Эвграмма 77 - 79

77. В материи разные формы жизни враждуют между собой. Это говорит о  том, что в каждой из них есть отражение Вечной Жизни. То есть они борются как бы за Вечную Жизнь, но в материи, где всё искажено и ущербно, это выливается в борьбу с другой жизнью и порождает смерть. В Идеальном Мире разные формы жизни, или разные обители Плеромы осуществляют идеал Вечной Жизни посредством блаженного созерцания друг друга. Попадая же в материю, они деформируются, их формы искажаются, их воля и направленность деструктируются, преломляются под разными углами, изламываются, уродуются, приобретают какую-то неустойчивость, цельная жизнь деинтегрируется, в результате чего возникают враждебные друг другу формы жизни, которые однако, пребывают в гармонии, поддерживающейся неумолимыми законами. «Через вырождение возникла природа» (Новалис). Задача эволюции весь этот пучок разрозненных жизней сфокусировать в единой неделимой точке, чтобы сконцентрировавшись там и сплавившись неугасимой любовью в цельную амальгаму взаимной радости и чистой сверхжизни, они бы вышли из неё преображёнными лучами света и засияли бесконечным новым многообразием.

78. Добро и зло неравноценные категории. Добро от Духовного Мира, от Плеромы. Зло же от иллюзии. Добро не есть сила. Добро есть благо. Зло же есть сила. В этом иллюзорном материальном мире зло и показывает силу и действует как сила, поэтому часто в этом тленном мире перевес на стороне зла. Добро же вообще не действует как сила, ибо оно вообще не сила. Оно противостоит силе не как сила, но как терпение и как незыблемая стена, как самоизлучающийся и благоухающий цветок, который просто цветёт, показывает свою красоту и распространяет свой аромат и не более. Его пытаются затоптать, но это бесплодные попытки. Добро бессмертно в отличии от зла. Добро имматериально и духовно, оно не может действовать по законам материи, ущербных и иллюзорных материальных энергий. Добро неадекватно действует в материальном мире, ибо оно не от мира этого. Добро вечно и бесконечно. Зло же временно, конечно и, как следствие этого, иллюзорно. Оно иллюзия, но иллюзия на определённом временном пути довольно сильная. И весь смысл в том, чтобы не попасть в лапы к этой иллюзии и самому не превратится в эту иллюзию.

 Конечно, это только смысл-минимум. Смысл-максимум в том, чтобы устранить эту иллюзию раз и навсегда. О том, что зло не вечно и не субстанциально, было говорено в «Абсолютной Свободе», но я ещё раз повторюсь. Если зло также вечно и абсолютно как добро, если ад вечен также как и рай, то пропадает всякий смысл бытия. Тогда всё бытие сводится просто к выбору между двумя вечными жизнями – между жизнью в аду и жизнью в раю. Но ведь в раю лучше – будет возражение. А это уже как кому. Кому лучше, а кому и хуже.

 Всё дело в том, что рай с древних времён представляется как место блаженства, при чём это блаженство понимается явно или скрыто, сознательно или бессознательно, как плотское блаженство, т.е. освобождение от всякого труда, отсутствие любых телесных и душевных мук, отсутствие неблагоприятных воздействий на тело, как то: голод, холод, жара и т.п.; отсутствие неблагоприятных условий окружающей среды; спокойствие, тишина и вечная радость. Ад же мыслится полной противоположностью по всем вышеуказанным пунктам райской жизни. Преисподняя и эдем мыслятся в разрезе чисто животных реакций: боль – это плохо, поглаживание – это хорошо. Но ведь боль можно стойко переносить и радоваться этому. И если боль вечная, и ты вечно её переносишь с радостью, то ты пребываешь в вечной радости, а следовательно в раю. Таким образом ад становится раем.

 Если ад вечен и рай вечен, то какая между ними разница? И там и там вечная жизнь. Только там вечная жизнь блаженства, а там вечная жизнь му;ки. Но может для кого-то му;ка есть вечное блаженство, если он радуется, что переносит её мужественно, или для мазохиста, который только и ищет боли – для него ад самое подходящее место. Если рай и ад вечны, то с обыденной точки зрения лучше конечно рай, но с более возвышенной точки зрения они равноценны. Вот почему некоторые намеренно совершают зло. Они хотят попасть именно в ад. Но они туда не попадут, ибо никакого ада нет. Вечность ада и рая, добра и зла устраняет всякий смысл и утверждает дурную бесконечность. Дурная бесконечность существует для животных и более низких форм жизни – они просто движутся от рождения к смерти не ведая никакого смысла. Следовательно, если бы не было никакого смысла, во вселенной существовали бы только формы жизни не выше животной. Но во вселенной существует человек, для которого существует смысл. Следовательно смысл есть. А раз есть смысл, то нет ничего бессмысленного. Раз появилось существо, которое задаётся вопросом о смысле, значит всё осмысленно, ибо если бы было наоборот, то не появилось бы существо, которое б могло спросить: «А в чём смысл?» Но может это существо, т. е. человек, появилось случайно. Всякая случайность тоже устраняет любой смысл. Случайность – есть дурная бесконечность.

 Что может возникнуть ни с того ни с сего, то не обладает сознанием, ибо ему нечего осознавать и незачем. Но раз сознание есть, то оно устраняет случайность, ибо в случайности нет никакого смысла. Но именно смысл есть главный атрибут сознания. Без смысла сознание просто не может появиться никогда. Но раз оно появилось, значит смысл есть. А коль есть смысл, то нет ничего случайного. Следовательно, появление человека неслучайно. И раз есть смысл, то не может быть вечного добра и зла, ибо весь смысл их существования в том, что кто-то из них должен одержать победу, ибо если не будет победы, не будет и смысла – всякое вечное противостояние это просто тупое сонное влачение, т. е. дурная бесконечность, которая невозможна при наличии сознания. Следовательно,  никакой дурной бесконечности нет, и победа одной из сторон неизбежна. И победа будет на стороне добра, ибо победа будет на стороне сознания, а сознание это и есть добро. Зло не может осознавать. Даже те, кто делает зло сознательно, то есть чтобы победить добро, не осознают что делают (как сказано в Писании: «не ведают, что творят»), ибо они думают, что можно жить какими-либо деструктивными деяниями. Но любое деструктивное деяние разрушает ткань вечной жизни, т.е. порождает хаос, а хаос, как таковой, существовать не может, ибо это набор случайностей. А как было сказано выше, случайность существовать не может.

 Следовательно, и случайность, и хаос, и зло есть иллюзия. Однако на определённом промежутке эта иллюзия проявила силу, благодаря «ошибке» и воли Бога, которые были также не случайны, только причины этой «ошибки» остаются скрытыми. Так вот иллюзия проявила силу, благодаря чему божьи творения были втянуты в иллюзорный мир рождений и смертей, прерывной жизни, ибо в Божественном Мире Жизнь беспрерывна и не нарушается никакими упадками, энтропиями (т.е. старением и утечкой энергии), разрывами и распадениями (т.е. смертью). И теперь задача всех творений Бога преодолеть эту иллюзию. Она очень соблазнительна и сильна, но пуста – это ничто. Мир же Божественный не соблазнительный, а красивый, Он не блещет внешним эффектом, а сияет внутренним обаянием. А главное он не проявляет силы. Он свободен, а у свободы нет силы, ибо свобода никого не насилует и ни на что не давит, не влияет – на то она и свобода.

 Мир же материальный, иллюзорный насильно соблазняет, увлекает свою пустоту. И вот тут-то происходит борьба – не просто пассивное противостояние. Тут идёт сражение за жизнь или смерть. Зло временно, но оно силой тебя тянет в свою иллюзорную соблазнительную бутафорию. Добро же вечно, но оно ни на чём не настаивает – просто показывает свою свободу. И тут выбор не между двумя вечностями, не между двумя вечными жизнями, какими разными, несовместимыми и диаметрально противоположными они ни были бы, а между смертью, пустотой, ничто и между Вечной Жизнью. В этом-то и есть Смысл. Смысл: не стать пустотой, бессмыслицей, ничем; не допустить, чтобы ею стали другие божьи творения и не повторить «ошибки», ибо повторность её тоже утрата смысла.

79. Душа – это постоянное внутреннее движение. Для души статика – нонсенс. Даже в полной абсолютной летаргии она совершает какие-то движения. Движения души не механические, это не перемещение от одной точки у другой. Это движения имматериального духовного творчества. Это вечная левитация, вечный полёт самопознания, самоиспытания, самоудивления, самопреображения. Это вечный экстаз, вечный поиск, вечное проникновение вглубь и ввысь, это вечное прохождение всё новых и новых  лабиринтов. Это самозабвение. Самозабвенное устремление за собственный горизонт. Потеря собственной благодати и блаженства и вечнотворческий взрыв, незатухающая вспышка, перманентная молния, неослабевающий импульс, неопадающая волна.
 
«Душа того, кто бдит, усыплена,
И это бденье много хуже сна.
Меж тем безумье нам дарует плен
Благоразумью трезвому взамен» (Руми).

«Сберёгший душу свою, потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня, сбережёт её» (Мф. 10, 39). «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её» (Мк. 8, 35). Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережёт её» (Лк. 9, 24). И лучше всех у Иоанна: «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём, сохранит её в жизнь вечную» (Ин. 12, 25). Ибо душа не для мира материального, но для мира духовного. Внешнее временное её проявление в виде материального тела есть её болезненное состояние, болезненный припадок, её конвульсивное прохождение через материю, её кошмарный сон, поэтому любить её и беречь её в этом эпилепсическом состоянии не стоит. И лишь во внутреннем – её Истинная Жизнь, Вечная Жизнь.


Рецензии