Кокаинетка

"Кокаинетка": костромской вариант
Как боролись с наркотиками в Костромской губернии 100 лет назад

Существует версия: эйфорическому революционному настроению масс и Октябрьскому перевороту 1917-го во многом способствовал … кокаин. Иногда и саму Великую Октябрьскую социалистическую революцию непочтительно и насмешливо кличут «кокаиновой».  Раньше даже была в ходу крылатая фраза: «Революцию выиграли вобла и кокаин», то есть пьющие и одурманенные наркотой солдаты и «матросня». У этой версии много, как сторонников, так и ярых противников, которые считают ее конспирологической, а попросту - притянутой за уши. Но с тем, что увлечение кокаином (вне зависимости от политических пристрастий и гражданской активности употреблявших) было в те годы массовым, трудно поспорить. Поскольку об этом свидетельствуют архивные материалы. А документ – всегда аргумент…

«Балтийский чай» - напиток революции?

Кокаин получил распространение в России еще до революции 1917 года, с самого начала нового ХХ века, обещавшего быть бурным, насыщенным  и противоречивым. И если поначалу в силу своей дороговизны этот наркотик был в ходу лишь среди аристократов и богатой части богемы, то после «открытия границ» во время первой мировой войны дурь бесконтрольно хлынула из Европы в Россию и наводнила сначала Москву и Петербург, а затем и провинцию.
Способствовал этому «сухой закон»: во время войны с Германией в России была полностью запрещена торговля спиртным, включая даже пиво. Снимают же стрессы, боль потерь и боль физическую у нас издавна одним известным всем способом. Когда же его не стало, точнее, торговля алкоголем ушла в подполье и оказалась уголовно наказуемым деянием, зелью нашлась замена. И это не только алкогольный суррогат - самогон, но еще и кокаин. Страшная замена. Жуткая по воздействию на человека, разрушающая его здоровье и личность.  При этом с наркотиками в те годы особо-то и не боролись, не считая это за большую беду – так, ерунда, баловство, блажь… Кокаин стал моден и популярен у декадентов-поэтов, актеров, художников, в криминальной среде, среди студентов, школьников… И даже в армии и на флоте. Так, увлечение «коксом» приписывают главной опоре большевиков -  революционным матросам Балтики. Якобы они заваривали «кокс» водкой для усиления эффекта воздействия, называя эту смесь «балтийским чаем».

«Что вы плачете здесь, одинокая глупая деточка?»

«Что вы плачете здесь, одинокая глупая деточка, кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы?» – так начинается трагичная и пронзительная песня «Кокаинетка», сочиненная Александром Вертинским в 1916 году. В ней он, по сути, описывал историю своей сестры Надежды, которую погубил кокаин. И таких страшных историй тысячи - после революции в стране начался настоящий «наркотический бум». Известно, что этот незаконный сильнодействующий наркотик вызывает в три раза больше смертей, чем любой другой. Иногда к летальному исходу приводит даже одна доза. Не зря в начале прошлого века кокаин прозвали «чумилой». И с этой чумилой-чумой советская власть начала бороться – по-революционному решительно и активно.

За понюшку - расстрел

В стране на борьбу с наркоманией встала самая суровая организация – ВЧК. Вот приказ тамбовской «чрезвычайки» от 27 августа 1918 года: «До сведения Чрезвычайной комиссии дошло, что в городе Тамбове появилось страшное зло, которое в последнее время приняло эпидемический характер, – это употребление кокаина, развивающееся в частях Красной Армии со страшной быстротой. Признавая, что кокаин оказывает пагубное действие на организм каждого человека, что последствия его ведут к уничтожению всякой способности и к потере нравственности; что враги революции, распространяя его среди красноармейцев, стараются тем самым нанести удар революции, приведя в негодность созданную великими усилиями Красную Армию, комиссия объявляет, что все употребляющие кокаин будут заключаться в тюрьму, а распространяющие – беспощадно расстреливаться».

Старый закон отменен, нового еще нет

Аналогичная ситуация была и в нашей губернии. В Государственном архиве Костромской области (ГАКО) сохранился документ 1919 года под названием «Проект борьбы [со] злоупотреблением кокаином». Он направлен в  президиум губернского исполнительного комитета от следственных комиссий при народных судах. Следственным комиссиям при народных судах, - говорится в нем,  - приходится соприкасаться со всевозможными видами подпольной торговли сильнодействующими веществами, например, кокаином. Торговля подпольная, значит, за это должно виновные нести ответственность. Но тут проблема:  наказания за торговлю наркотиками в законодательстве нет. Прежде, по старым, буржуазным законам, которые аннулировала советская власть,  предусматривалось наказание статьями «Устава о Наказании» и «Уложением о Наказаниях уголовных и исправительных». Теперь продажа кокаина наказывается лишь как спекуляция, и то только при тех случаях, когда можно установить факт торговли того или иного лица. А это сделать сложно. «Очень трудно, - сетуют судьи, - бороться с употреблением этого вредного, разлагающего все слои населения средства, ибо употребляющие кокаин, зная, что употребление его не наказуемо, отказываются указать лиц, занимающихся торговлею кокаином».

Во все поры пролетарских масс

В общем, нет закона – нет возможности влиять на ситуацию. А она более, чем серьезна. «Раньше кокаин был достоянием так называемой «золотой молодежи», «буржуазных сынков», - пишут разработчики проекта, - теперь он проходит во все поры наших пролетарских масс, и мы наблюдаем, как кокаином угощаются в нашей Костромской  губернии дети рабочих и крестьян в школах, также еще в большем размере свирепствует употребление кокаина в Красной армии, что разлагает наших детей и опору и надежду нашей революционной армии. Следственная комиссия, нацелилась на то, чтобы вести  решительную борьбу с наркоманами, запросила Москву, что в этой ситуации можно сделать на местах, «как бороться с этим злом народа». 
Из центра Народным комиссариатом юстиции был прислан ответ:  местные власти в лице Президиума совета не лишены права издавать обязательные постановления - регулируйте проблему законодательно сами. Потому Следственная комиссия для борьбы с этим злом просила Президиум губернского исполнительного комитета принять меры борьбы со злоупотреблением наркотиками, издав обязательное постановление.
Следователи предлагали:  лиц, употребляющих кокаин и не указывающие место его приобретения, караются в административном порядке – штрафом. Его размер устанавливается  по усмотрению Президиума, а в случае неуплаты штрафа, граждане-нарушители выселяются в колонию «Бараново» на принудительные работы на срок не менее 2 месяцев. А виновные в скупке, сбыте или хранении кокаина немедленно предаются Революционному суду. Кроме того, Следственная комиссия полагает Президиуму Совета в оперативном порядке организовать лекции на тему: «Какой вред приносит кокаин и как разлагающе он действует на массы». Необходимо также взять под учет и строгий контроль «весь кокаин, находящийся у врачей, у зубных врачей, в больницах и во всех местах, где разрешен кокаин законом к употреблению».
Поддержал этот проект и Отдел юстиции. Потому что, как сказано в сопроводительном письме, «злоупотребление кокаином грозит непоправимым ущербом народному здравию». 

Кокаинистов – в колонию, отравителей – к стенке

В том же 1919 году было издано Обязательное постановление Костромского губернского исполнительного комитета. В целях борьбы с кокаинизмом, говорится в этом документе, хранящемся в ГАКО, - принимающим за последнее время в Костромской губернии широкие размеры и проникающим во все слои населения, главным образом, в среду школьной молодежи и Красной Армии, губисполком постановляет: лица, употребляющие кокаин и не указывающие место его приобретения, подвергаются в административном порядке штрафу до 3000 рублей, а в случае неуплаты штрафа отправляются на принудительные работы в колонию «Бараново» сроком от 2 до 6 месяцев. Еще строже предлагается поступать с наркоторговцами:  «лиц, виновных в скупке, сбыте или хранении кокаина, немедленно предавать, как сознательных отравителей и убийц, суду Революционного Трибунала для наложения высшей меры наказания».  Также предписывается всем местных властям неуклонно задерживать всех кокаинистов, которые отказываются указывать лиц, продающих им кокаин. Предлагается Губернскому отделу народного здравия организовать в крае ряд лекций и собеседования о вреде кокаина, а также установить строгий контроль за отпуском кокаина из аптек и других мест, где кокаин разрешен к употреблению.

Вместо послесловия

Меры, как видим, жесткие. И, конечно, они возымели действие, но полностью искоренить наркоманию все же не смогли. Помогло значительно снизить распространение кокаина в стране, как ни печально, другое зло – алкоголь. С отменой «сухого закона» народные массы переключились на это более доступное и популярное зелье… И тут у нас – вечный бой, конца которому не видно…


Рецензии