Эвграмма 70 - 76

70. Бог всегда во все времена один и тот же, но Он всегда нов. Каждый раз  Он приходит к людям по-новому, в новом облике, с новыми мыслями, с новыми заповедями, которые в сущности, в глубине своей остаются всё теми же. Иудаизм и ислам утверждают, что Бог не может воплощаться. Однако они забывают, что Он Всемогущ и для Него просто не существует понятия «не может». Бог никогда не оставлял и не оставляет человека наедине с самим собой как с плотским человеком. Бог всегда с человеком, ибо человек по духу и есть Бог. После своего падения человек был раздавлен до уровня найгрубейшей материи и сам породил материю. Но как раз с этого момента и началось его восхождение к Новому Человеку. От примитивных форм материи к Новой Плероме. И Бог всегда сопровождал человека на его эволюционном пути. Недаром Пураны говорят, что Вишну приходил в звериных формах. Он был с падшим человеком как атом вещества, когда сам человек был как просто атом. Он был с ним, когда тот был одноклеточной амёбой, растением, животным. На всех этапах человеческой истории Бог был с человеком и есть с ним. Бог не приходил как Отец, Сын или Дух Святой.

 Бог всегда есть Отец, Сын и Дух Святой и всегда приходил как Бог к человеку падшему пока тот карабкается сквозь материю к Новому Бытию. Христос, например, не был Сыном Бога, он просто называл себя Сыном. Зороастр и Муххамад называли себя пророками, а Будда был далёк даже от того, чтобы назвать себя таковым. Отец, Сын и Дух Святой – это только сущности Бога, а не отдельные Личности. Отец – это Его неподвижность, неизменность, вечность, бесконечность. Сын – вечное движение, изменение, творчество. Дух Святой – всепроникновение, всеоживление, всенаполнение и вечная радость. Пока человек не поднимется из своей падшести в Новый Мир, Бог будет сопровождать его и помогать. Впрочем, и после Он будет делать тоже. Но сейчас когда человек находится в материальном состоянии, Бог особенно о нём заботится и призывает его к Новой Жизни. Другое дело, что человек-то не особенно внемлет этим призывам, но уж это его горе. И всё же эволюция идёт и движется только вперёд и завершение её неизбежно.

71.  «Превыше чувств существуют элементарные зачатки знаний; превыше их – побуждающий ум; выше ума – разум; выше разума – Великое Я. Выше Великого – Несотворённое; выше Несотворённого – Человек; выше Человека – нет уже ничего. Это  - цель. Это – конечный путь». Так говорится в «Катха упанишаде». И по истине Человек это и есть Бог, и Бог это и есть Человек. Конечно, речь идёт не о материальном человеке, а о Духе, о Духовном Человеке. Материальный человек лишь стопятидесятое отражение (в образном смысле) Человека Имматериального, который есть Всё. Плерома – это Человек. Абсолютное – это Человек. Человек – это Высшее Сознание и Последняя Тайна. И это не только моё личное мнение – это Истина.

 О ней свидетельствуют многие, хотя , конечно, не во множестве приведённых цитат дело, достаточно и одного упоминания. Дело в том, что ни один мистик не может умолчать об этом, ибо на собственном мистическом опыте понял это; на своём внутреннем опыте; не вычитал это в книгах и не услышал от других, а постиг Внутренним Откровением от Самого Господа Бога в Последней Глубине и Бездне которым Он Сам есть. И в общем-то это невыразимо. Но кратко и на простых земных словах это звучит так, как об этом было сказано выше: Человек – это Наивысшее, это Бог. Гермес Трисмегист говорит: «Более того, если мы отважимся сказать правду, настоящий человек выше даже, чем боги, или, по самой крайней мере, боги и люди равны по силе своей».

 Климент Александрийский говорил, что человек создан по образу высшего Человека. Многие гностики учили в подобном духе, особенно знаменитый гностик Валентин, который считал, что «человек как органический тип является продуктом эволюции, но он высший тип, выработанный этой эволюцией в соответствии с Высшим, Идеальным Человеком, который и есть цель всего бытия. В герметическом трактате «Асклепий» говорится, что человек есть великое чудо «ибо он переходит в Божественную Природу, как будто бы сам был Богом». Ал-Араби называет человека «всеобъемлющим бытием», «величайшей копией Бога», «благородным конспектом Божественных Имён», «самой совершенной в своём строении сущностью». И конечно всё это сказано о внутреннем человеке, а не о его оболочке.

 Сведенборг пишет: «Все ангелы и все духи суть человеки в совершенной форме оттого же, что Бог есть Человек». Это, можно сказать, вообще основная мысль величайшего шведского мистика, которая проходит красной нитью через все его произведения; вернее это не мысль, а его чистейшее мистическое видение и пребывание. Он также говорит, что и Небо «как в целом, так и в каждой части, пребывает в форме как бы Человека». Об этом пишет также исследователь гностицизма С.У.Кинг в книге «Гностики и их наследие»: «Гностическая Плерома, или комбинация всех Эонов, выражается очертаниями человека, держащего свиток…» Таким образом форма материального человека от Плеромы, ибо Плерома и есть Человек. Все остальные материальные формы взяты из софийного эйдокосмоса. И даже самый низкий и презренный человек с душой скотоса всё же выше всех созданий в материальном мире, ибо он создан по образу Бога, по образу Человека.

 Поэтому материальный человек, если он хочет остаться человеком и стать Человеком, должен стремиться всем существом своим и всей жизнью своей к Человеку. «… каждое ничтожное усилие, совершенное в борьбе с собой человеком малым, пробуждает энергию Человека Великого», - пишет Джордж Мид, комментируя герметические трактаты. Нужно всё время идти к Человеку от всякой материи, если хочешь быть Вечным. И каждый человек, прозябающий в юдоли смерти может быть вечным и смерть победить, ибо для человека нет ничего невозможного, потому что он по своей глубинной сути Бог. Бог в Человеке превзошёл Себя. «Человеку Слава бессмертна».

72. Зло существует только в материальных мирах. Поэтому нет доброй материи. Всякая материя зло. Древние делили демонов на добрых и злых, подразумевая под демонами существ, промежуточных между богами и людьми. Это характерно для религий Персии и Месопотамии. Об этом же учили платоники Ксенократ, Апулей, Порфирий и др. Демоны по их воззрениям были вполне материальными существами. Так оно и есть. Демоны тонкоматериальные существа, но все они служат только злу, именно в силу своей материальности. Добрые же демоны, так называемые агатодемоны или евдемоны, собственно уже не демоны, а даймонии Плеромы. Всё доброе проникает импульсивно в материи из Плеромы и соприсутствует при материальном бытии. За каждой вещью стоит Бог, и Он скрыт завесой. В своей механике всякая вещь управляется и организуется демонами и архонтами – тонкоматериальными сущностями. Но каждая вещь, вплоть до последнего волоска, под присмотром Бога, который скрыт от управляющих материей сил. Всё идёт по эволюционной спирали к полной и завершающей дематериализации, и даже то, что работает против этого, не сможет избежать этого пути. Но эволюция не навязана ни одному существу. Каждый избирает либо этот путь (потому что он единственный, ибо истина – одна), либо ничего не избирает. Каждому дан выбор между Вечной Жизнью и ничто. Всякая вещь и всякая сила, управляющая этой вещью, приобретут вечность, если возжелают того. И смысл эволюции и всего бытия именно в том, чтобы они свободно возжелали.

73. Воскресение наступит в конце эволюции. Воскресение – это «укрепление» каждого на своём месте. Каждый займёт то место, какое хочет занять. Но и тогда даже у него останется возможность взойти выше, чем он есть. Конец эволюции – это конец материи, но не конец движения души. У каждой души бесконечный потенциал. Всё зависит от её внутреннего восхождения или статики. Бесконечная всемилость Бога дарует каждой душе возможность подняться и подниматься до Тайны Тайн, а остальное зависит от самой души: либо бесконечное оцепенение, либо бесконечное монотонное качание туда-сюда или вращение по одной и той же орбите, либо бесконечный экстатический огненный всеобновляющий творческий полёт.

74. Человек есть пентаграмма, микрокосм. Он есть образ космоса, но не космоса материального, а эйдокосмоса. Ещё Григорий Нисский совершенно справедливо критиковал языческую идею микрокосмоса, когда человек сопоставлялся с видимым материальным космосом: «Как низко и недостойно естественного величия человека представляли о нём иные из язычников, величая, как они думали, естество человеческое сравнением его с этим миром. Ибо говорили: человек есть малый мир, состоящий из одних и тех же со вселенною стихией». Человек есть Плерома. Материальный человек есть отражение Плеромы. Плерома – Пентаграмма, поэтому материальный человек перевёрнутая пентаграмма – зыбкий образ в водах тленного вещества и в данном случае он, конечно, не микрокосмос. Микрокосмос – это когда он поднимается из текучих вод и сияет немеркнущей звездой.

75. Главный атрибут Жизни это Вечность. Все хотят жить (по крайней мере подавляющее большинство), хотя и знают, что всё равно рано или поздно умрут. И все хотят жить как можно дольше. В этом материальном мире атрибут Вечности преломляется в длительность, но это-то как раз и подтверждает, что главный атрибут Жизни – Вечность. Жизнь Вечна, но только она попала в плен иллюзии, застряла в какой-то иллюзорной сфере, где Её Вечность утратилась Сама по Себе и стала поддерживаться за счёт перерождений, как бы рывками; исчезла плавность движения, и получились отдельные соединённые отрезки. В этом иллюзорном облаке Жизнь стала ущербной, несовершенной. Разрушилась её цельность. Единое яйцо разбилось на отдельные скорлупы. Разрозненные куски, конечно, не абсолютно разобщены, они соединены друг с другом, но как-то нелепо, и, главное, что один существует за счёт другого. Путём смерти одного существует другое. Цельный поток Жизни стал прерываться запрудами смерти. Если бы Жизнь была не Вечна, то сам вопрос о вечности не мог бы быть поставлен. Если бы человек не смог задавать подобные вопросы, он был бы животным. Вот тогда бы действительно можно было бы сказать, что нет вечности. Но тогда и говорить некому было бы. Но раз есть кому об этом говорить, то это, т.е. вечность, и существует.

76. Материя есть иллюзорное облако, которое появилось по «ошибке» Бога. Цель эволюции рассеять это облако. Именно оно как бы проницает все формы своей иллюзией и заражает смертью жизнь, хотя жизнь, конечно, не исчезает, но продолжает существовать в извращенной форме. Сутью материи является борьба за существование. Сутью духа является чистое творчество. Но творчество в иллюзии приобретает ущербные формы. Творчество должно быть направлено усилием воли в эволюционное русло и не умерщвлять жизнь, но наоборот очищать от смерти всё вокруг. Мир как бы заколдован, и его нужно расколдовать чистой магией имматериального творчества.


Рецензии