети довольно много уже знают для своего возраста, а некоторые вундеркинды в 12 лет становились студентами институтов, другими словами. они прибавили себе 5-8 лет, а дальнейшая учеба в аспирантуре, затем защита докторской и т.д. Получается, в 25 лет можно стать доктором наук или профессором. А ведь обычно такие звания получают в 45-60 лет.Это никакая не экономия, а только вред для человека. Получается, что человек состарил себя своим сверх развитостью на 30-40 лет. И такие люди долго не живут, намного не дожив до пенсии. Так что лучше стариться соответственно своего возраста.
Есть еще одна версия. Здесь имеет место сила слова. Такие слова говорят любопытным детям, чтобы не лезли не в свое дело. Быстро состариться ни кому ведь не хочется, а вдруг и вправду такое бывает. Подумает ребятенок, и отойдет. В детстве детям, любящим ковыряться в носу говорят: " не ковыряйся в носу, а-то палец сломаешь". Малец, конечно, сомневается в правдивости этих слов, но подумает ненароком, а вдруг и правда, палец вот возьмет и сломается. И как тогда без пальца быть. Вот что значит "сила слова"
Желаю Вам доброго здоровья и творческих успехов"
С уважением, Людмила.

Людмила Каштанова   29.10.2019 14:22     Заявить о нарушении
Сердечно благодарю Вас, Людмила, за настолько
обширный, проникновенный, содержательный и,
конечно же, весьма компетентный отзыв, который
и впрямь читать хочется! А так как он интересный,
а, самое главное, обоюдополезный в различном
понимании мира сего писателем и читателем-писателем.
И вообще обмен мнениями всегда очень полезен.
И Вы, Людмила, ещё раз абсолютно правы относительно
слов человеческих. У медиков со студенчества важно
выражение "слово лечит, и слово калечит". И ах, как
хорошо было бы, если они сами впоследствии в трудовой
своей деятельности исполняли бы его! Верно? А сейчас
у них девиз совсем другой: одновременно с облегчением
страданий больного, ни в коем случае "не забыть ещё и
облегчить вес его портмоне". Здоровья Вам и всех благ
на ниве писательства. С уважением, Виктор.

Виктор Сургаев   30.10.2019 09:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.