Эвграмма 12 -22

12. Плерома есть Абсолютная  Имматерия. Она не порождает материю, и материя не эманирует из Неё даже через огромное число посредников. Материя есть туманное, блеклое, бледное отражение отражения Плеромы. Между Плеромой и материей – непреодолимая пропасть. Материя есть следствие ошибки и вернее сама есть ошибка. Появление материи загадочно. Какие движения произошли в Плероме, следствия которых вызвали существование материи, останутся нам непонятны и недоступны пока существует материя. Мы будем пребывать только в области догадок, пока мы в материи. И только тогда, когда материи не станет, нам откроется смысл и причины её появления. Моя книга, естественно, только туманный набросок, эскиз…

13. Эон Со;фия и ангел Люцифер каким-то образом оторвались от Плеромы. Со;фия отошла от Имматериального Мира вследствие незнания, неведения, по заблуждению. Она хотела создать свой мир, но не из гордости, не для того, чтобы в нём владычествовать, а просто хотела подражать Богу. Люцифер хотел же чего-то иного. Это была неудовлетворённость и самособлазн. Люцифер отпал от Плеромы вследствие ошибки. Он ошибался на счёт иного – нет иного, кроме Плеромы. В его действиях не было злого умысла, ибо подобный умысел означает вечность и субстанциональность зла, но зло временно и иллюзорно, зла как такового нет.

 Люцифер обманул самого себя, впрочем как и Со;фия. Что, по большому счёту, не смогли перенести Со;фия и Люцифер в Плероме, так это капельку нежной какой-то печали, крупицу какой-то тоски, загадочной грусти невидимый гран, бесконечно малую толику тайны, глубину и тьму, ночь и бездну Великого Мистериума, который таился незаметной точкой, её тенью, горчичным зерном этой тени где-то в хаосе пропасти зрачка. Им хотелось полной ясности и чёткости, но эта алмазная изумрудная пылинка мешала и создавала голубую дымку мистического тумана. Эта сапфировая песчинка, лазуритовое маковое зёрнышко делала фокус волнистым, пластически-таинственным и непредсказуемо-прекрасным, лабиринтно-энигматическим и каким-то неописуемым, оккультным и волшебным. Они хотели чёткости и рациональности, застывшей определённости и узнаваемости во всём.

 Они получили их, а вместе с ними и смерть, и время, и пространство, и забвение, и преходящесть, и небытие. Как только Со;фия и Люцифер оторвались от Плеромы, над ними был положен †Ставрос † -- жесткая граница, пропасть, бездна непреодолимая. Назад им дороги не было. Тогда они попытались создать свой мир. Со;фия создала свой хаос – это Бытие+, Люцифер – свой, это Бытие – (минус). Их псевдотворческие потуги (ибо они пытались творить без Бога и они уже не были Богом) завершились тем, что возникло всего лишь «отражение». Люцифер стал как бы зеркалом, Со;фия «созерцала» его, смотрелась в него. В результате возникло «отражение», которое «конденсируясь» и «оседая», превратилось в протоматерию, являющуюся материальной энергией. Это то, что большинство мифов называют материальным хаосом, а современные физики вакуумом. Бог, видя жалкие барахтанья своих блудных детей, даёт импульс Со;фии, ибо её творческий потенциал выше чем у Люцифера, для преображения этого лжетворения. Уничтожить его Бог не может, ибо Он Абсолютно Благ и Добр. Самих понятий уничтожения и разрушения нет в Плероме. Бог как бы только подаёт совет Со;фии, «рекомендует» ей преобразить материальную энергию в Свет Нетленный. Создание же рабочих эйдосов вещей дело самой Со;фии, но уже с благословления Бога. Люцифер не участвует в этом, но только мешает процессу. Однако Бог не может его устранить в силу Своей Абсолютной Благости.

 Бог не может и вернуть обратно в Плерому Со;фию и Люцифера, ибо они должны осознать своё падение, а осознать они смогут только изжив свои искушения: подражать без благословения и соблазнять самого себя. Изжить же они их могут только пройдя через материальный космос, пройдя через эволюцию той материи, которую они породили. В этом материальном мире идёт борьба между софийными силами и люциферическими, и они обе противостоят Плероме, не плеромической силе, ибо понятия «сила» не существует в Плероме, а плеромическому Благу, Покою, Тишине, Молчанию, Эйдосу, Логосу, Лону и Энигме. Томас Тейлор, знаменитый переводчик Прокла, пишет в «Теоретической арифметике», что зло может противостоять злу, добро же не может противостоять добру, «но может противостоять тому и другому злу в одно и тоже время. Таким образом, робость противостоит смелости…, но робость и смелость противоположны стойкости. Ловкость противоположна глупости… и вместе они противоположны благоразумию».

 Расточительность и скупость противоположны свободе. Софийные же и люциферические силы, действия и энергии противоположны плеромическому имматериальному духу, т.е. Духу Святому. Но это противостояние не вечно и не фатально.  Когда будет изжито всё материальное, Со;фия,  Люцифер и появившийся в результате эволюции Новый Свет, вновь вольются в Плерому, но уже в Сознании Абсолютном, которое будет залогом от возможных падений. Это послужит невиданным примером: падения и отрыв от Плеромы никогда не повторятся.

14. Но откуда появилось искушение в Со;фии и Люцифере? Откуда в Абсолютно Благой Плероме вдруг промелькнул импульс неблагого, темного искушения? Это есть Великая Тайна Абсолютной Свободы. Абсолютная Свобода есть движение по лезвию бритвы. Можно оступиться. Один раз. Но второй… Второго раза просто не будет. Errare humanum est – человеку свойственно ошибаться – говорили древние, но в средние века пословицу дополнили: … sed nullius nisi stulti in errore perseverare , т.е. но ничего нет хуже, чем упорствовать в ошибках. В результате ошибки приобретается либо сознание, либо смерть. Вторая ошибка невозможна, ибо она закончится полной аннигиляцией для ошибающегося, не потому что такой роковой приговор или такая злая необходимость, но потому что вторая ошибка указывает на отсутствие сознания, а в Плероме нет несознательного. Несознательное просто не существует как таковое. Первая ошибка возможна, но если из неё не сделан вывод и не извлечён урок, то значит сознания нет, а это для Плеромы вещь невозможная.

15. У Со;фии и Люцифера промелькнула одна и та же  «мысль» (ибо мыслей нет в Плероме), не «мысль» даже, а некий «импульс», нечто «тёмное», «что-то об ином». Нельзя назвать это первоначальной тьмой, совечной Плероме. «Оно» (эта тьма) появилось как результат моментального, мимолётного намёка на сомнение в Абсолютной Благости Плеромы. И этот намёк – результат Абсолютной Свободы, не укреплённой Абсолютным Сознанием. Но почему Свобода не была укреплена? Вопросам нет конца. Видимо для того, чтобы она самоукрепилась. Но если Она была Вечноблагой и пребывала в Вечноблагом, то Она сразу могла самоукрепиться. Но не хотела именно благодаря Абсолютной Свободе. Исследовать и анализировать Тайну нельзя и невозможно.

16. Этот «тёмный импульс», та тьма внешняя, о которой говорил Христос (Мф. 22,13; и вся притча Мф. 22, 1-14). Это та тьма, о которой учил Мани, что она вторглась в область Света. Она проникла как искушение в Плерому, как соблазн, как сладкий яд, как незнание, как самообольщение, как самозначимость и неудовлетворённость, как томление духа. Она «проползла» в Свет от Света же, и подвинула к падению Со;фию и Люцифера и души, примкнувшие к ним. Это та злоба, что проникла в их души, как об этом говорится в Pistis Sophii , знаменитом гностическом трактате: «Избавь меня, о Свет, от злых мыслей, которые вошли в меня…» Но эта тьма не самосуща, не автономна, не субстанциональна. Она не имеет под собой ничего. Это просто как бы единовременное, неповторимое «ослабление» Света. И это «ослабление» сразу сказывается в душах, и надо быть внимательным и чутким. Надо знать, познавать и видеть. И помнить. Надо быть бдительным. «Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11, 35). «… Он [Иуда], приняв кусок, тотчас вышел, а была ночь». (Ин. 13, 30).

17. Но тьма тьме рознь. Тьма Бога не есть тьма внешняя. Это Тьма Лонная, Тьма Откровения, Тьма Мистическая, Тьма Радостная, Тьма Гнозиса, Тьма Видьи, видения, ведения, видимая, а не тьма авидьи, незнания, тупости, невежества, звериности, тьма непроницаемая и кромешная, тьма небытийная. Тьма Бога есть Тьма Бездны и Неизречённости Божественной Любви. Это чернота прозрачная и белая ночь сверкающая и блистающая, осиянная и осияваемая. Это веселье неисчерпаемое, но не веселие материи и плоти, но Веселие Духа Святого, Духа Живого, Духа Лонного. Это Тьма Чуда СверхПрекрасного, Неизъяснимого и Невыразимого. Эта Тьма – СверхТьма и СверхСвет!

18. Всякая душа (монада) есть Бог и не-есть Бог. Она триедина: Бог, душа и Дух Святой. Бог-Отец (Бог), Бог-Сын (душа) и СверхБог (Дух Святой). Люцифер же отринул триединство и возомнил себя как одного (одноединство). Это было незнание. Это было помрачение Гнозиса. В результате этого он лишился творческой потенции, и от неё осталось лишь одно рассеяние. Со;фия, в отличии от Люцифера, не отринула триединства, а потому её творческая потенция была лишь ослаблена, но сохранена. Именно поэтому её псевдотворчество породило Бытие+, а хилые вибрации Люцифера – Бытие - (минус).
19. Отрываясь от Плеромы, Со;фия и Люцифер увлекли за собою и другие монады. Но это не значит, что они были лидерами. Лидерства, началия и вообще какой-либо иерархии в Плероме нет. Просто они были первыми, подали пример. После того же как над ними был воздвигнут †Ставрос† , в их рядах возникла иерархия. Со;фия и Люцифер стали лидерами своих сотоварищей, стали императорами своих армий и легионов. Всё выстроилось в чёткую неумолимую структуру.

20. В результате падения Со;фии и Люцифера образовалось нечто противоположное Плероме – кенома, т.е. неполнота, или гистерема, т.е. недостаточность. Именно там  и появилась материя, а из неё впоследствии возник материальный мир.

21. Бог не есть творец ни материи, ни материального мира. Бог творит лишь мир идеальный, имматериальный, вечный, совершенный и чудесный. Это эйдокосмос, космос чистых идей, это обитель Идеального Человека. Творчество Бога не остановимо, безгранично, неиссякаемо и абсолютно прекрасно, как и каждого человека Плеромы, который и есть Бог. Это творчество таинственно, сокровенно, непостижимо, непоследовательно, непланомерно, криптоктеично и энигматично. Это чистая идеальная спонтанность, импровизация, непредсказуемые вдохновения и восхищения, сплошная движущаяся поэзия, «автоматическое письмо», чудесная бессвязная вакханалия, радостные импульсы, извержения, взрывы, непередаваемые наития, невообразимые озарения и одухотворения, неудержимые экстазы, спазмы, эякуляции, оргазмы, хаосы и откровения. И вместе с тем это сверхчудесная гармония, неизмеримая красота, неуловимая нежность, обаяние, разливающийся покой и тишина, идеальная стройность, блеск, отточенность, гениальность, восторг, энтузиазм, наполненность, глубина, смысл, великолепие, торжественность, строгость и чистота. Одним словом это Абсолютное Творчество, из которого Вечно Расцветает Абсолютный Космос. Это и есть Плерома.

22. Создание материального космоса есть кривозеркальное, мутное и мрачное отражение Эйдокосмоса. Материальный космос создаётся не по свободе, а по необходимости. Это уже не радостное, лёгкое, игривое, бездумное и беззаботное творчество, а тяжёлое, ущербное, обусловленное, планомерное, вынужденное и безрадостное. Это исправление ошибки. И если в Плероме нет никаких целей, кроме свободы, сверхсвободы и чистой мистики, то создание материального космоса имеет определённую цель – дематериализацию материи и возвращение в Лоно Бога падших душ, укреплённых в Абсолютном Сознании. Создание материального космоса это просто изнурительная работа, своего рода ассенизация , неприятное принудительное дело, от которого хочется побыстрее избавиться. И это есть кенома.


Рецензии