Эвграмма 61 - 69

61. Аверроэс сказал: «Мир не знает чудес». Да, материальный мир их не знает, он слишком плоск для чуда. И чьи помыслы и чья жизнь в материи, тот тоже не знает чуда. Чудо – атрибут Имматериального, и материалистам этого никогда не понять, только если они не станут имматериалистами. Этим сказано всё. С Аверроэсом и подобными ему спорить бесполезно. Ни споров, ни доказательств – ничего этого не будет. Либо вы входите в Лоно Имматериального, либо остаётесь в материи.

62. Числа в Имматериальном не играют ту же роль, что и в материи. Они не служат определённым целям. Они свободны. Для материи число является оформляющим принципом. Для Имматерии число – это поэтическая игра. Как змий в материи есть образ и символ приземлённости, хитрости, соблазна, лести, ловкачества, корысти, дурной бесконечности, так в Имматерии он есть символ мудрости, спокойствия, бесконечности как таковой.
 
Слова в Имматериальном также выполняют иную функцию. Это не столько средство общения, сколько средство выражения творчества. Творение происходит в Имматериальном посредством Слова, хотя и не только, но Слово имеет преимущество перед другими средствами творчества. Слово несёт в себе наибольший потенциал творческой энергии и тайны. Оно наиболее магично. Слово одновременно раскрывает и скрывает, хотя Оно и не является двуликим и лицемерным как в материальном мире. Слово это чаша и наполняющий её нектар. В Плероме Слово не несёт никакой информации, а только чистую радость вдохновения и озарения. Это всепроницаемость и непостижимость любви.

63. Люди создали религии и тем самым самооправдались, продолжая жить как им нужно. Главный принцип любой экзотерической части религии это просто верить. Просто пассивно верить, исполнять обряд и надеяться на спасение. Это очень удобная политика. Её всегда проводят «средине». Для пневматиков она не приемлема. Пневматик чужд религии в её экзотерическом виде. Пневматик это всегда энтузиаст ( в древнем значении этого слова – «находящийся в Боге»), мистик, экстатик и бунтарь. Обряд для него или не имеет значения или является второстепенным. Бунт его всегда направлен на «жизнь по-прежнему», на «жить как все», на «жить по здравому смыслу». К традиции он относится также как и к обряду. Для него главное присутствие Святого Духа, Божественное Озарение и Откровение, которые он прозревает через себя и благодаря которым он видит и познаёт Бога и становится Им. Норма, смерть, логика, мысль, общественное мнение – для него неприемлемы. Он бунтарь и экстремист. Но его бунт и экстремизм не причиняют вреда окружающим, напротив – он терпит от окружающих.

 Вполне возможно, что тот, кто живёт простой обывательской жизнью без всяких там энтузиазмов и восхищений и просто следует традиции, будет спасён в последний день и воскрешён и будет обитать в Раю. Но энтузиазм и экстремизм пневматиков стремится как раз ни к райскому блаженству и нирваническому покою, а к вечному экстазу, вечному свободному творчеству, и прежде всего, творчеству себя; к вечному полёту. «Безусловно, - пишет Рене Генон, - строгого соблюдения экзотерических обрядов совершенно достаточно для обеспечения «спасения». И это уже много, и в нашу эпоху это единственное, на что может рассчитывать подавляющее большинство современных человеческих существ. Но что делать в таких условиях тем, о ком некоторые суфии говорят, что «рай для них не более, чем тюрьма»?» Счастье для пневматика не имеет никакого значения. Материальная сторона жизни их не интересует. Но и так называемое душевное счастье для них второстепенно. Это не по-человечески? Вот именно – не по-человечески, но по-Человечески, по-Божески, по-Ангельски. Для пневматика цель не рай, но вечное становление Ангелом, Богом. Собственно у него нет цели как таковой, у него только «промежуточные» цели, а окончательной цели нет. У Плеромы нет начал и концов, нет круговращения, нет первого и последнего. Нет завершённости в своём всесовершенстве и полноте. Вечный полёт Святого Духа.

64. Но не только пневматики способны быть Плеромой и жить свободно и бесконечно Ею. Как пишет великий буддийский патриарх Цзунми : «… все живые существа изначально обладают природой будды…» Каждый способен БЫТЬ, но не каждый ЕСТЬ. Пелена неведения покрывает наши глаза, духовная катаракта застилает взор и нужно освободиться от неё. Цзунми пишет, что нужно уничтожить ложные мысли и мысли вообще. Да он прав, но взамен надо преобрести сверхмысль. Её надо почерпнуть из Глубин Тайны Себя. В Плероме нет безмыслия, но там есть гипермысль – каллинойя. Для материи сверхмысль это просто вспышка света, а в худшем случае просто пустота. Для Плеромы же мысль – нечто теплящееся около нуля. Цзунми пишет, что чтобы избавиться от мыслей, надо понять пустотность всех признаков и «с появлением мысли человек в тот же миг осознает это, и вместе с этим осознанием мысль превращается в ничто». Но за этим ничто лежит Всё и это уже сверхсознание. Здесь требуется усилие отрыва не только от материи, но и усилие отрыва от самого отрыва. Цзунми говорит, что нужно «остановить свою карму и питать свои духовные силы в любое время и в любом месте, где бы ни находился, крепя чрево святости и демонстрируя чудо спонтанности». Но надо ещё бескорыстно проникаться тайной и любить. И последнее поистине самое непостижимое. В этом и есть Вся Жизнь Плеромы.

65. «Но у Любви нет цели. Не убей
          Свою Любовь, прицел наметив ей», - говорит Ибн ал-Фарид и продолжает:
«Она сама – вся цель своя и суть,
К себе самой вовнутрь ведущий путь»
Любовь и есть Плерома. Где-то вовне, в каких-то иных пространствах и измерениях искать её бесполезно. Вся полнота в себе самом. И это бездна и тайна невыразимые. Это непостижимое. Как говорит Абу Бакр: «Неспособность достичь понимания уже есть понимание». Но это непонимаемое и непознаваемое не есть камень преткновения, напротив, это краеугольный камень и точка отсчёта. И это постижение непостижимого.
«Не ум, а сердце любит, и ему
  Понятно непонятное уму», - пишет ал-Фарид. И он же:
«Глаза воспримут образ, имя – слух,
  Но только дух обнимет цельный дух»
Когда ты увидишь, что ты дух, тогда вопросы перестанут мучить тебя, всё станет ясно и таинственно. Тогда будет Жизнь.

66. Любовь – это Бездна четырёх Бездн – Бездонное Яйцо. Желток – одна бездна во второй бездне – белке, вторая в третьей бездне – скорлупе и все три в четвёртой, которая в них и вне их. Эта Бездна Тайна.

67. « «Ничто» не имеет начала, - пишет Мейстер Экхарт, - поэтому Бог, чтобы сделать нас Своим подобием, не мог сделать нас ни из чего лучшего, как из «Ничто». Ибо хоть и создала душу творческая сила Бога, в ней, как и в Нём, нет вещества». Но это «ничто» лишь для материи, о чём уже говорилось выше. Для льда – раскалённая печь ничто, ибо он там не существует. Так и материя не существует в Плероме. Но в раскалённой печи может быть метаморфоза льда – пар. В Плероме нет даже никаких метаморфоз материи, вообще ничего похожего на какую-либо материю. Это и есть то, что называется дух. Не нечто воздухоподобное, как думали древние, почему и само слово это означало и воздух, как  например в древнегреческом языке, но это именно «ничто», то что недоступно никогда. Но это что-то и не просто что-то, а всё. Но оно невыразимо и не изъяснимо в материальном мире. Это имматерия. Это то, что принципиально противоположно материи и больше сказать об этом адекватно невозможно.

 Приведу несколько цитат Гермеса Трисмегиста: «Да, моя прежняя сложная форма расчленена. Меня больше нельзя осязать, и всё же я осязаю; мне присущи измерения, и всё же я чужд им теперь». «Ты созерцаешь меня очами, сын мой; но кто есть я ты не понимаешь даже всем напряжением тела своего и зрения».  Лишь молчание и озарение; благоговение и экстаз способны таинственно что-то раскрыть. « И всё же у Бога во всём существе Его нет ничего столь сокровенного, что было бы недостижимо для души, - пишет Мейстер Экхарт, - всё благородство её в том именно, что она может это искать!» И найти – так и хочется добавить. Каждая душа обязательно может найти Бога и Жизнь Вечную. Нужно только усилие, постоянное, неостановимое и вера святая. «Восстань же, благородная душа! – призывает Экхарт. – Выйди вон из себя, и иди так далеко, чтоб не возвратится совсем, и войди в Бога так далеко, чтоб никогда из Него не выйти, только там пребывай, чтобы никогда вновь не быть тебе в положении, в котором ты бы имела дело с творениями».

68. Самое ничтожное из материальных существ, вошедшее в Плерому, становится неизмеримо выше любого материального. Почему и сказано в Писании: «Ибо говорю вам: из рождённых жёнами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божьем больше его» (Лк. 7, 28). Мера человека не в его внешних и материальных делах и движениях, а в его внутреннем проникновении. Кем бы ты ни был, но если ты не осознаёшь себя как дух, то Царство Божие закрыто для тебя, и ты всего лишь оформленное вещество от точки А до точки В. Но даже и тогда дух есть в тебе, и его можно найти не как клад, брошенный слепой судьбой, но как плод, взращённый упорством.

69. Первые главы книги Бытия повествуют о создании идеального мира. Но в результате падения этот мир испортился. Он не стал другим, но изменился внутренне, приобрёв смертность. Как ложка дёгтя портит бочку мёда, так и падение Адама и Евы (Софии и Люцифера) испортило целую Вселенную. Мёд, испорченный дёгтем, так и остался мёдом чисто внешне, но стал не пригоден в пищу. Так и Вселенная от падения не изменилась внешне, но стала не пригодна для жизни вечной. Вся эволюция этой падшей Вселенной направлена на то, чтобы удалить вкус и сущность дёгтя из мёда, выжечь его субстанцию из субстанции мёда. Почему и говорит Бог: «Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49). Или: «… вот, что Я построил, разрушу, и, что насадил, искореню…» (Иер. 45, 4). Но это не значит, что Бог разрушает и убивает. «Ибо так сказал Господь: вся земля будет опустошена, но совершенного истребления не сделаю» (Иер. 4, 27). Не уничтожить, но очистить. И очищение Вселенной приходит через собственное очищение. Очищаться же – это всегда идти по пути Бога, но не по пути материи, т.е. падшей Вселенной.

 Научно-технический так называемый прогресс есть тупиковая ветвь эволюции, это путь падшей Вселенной, это только ещё большее перемешивание дёгтя в меду, а не очищение мёда от дёгтя. НТП делает вещь Богом и Бога вещью, человека механизмом, а из механизма вожделеет создать человека. Суета и смех сквозь слёзы! Бог создал человека, и никому не дано его более переделать. Человек же, падший человек создаёт смертные вещи и думает этим обессмертить себя, и думает что он всемогущ. Он пыль и прах, и червь ничтожный без Бога. «Но Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы» (Пс. 58, 9).

 Всё созданное человеческими руками не стоит одного Слова Господня. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1,3 ). А всё созданное человеком падшим – тьма. Всё сотворённое человеком падшим – сотворено по нужде, на нём печать рабства и железной необходимости. Оно создаётся не потому что это хорошо ( «И увидел Бог, что это хорошо» Быт. 1,10), а потому что это давит за горло и по-другому никак нельзя. Творение Бога – это чистая эстетика, радостная игра, а суета падшего человека – горькая участь, жестокий рок, неотвратимая фатальность, судьбина, тяжёлое ярмо. И если он не сбросит его, так и будет влачить до смерти последней и окончательной. Надо пытаться жить по-Богову и учиться от Бога ( «Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал» 1Ин. 2, 6), а не ковылять по пути падшего человека в могилу.

 Бог сотворил идеальную Вселенную, эйдокосмос, просто так, без всяких намерений, интересов, без всяких «для того» или «потому что», без всяких причин и следствий, просто. Свободно. Абсолютно Свободно. Безусловно, без всяких необходимостей, нужд и условностей. Чисто. Прекрасно. Просто Созерцание Красоты. Просто Красота. Это просто полнота творчества, переполнение  чаши, райское блаженство и всё. Но в результате падения, на этот идеальный мир упала завеса, он покрылся чёрной непроницаемой вуалью. И стал по необходимости вылупливаться из яйца падения другой мир: обусловленный своим же собственным падением, с законами и взаимосвязями причин и следствий. Вынужденный, а не свободный. Но этот мир должен пройти и исчезнуть именно в силу этих причинно-следственных связей, именно потому что  он пал, именно потому что, что в нём есть это «потому что». Но это не значит, что опять возвратится тот прежний мир. Будет новый мир. Недаром Бог говорит: «Се творю всё новое» (Отк. 21, 5). « … Я творю новое небо и новую землю…» (Ис. 65, 17); «Вот, Я делаю новое, ныне же оно явится…» (Ис. 43, 19). И не даром дано Откровение: «И увидел я новое небо и новую землю…» (Отк. 21, 1); «Итак, кто во Христе, тот новая тварь…» (2Кор. 5, 17). Бог никогда не возвращается. Он не движется по кругу. По кругу движется материя, падший мир, размешивая каплю дёгтя в бочке мёда. Бог идёт путями некруговыми, таинственными, энигматичными; я даже не смею сказать, что Он движется по параболе или гиперболе, или по прямой. Он движется непостижимо, сверхъестественно и чудесно, но никогда не возвращается назад. Он всегда нов и неожиданен. Грядут Новое Небо и Новая Земля!


Рецензии