Выпускница Бестужевки. 9. Прощание

Предыдущая: http://www.proza.ru/2019/04/29/715


9. ПРОЩАНИЕ

     В 1986 году я последний раз побывала в городе своего детства. Мы отправились с внуком во Владикавказ, хотя я почти не могла ходить. По утрам мне хотелось вскочить и полезть на Столовую гору! Но опущу ноги на пол и чувствую: не могу сделать ни шага. А тут решилась на такое путешествие-подвиг!

     Во Владикавказе мы остановились у моей гимназической подруги совсем рядом с «Треком» на улице Гибизова. С ней мы переписывались постоянно на протяжении семидесяти лет. У неё в доме висели настенные часы, играющие царский гимн "Боже, царя храни...".

     Внуку удалось несколько раз довести меня до Терека. Там я почему-то попросила незнакомого осетинского мальчика достать мне камешек со дна реки. Дала за него юбилейный рубль, а камешек увезла в Москву.

     (Баха умерла 18 февраля 1990 года, хотя обещала дожить до моей пенсии. Мне в ту пору было 55 лет, а ей – 98.

     Её смерть стала для меня страшным ударом. Со мной началась истерика, я впал в какое-то необъяснимое сумеречное состояние. Два дня ничего не ел, всё время лежал на диване и смотрел в одну точку.

     Вдруг вижу: рядом со мной сидит незнакомая, скромно одетая женщина средних лет. Я спросил: «Кто Вы?» Она не произнесла в ответ ни одного слова, но я хорошо её понял: «Я твоя бабушка! Явилась к тебе не по своей воле. Немедленно успокойся и приди в себя. Не переживай за меня, я тут счастлива по-настоящему. Когда наступит твой срок, обязательно встречу тебя». И исчезла.

     Удивительное дело: я сразу же успокоился и даже повеселел, и мне захотелось поесть. Отправился на кухню – а там сюрприз! Обнаружил на расколовшейся от жара газовой плите пустой чайник. Ещё немного – и он расплавился бы. Наверно, ночью мне очень захотелось выпить чаю… К счастью, беды не произошло.

     На работе в виде исключения мне простили мои прогулы, сказали: «Ну и сны тебе снятся!»

     Завершая описание характера Бахи и её способности совершать неординарные поступки, расскажу ещё два случая.

     Однажды мы договорились с ней встретиться на Красной площади у Лобного места, чтобы отправиться в ГУМ за покупками. Однако не учли, что в это время там проходила репетиция майского парада. Всё было оцеплено милицией.

     Подхожу к толпе и слышу её голос: «Немедленно пропустите меня! У меня свидание с внуком. Вы тут в бирюльки играете, а у нас с ним очень важное, неотложное дело!» Я еле успел спасти её.

     Другой случай. Возвращался я в свой день рождения в Москву из Сочи. В купе оказался очень приятный сосед, ехавший с женой домой в Архангельск после отпуска. Мы подружились. Он и говорит мне: «А давай-ка сойдём на ближайшей длительной остановке, быстренько в привокзальном ресторане отметим твой праздник, а потом - обратно в поезд». Мы вдвоём так и сделали, несмотря на уговоры его жены.

     Только сели за столик, объявляют по громкой связи: «Скорый поезд отходит через три минуты!» Мы уже успели выпить. Выскочили из ресторана, как угорелые, а поезд набирает скорость. Еле успели заскочить в последний вагон, при этом я потерял тапочек, зато был в рубахе и плавках, а он – без рубахи, но в брюках.

     Чтобы отдышаться, пошли в вагон-ресторан. Едем час, другой. Отмечаем. Потом отправились в свой вагон. Не нашли и вернулись в ресторан. Прибываем на вокзал. За окном – опять город Сочи.

     У нас началась паника. Билетов до Москвы в кассах нет. Идём к начальнику вокзала. Объясняем, что в таком виде отстали от поезда, его нам обязательно нужно догнать. Начальник вошёл в положение и помог нам купить билеты, но только в купе-люкс. В нём ехала расфранчённая дамочка. Она увидела двух некультурно одетых пассажиров без багажа и села на свою сумочку.

     Наконец-то Москва! Денег не осталось даже на стакан чая. С Казанского вокзала звоню Бахе. Объясняю ей ситуацию. Она: «Поздравляю тебя, внук, с днём рождения! Будь в зале ожидания. Никуда не уходи! Сейчас приеду с сандалиями и брюками». Тон совершенно спокойный, как будто я каждый день совершаю нечто подобное.

     Жена попутчика, сидевшая в зале ожидания с нашим багажом уже вторые сутки, на меня была очень обижена! Билеты до Архангельска у них пропали.

     Баха приехала быстро, на такси, и попыталась вручить им деньги. Не взяли!

     Вот такая она была, моя Баха.) – Ю.Р.



Продолжение: http://www.proza.ru/2019/04/30/1481


Рецензии