На чужой роток не накинешь платок

Стройную речь и ход мыслей гида время от времени может нарушать вмешательство извне. Есть, по крайней мере, четыре категории людей, которым совершенно все равно на твой график и желание уложиться во времени. :)

Рекламные агенты. Их два вида.
Вежливые. Нарезают круги вокруг тебя с группой, в надежде, что ты когда-нибудь замолчишь. Или пристраиваются к группе, всем своим видом (мимикой, жестами) пытаясь привлечь твое внимание.
Наглые. Прут, не дожидаясь, пока окончишь рассказ. “В нашем ресторане сезонное блюдо – чакапули. Молодой барашек с тархуном и ткемали. Ммм. Заходите, пробуйте!”. Громкоговоритель направлен мне в ухо: “Прогулки по Куре, человек – 20 лари, вино, чай – бесплатно!”. “Джус, фреш, соки натуральные!”. “Тури по Грузию, дешевле, чем у вашего гида!”.

Попрошайки. Цыганка: “Дай, дай денег беременной женщине! Нельзя быть такой вредной. Пусть туристы твои дадут. Тьфу, на вас! За каких-то три-четыре доллара трясутся!”. Креативный нищий: “Если у вас нет наличных, можете зачислить мне на карту”. Озлобленный нищий: “Я свое скажу, и уйду. Не фыркай. Их (туристов, то есть – примеч.) против меня не настраивай. Господа! Я прошу 20 лари, или 500 рублей, или 8 долларов. По курсу”.

“Всезнайки”. Это те, кто шли по своим делам, но вдруг положили сумки на землю, остановили машину, и тоже решили блеснуть знаниями по истории Грузии. “Вам уже рассказали про Давида Горгасали?” Туристы: “Нам про Вахтанга рассказали”. “Уйме! Я коренная жительница этого города, мне лучше знать, как его звали!”.
“Эта церковь не 19 века, а 14-го. Я в этом убане (районе – примеч.) живу, что ты говоришь, слушай!” Интересуюсь у непрошеного критика: “С какого века живете? С 14-го?”.
Или вот такое. Вызов гида на баттл. “Хорошо, про дом Гумилева знаешь. Аба, дом напротив какого года? Кто его строил?
“Всезнаек” можно вычислить по их любопытству. Прежде, чем подойти, они какое-то время тебя подслушивают.

Просто общительные тбилисцы. Благообразный пенсионер:
“Имею честь вручить вам свои визитки – художник, автор книг, член-корреспондент академии (такой-то). Сейчас еду в Африку к внуку. Не в ту Африку, что далеко. У нас своя Африка, аба! Район такой. Вот и мой внучек (фото в телефоне - примеч.). Генацвалос бабу. Похож, да? Потом должен вернуться, жене обед приготовить. Она с лестницы упала, вывих. Дочка работает, только по выходным может. Вот, прошу - портрет моей жены, графика. Портрет моей дочери, пастель. Оба сделаны мной два года назад”.

Женщина с шоти:
“Вы из какого города? Вай, Вильнюс?! Это разве не у вас “Приключения Электроника” снимали? Эээ, как все поменялось. Сейчас вашу Литву Лиэтуа называют. Хорошо хоть живете, довольны? Дай Бог, дай Бог! Может, зайдете в гости? А, гид-джан? Ты тоже отдохнешь, сколько разговариваешь, не устала? Я с утра мчади испекла”.

Резюме. На чужой роток не накинешь платок. Первые три типа нейтрализуются взглядом, жестом или парой слов. С четвертыми ничего делать не нужно. Мегаобщительность, это собственно – наша особенность, городской колорит. Если уделить им капельку внимания, они становятся вашими друзьями. Такие “прямые включения” помогают гостям города узнать натуру тбилисцев. :)


Рецензии