Толпа. рассказ

- Михалыч!.. Михалыч!.. Стой!.. Да что ты будешь...
- А?.. Ааааа...Степан? Ты чего?
- Это ты "чего?" Кричу, кричу... Прёт, как танк...как...этот, понимаешь, зомби: ничего не видит, ничего не слышит.
- Ой, Стёп, прости ради Христа. Задумался. Мысли  интересные мозг атаковали. Надо домой мысли-то донести и в тетрадочку записать. Сразу не сделаешь - в момент забудешь, а тут в магазин ещё надо.
- Михалыч, хотел спросить: у тебя ключ - говорили – на  пятнадцать есть? Понаделали китайцы гаек - ни один ключ не подходит.
- На пятнадцать есть у меня. Только он сейчас у Матвея: год назад взял чего-то прикрутить...пока не принёс. Я тебе разводной дам.
- Разводнооой?.. Вообще-то, пожалуй, пойдёт. Ну и?
- Через часик заходи. Как раз из магазина вернусь и записи сделаю.
- Михалыч, а чего записывать: расскажи мне. Говорят, что когда рассказываешь кому-то что-то, запоминается на всю жизнь. Вот. Я с тобой пойду, по дороге всё мне и расскажешь, а потом пойдём к тебе, ты мне ключ дашь и мысли свои запишешь: чего забудешь - я напомню. Ага?
- Можно и так. Тогда пошли.
- Михалыч, давай, чего там в черепушке твоей вызрело.
- Так вот. Лежу вчера, радио слушаю. Телевизор-то я редко смотрю. Болтовня одна бесконечная. Друзей-то у нас только, как говорят, армия да флот. Все...почти все...остальные враги и недруги,
причём, натуральные. А в телевизоре они, считай, только и есть. Вот я и не смотрю ничего. Лучше уж радио послушать.
- Понял. Чего дальше-то?
- Ну вот, значит, слушаю, и вдруг во мне случилось прозрение. В передаче столкнулись лбами два умных мужика. Цельный час " мутузили" друг друга. А тема была у них - "Толпа". Что ты, Стёпа, знаешь о толпе?
- О толпе?.. Ну...чего? Группа людей в каком-то количестве...ну...человек поболе десяти соберутся вместе - вот и толпа.
- Очередь в магазине тоже толпа?
- Неет... Это же...ну...
- А если на демонстрации с флагами да плакатами?
- Михалыч, я в таких делах не большой спец.
- Демонстрация - это организованное шествие во славу чего-то. Понял?
- Ага.
- А вот когда люди соберутся, чтобы сделать какую-то пакость, и в ней будут люди иногда совершенно случайные - это и есть толпа. Но ведь без организатора толпа...она...всё равно, что стадо овец без пастуха. Толпой должен кто-то управлять, потому что те, кто составляет толпу - бараны в человечьем обличье. Стоит главному заводиле крикнуть "Ура!", толпа тут же подхватит, совершенно не думая  в честь чего "Ура!" звучит. Крикнет заводила  что-то другое - толпа непременно будет вторить.
А почему? Потому что толпе всё равно что кричать: не она придумала, не ей и задумываться. Крикнет заводила: бей, мол, машины или, скажем, магазины, толпа и рада. Главное, никто ни за что не отвечает - толпа всё спишет: все бьют и, и я бью; все кричат, и я кричу. Вот так. Главная задача организатора - "завести" толпу, а там можно потирать руки, глядя на безумие "баранов". Толпа в такой момент превращается в подобие обыкновенной банды. По отдельности многие из толпы хорошие
добропорядочные люди, но попав в толпу, они преображаются в негодяев или идиотов.
- Дааа... Я, пожалуй, с тобой соглашусь. Если судить по картинкам из телевизора, то так оно и есть. Сколько  машин в разных странах сожгли, магазинов побили...точно идиоты, а кто ж ещё? Но ты сказал, что тебя накрыла какая-то особенная мысль. А то, что ты мне сейчас рассказал, на особенность не тянет.
- Умный ты мужик, Стёпа. В корень зришь. И я прозрел, но в более широком плане. Вот смотри, в настоящее время вся Европа, на мой мещанский взгляд, представляет из себя обыкновенную толпу.
Главный заводила тот, который за океаном. Сам знаешь кто. Не хочется никого обидеть, но Европа, управляемая главным заводилой и его помощниками в виде глав некоторых государств, видится мне огромной проблемой для всего мира. Не понравится главному заводиле глава какого-нибудь государства, он бросает в толпу - Европу - клич: "Ату!", мол, его или... "Бей его!", и, что ты думаешь, миллионы глоток в неразумной толпе начинают скандировать то, что им было предложено. Мы это видим каждый день. В любом государстве есть толпочки, но то, что Европа - огромная толпа из десятков государств: просто беда.
- Ууухх ты! Накрутил ты, Михалыч, конечно...но ведь всё так и есть. Стадо и пастух: где-то я уже такое слышал. А ты говоришь, что записать надо. Да такое...такое...ни за что не забудешь. И чего делать? А, Михалыч?
- Необходимо толпу каким-то образом разрушить. Но когда толпа становится обыкновенной бандой, то выйти из неё будет очень сложно.
- Давай-ка, Михалыч, посидим на лавочке, покурим и малость успокоимся, а то в башке всё перепуталось. Дела, однако. Ох, делааа...
- Эффект толпы, Стёпа, называется. Обезумевшая толпа – страшная сила, потому что она не даёт своим действиям никакого отчёта. Этим ловко пользуется тот, кто толпой управляет. Он-то как раз
всё понимает и поэтому постоянно подогревает тех, кто в толпе, разными, как сейчас говорят, слоганами, в которых целые неудобные государства представляются врагами всего человечества,
а свои действия - борьбой за счастье всех народов на Земле.
- Делааа...И чего ж, Михалыч, делать? Нас-то как раз последнее время кто только не пинает. Получается, не случайно?
- Конечно, нет. Процесс вполне управляем. А вот что делать...что делать?.. У меня, извини, ответа нет. Информации маловато.
- Конечно. Телевизор не смотришь, газеты не читаешь... Откуда она, информация, возьмётся.
- В прессе столько вранья, что ещё больше запутаешься. Ясно, что толпу надо разрушить. А как? Воевать же не будешь. Мы и так во всём виноваты, если послушать-почитать.
- Замордуют нас, Михалыч...ей Богу, замордуют.
- Не знаю, Стёпа. Но пытаться будут и много раз. Спасибо нашему "зонтику", иначе и правда съели бы и не подавились, матть их...
- И чего я с тобой попёрся? Вот дурак. Надоела спокойная жизнь. Хотя...хотя я всё понимаю...как, то есть...посмотреть.
- Посмотреть, конечно, можно. Толпа способна и сама себя разрушить, если сделает определённые действия.
- Какие такие действия?
- Да мало ли какие. Я, Стёпа, не учёный и не политик...что мог, всё сказал. Любая толпа со временем распадается, потому что она, как суть...как это...ну... неустойчивая. В терминологии, правда, могу ошибаться. Хоть чего-то понял?
- Ничего не понял.
- Да я и сам ничего...ну... Ладно, держи ключ. Закрутишь гайки, принеси, а то Матвей...да...


Рецензии