Страстная суббота

    На душе так тяжко было у ПОЛИ, как в пасмурный беспросветный день, хотя погода стояла самая замечательная для конца апреля, тёплая и солнечная. Ныло
"под ложечкой" и скребли в раз все кошки мира. Но помня про "уныние - грех",
она как-то бестолково тыкалась из угла в угол, пытаясь убраться в квартире к наступающему большому празднику, Великой Пасхе воскрешения Иисуса Христа.

    Всю предыдущую неделю ей нездоровилось, но превозмогая себя, ходила и всё делала, что надо, в обычном режиме. На уборку же сил не хватало, к вечеру была как выжатая. И Великий Чистый четверг не был таковым, как должен: кое что смогла помыть, убрать, выкупала после занятий ещё не вполне самостоятельную шестилетнюю внучку, сама наскоро ополоснулась под душем и уже за полночь легла спать, с наполненной обрывками блуждающих дум головой.

    Пятница и суббота были воистину страстными...- казалось, что саму душу распяли на кресте. И хотя это прозвучит греховно, но мысль о многовековой давности страданий сына Божьего за грехи людские, печаль, боль от невозможности разделить или облегчить его муки, осознание страшной утраты человечества от гибели Спасителя, всё это проносилось в голове как неизбежная данность, уже случившаяся, (тем более светлый финал - Его воскрешение, к счастью, был уже известен,) а на передний план выпирала колючая, скребущая тоска, леденящая опустошённость, от которых пока ПОЛЯ не могла никак избавиться.

    Субботу перед Пасхой положено уже освободить от работы и посвятить молитве. ПОЛЯ была православной и верующей, в душе всегда жила с Богом, но молиться по всем правилам не умела да и в церковь ходила редко, считала, что можно дома своими словами обратиться к Господу и Пресвятой Богородице со своими проблемами и чаяниями, а уж услышат ли они её, рабу грешную, - на это стоит только надеяться и верить. Главное, по её разумению, надо жить в ладу с душой, сердцем и совестью, а за основополагающий принцип по жизни взять - "твори добро"! Как уж выходит следовать всему вышесказанному - это виднее сверху.

    Про творение добра речь особая. Как-то всё больше стала замечать, что чья-то язвительная фраза, что "добро - наказуемо", не такая уж и дурацкая,
а реалии жизни частенько подтверждают её верность. От этого становилось не весело и обидно, когда ситуация не касалась лично, а когда уж касалась...-
тогда было настолько больно, что не хватало воздуха, сердце то выскакивало от частоты ударов, то замирало, и холод разливался по телу, ныло где-то внутри, в глубине, на самом донышке сжавшейся души.

    Вот и теперь, в преддверии самого светлого праздника, была такая же тьма
и холод, просто раздавливающие ПОЛЮ. Поэтому субботнее утро начала как во сне, безо всякого настроения на проблески солнечных лучей.

    Ходила мыла, пылесосила, вытирала пыль на посуде в секции, ещё с времён
Горбачёвской "перестройки", когда доставали всё с трудом по талонам. И её
мысли, как-то сами по себе, роились в давно прошедших годах.
    Сначала ей ни с того, ни с сего припомнилось то, как не стало любимой, вырастившей её, бабушки. Она ушла первого мая, (а теперь уже 26 апреля.) И с того момента праздник Первомай стал днём траура, потому что с бабушкой ушла часть её жизни под названием детство, когда её ласково называли Полюшкой, Поленькой. В тот, 1971 год, Пасха была 18 апреля. Бабушка уже была тяжело больна, лежала и угасала от старости, ей было полных 85 лет - тяжелейшей жизни, полной горя, смертей и испытаний.

    Потом эти мрачные безрадостные мысли перескочили на время, когда не стало мамы, внезапно оказавшейся во власти неизлечимой болезни, очень поздно обнаруженной. Её не стало за два с половиной месяца, 2 апреля, когда тоже наступала весна, солнечные дни и тепло моментально возродили природу, отвоевав сибирский город, где мама жила, от длительных зимних холодов.
А 19 апреля наступила Пасха... Какая-то мистика несчастливых чисел: 1 мая и 2 апреля были связаны с 18 мая и 19 апреля. Даты смерти и Пасха...

    Но была в одну весну очень светлая и счастливая Пасха. День свадьбы...-
25 апреля 1976 года. Стояло такое тепло, невероятное для местного климата.
Почему-то в памяти не всплывали подробности тех дней, вообще-то, их не стёрло время, просто они не хотели быть детализированы. Было общее ощущение света и тепла от любви и счастья. Всплывали просто нежные размытые, как в акварельных этюдах, радужные прекрасные цвета, от которых становилось радостно до состояния опьянения. Всё в тот момент соединилось: весна, любовь и Пасха.

    Вот и уборка в квартире незаметно подошла к завершению. Попутно было из дома выброшено разное ненужное барахло. Забежала во дворе в магазин за недостающими продуктами к праздничному столу, сварила и обклеила картинками яйца. Время было ещё только-только послеобеденное. И ПОЛЯ решила взяться за наведение порядка на лоджии. Там за зиму всё занесло пылью, хоть и стояли пластиковые окна, но ремонта не было, и про герметичность не было слов...
   
    В левом углу, под окном комнаты, занимая довольно значительное место, стоял... бабушкин сундук. Сколько ему было лет - трудно предположить. Но он являлся свидетелем ссылки бабушки с детьми в Сибирь из далёкого Забайкалья.
Он был единственной "мебелью", сопровождавшей бабушку всю жизнь. Потому его хранили как реликвию.
 
    Внутри лежали какие-то вещи, которые и не нужны были в обиходе, и было жалко выбросить. ПОЛЯ открыла тяжёлую крышку с металлической петлей (или, как называла баба, сничкой,) на которую навешивался замок. В сундуке находились эмалированные ведро, таз и кастрюля, советский пылесос, круглый и зверски мощный; свёрнутые полушерстяные половики, весьма дорогие по тому времени, хорошо сохранившегося цвета тёмно-изумрудной зелени с горчично-жёлтыми полосами по краям, а ещё лежал старинный гобеленовый настенный коврик, с лесным пейзажем и повозкой. Из сундука, как из сказочной сокровищницы, вдруг повеяло... нет, не сыростью и затхлостью, не застарелым пыльным воздухом, а давним родным, уже забытым, уютным деревенским бабушкиным домом, в котором пролетело Полино детство.

    Проведя краткую ревизию и смахнув пыль, убедившись в сохранности "добра", она вновь накрыла внутри всё плёнкой и закрыла крышку. На очереди были две коробки с книгами. В них лежали старые учебники детей, которые не велено было выбрасывать, стопка детских художественных книг, выпуска 1970-х годов, ещё советских издательств. Приподняв какую-то очередную книгу, ПОЛЯ чуть не выронила выскользнувшую из простого тетрадного двойного листка ...икону. Да,
давно убранную и потерянную при переездах с квартиры на квартиру во время скитания в 90-е годы по съёмному жилью, небольшую, выполненную полностью из янтаря и янтарной крошки икону с изображением Христа.
 
   Какая радость охватила сметённую ПОЛЮ - не возможно передать. Вот говорят, "снизошла благодать" - это как раз тот самый случай. Она просто просияла от нежданной радостной находки. Казалось, от этого янтарного чуда повеяло солнцем, светом, добром и удивительной энергией. ПОЛЯ бросилась в квартиру протирать от пыли ценность, пробежалась с ней зачем-то, совершенно неосознанно, по всем комнатам, наконец, успокоилась и повесила икону над столом, за которым проводила большую часть времени. И словно вдруг вдохнула живительного воздуха, пополнившего запасы сил.

    К семи часам вечера окна лоджии были промыты, полы пришлось мыть двумя водами, чтоб добиться свежести, всё было прибрано. А на душе наступило просветление, и тихое удовлетворение заполнило все её уголки.

    И ПОЛЯ поняла, что Господь дал ей знак, ОН не оставляет её без внимания, дарит ей свою любовь и направляет в непростых ситуациях на жизненном пути.

    Наступало Светлое Христово Воскресение - ПАСХА.

     28.04.2019г.

   


Рецензии