Пасха в Греции

Пасха в Греции немного отличается от традиций празднования Пасхи в других православных странах, например, в России. Даже в самой Греции каждый район празднует Пасху по-своему в силу своего исторического прошлого.

Продолжается Пасха 40 дней до Вознесения! И начинают готовиться к Святому празднику на Страстной неделе: продолжают соблюдать строгий пост, убирают и украшают дома, готовят угощения. Так в Великий вторник пекут сладкое печенье – кулуракиа; в Великую среду – благословляют яйца и опару для выпечки пасхального «плетеного хлеба» - цуреки – в форме круга или креста, по краям которого кладут красные крашеные яйца, а в середину – белое. В Великий четверг красят яйца, в Великую субботу готовят традиционный греческий суп – магирица.

Празднично украшаются, конечно, и церкви. Первые три дня Страстной Седмицы в церквях осуществляется литургия Преждеосвященных Даров. В Великий четверг и субботу - литургия Василия Великого. В Великую субботу доставляют Благодатный огонь из Иерусалима прямиком в Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Тем же вечером совершается торжественная Пасхальная служба, во время которой в полной темноте все зажигают (по очереди) свечи от единственной горящей свечи. Так разносится священный огонь по всему храму. Крестный ход осуществляется не вокруг храма или церкви, а направляется на центральную площадь города или селения, где символически сжигается чучело Иуды.

Ровно в полночь - после торжественного чтения Евангелия – когда священник провозглашает «Христос Воскресе!» и ему отвечают «Воистину Воскресе!», начинается повсеместный праздничный перезвон колоколов и фейерверки. Все греки друг друга целуют и поздравляют: если до Пасхи приветствовали словами «Кало Пасха!», то после (с понедельника) говорят «Хронья полла!».

В воскресенье все встают пораньше, одеваются в национальные одежды, и начинается подготовка к пиру. По традиции жарят на углях (схарас) барашка и делают знаменитое национальное греческое блюдо (запрещенное в Европе) - кокореци. Все от мала до велика принимают участие в подготовке праздника (крутят вертел над костром). Звучит музыка, начинаются песни и танцы.

Однако, в некоторых районах Греции отмечают Пасху очень своеобразно! Ну, очень непривычно для нас, русских. Например, на острове Хиос в деревне Вронтадо происходит «огненная ночь». Зрелище завораживающее - запускаются десятки петард с крыши одной церкви в сторону другой. Своими горящими «хвостами» они ярко освещают небо. Это - подобие «ракетной войны» между прихожанами церкви Святого Марка и прихожанами церкви Богородицы Эритианиа, и восходит к временам турецкого ига (15-19 вв).

Подготовка к этому действу начинается задолго до Пасхи: с лета подбираются места пуска петард, изготавливается взрывчатая смесь, бумажные цилиндры с фитилем. К Великой субботе устанавливаются деревянные настилы, откуда выстреливают петарды. Около 9:00 вечера начинается импровизированный БОЙ РАКЕТАМИ: сначала дают несколько пробных залпов, потом бой продолжается с нарастающей интенсивностью. В 11:00 все заканчивается, чтобы верующие могли послушать Пасхальную службу.

Пасха в Леонидио, что на Пелопоннесе, происходит одно из наиболее необычных пасхальных обычаев для Греции. Со словами «Христос Воскресе!» верующие 5 приходов городка зажигают пропитанные в масле или бензине самодельные бумажные фонарики - «коллимарес». Примерно 500-600 фонариков заполняют небо над городком и летают там в течение получаса. Некоторые из них не могут подняться, т.к. очень большие или задевают электропровода. Но эти неудачные запуски входят в программу праздника. Так веселее!Никакого страха пожара жители не испытывают, потому как по преданию «какая бы ни была погода, на момент Вознесения над Леонидио, непременно, будет штиль с легким западным ветерком».

Стадион "Мессиниакос" в Каламате – единственный стадион в Греции, где на Пасху полным-полно народу. Причина – не игра между футбольными командами, а особое сражение или огненная война – «саитополемос». Сражаются несколько команд (по 10-15 человек в каждой), бросая «сайты» - картонные трубки, начинённые порохом, которые взрываясь, издают сильный грохот и изрыгают пламя, а в это время собравшиеся на стадионе тоже  производят невероятный шум и гам.

Этот местный обычай уходит вглубь веков, в период Османской империи, когда греки проявляли большой героизм и находчивость в боях против турок. Согласно легенде, мессинцы смогли остановить конницу турок с помощью самодельных «сайт» - прообразов огнемётов, наполненных взрывчатыми веществами..

Богата на представления и зрелища Пасха на острове Керкира (Корфу). И начинается она с Литании – крестного хода в Вербное воскресенье. По преданию в 1630 году благодаря чудесному вмешательству святителя Спиридона остров был спасен от страшной болезни – чумы. Заразную болезнь принесли на остров моряки итальянского корабля. В эти годы чума свирепствовала по всей Италии и на Ионических островах. Все усилия властей по ее укрощению были напрасны. Молодые и старые, мужчины и женщины в городах и селах ежедневно умирали от этой неизлечимой болезни. Острову грозило полное опустошение.

На Рождество 1629 года на Корфу были отмечены четыре случая этой болезни, со временем она стала распространяться, не смотря на все предостережения и меры, предпринимаемые властями и медицинскими службами острова. Тогда местные жители обратились к заступничеству Святителя Спиридона. Они собрались в храме и умоляли Господа и святителя Спиридона спасти их от неминуемой гибели. Ночью городские стражники Старой крепости увидели над храмом Святого чудесное сияние, что-то похожее на свет неземной лампады. Постепенно, день за днем случаи заболевания уменьшались и совершенно прекратились к Вербному воскресенью 1630 года. Жители Корфу признали, что своим спасением они обязаны чудесной помощи Святого Спиридона и с тех пор установили ежегодно совершать шествие с его святыми мощами.

Кроме того, утром Великой субботы, когда завершается служба в Кафедральном соборе, звонят колокола, а из окон домов бросают множество керамических сосудов с водой на улицу. Эта традиция связана с древним поверьем, согласно которому нужно разбить и выбросить старое, чтобы следующий год принес новое, а также является своего рода аллюзией на евангельские представления о бренном человеческом теле как о глиняном кувшине. Обязательно возьмите осколок на счастье!

Еще одна традиция, которая возрождается там  же, связана с нырянием в бочку - «мастело». В старом торговой центре «Пиниа» устанавливают бочку, полную воды и украшенную миртом и вербой, и просят прохожих бросать монетки на счастье в воду. Когда приходит время первого возрождения, кто-то ныряет в бочку и забирает все деньги под аккомпанемент Филармонического оркестра. Раньше ныряльщиком был доброволец.

«Морские» традиции, связанные с выносом Плащаницы, соблюдаются и в городе Навпактосе. Здесь во время шествия зажигают огни на башнях у входа в порт и прямо на воде: в море светится большой крест, выложенный из лампад.

На острове Патмос, где апостолом Иоанном был написан Апокалипсис, в Воскресенье Пасхи в церкви служат еще одну службу, на которой весть о воскрешении Христа из Евангелия зачитывают на 7 языках.

На Родосе в Лазареву субботу (накануне Вербного Воскресенья), дети ходят от двери к двери и распевают колядки Лазаря, получая в награду деньги и яйца, которые они передают церкви. В прошлом, в этот день разрешалось только собирать сухие ветки, на которых в Великую Неделю выпекались пасхальные булочки «лазаракья», символизирующие тело Лазаря, завёрнутое в саван.

На пляже Сикиас, Халкидики, в муниципальном кемпинге «Мили», на третий день Пасхи организуются гонки на лошадях «Алогодромиес», обычай, уходящий глубокими корнями в древние времена и успешно возрождённый в последние годы. После окончания службы в часовне Святого Георгия, икона вместе с благословениями от священника передаётся всадникам, которые переносят её из часовни к месту проведения «Алогодромиес».

Пасха в Мегара проходит торжественно и красиво. В Великую среду совершается Литургия, после которой по-традиции собираются все члены общины, музыканты и от души танцуют особый танец под названием "тратас". В нем девушки крепко-накрепко держатся за руки, а молодые люди исполняют сложные фигуры и "па".

Эта древняя традиция своими корнями уходит во времена турецкого ига. По легенде жители попросили у Паши позволения построить небольшую церковь. Паша дал свое согласие, но с оговоркой: "чтобы начали строить утром, а закончили вечером". Жители (с Божьей помощью) закончили стройку церкви до полудня, и посвятили ее святому Иоанну Галилейскому.

Конечно, какой же праздник без застолья и угощения. О том, что готовят греки, где бы они не находились - у себя дома или заграницей, читайте в статье "Традиционное пасхальное угощение".


Рецензии