П. А. Федотов. Портрет Надежды Петровны Жданович

      П.А.Федотов.Портрет Надежды Петровны Жданович
в замужестве Вернер, за клависином
1849-50г, холст, масло, 24,5 х 19,2 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

     Это один из самых значительных портретов работы П.А.Федотова.Девушка в синем платье и белом переднике изображена в момент исполнения фортепьянного произведения: чуть удивленно приподняты ее брови, серьезность во взгляде приглушена легкой улыбкой на губах.

    С помощью определенных композиционных приемов художник позволяет зрителю почувствовать характер и настроение своей модели.Взгляд ее выражает сложные душевные переплетения. В нем есть одновременно и доверительность, и настороженность, желание впустить стороннего наблюдателя в мир своих чувств и вместе с тем отгородиться от него.

     Этот портрет был исполнен художником в поздний период творчества, буквально за 2-3 года до смерти. На нем изображена 14-летняя Надежда Петровна Жданович – младшая сестра Павла Ждановича, сослуживца и хорошего друга Федотова. У Ждановичей была большая и дружная семья, которая жила на углу 7-й линии Васильевского острова, и все они охотно позировали художнику.

    К примеру, сохранился портрет той же Надежды Жданович в красном платье, в более раннем возрасте. Работа, где она сидит за фортепиано, выполнена в годы обучения девушки в Императорском воспитательном обществе благородных девиц при Смольном Институте.

     Уже тогда в девочке-подростке с серьезным взглядом он угадал тот характер, который вполне обнаружился сейчас в молоденькой девушке-институтке: чистота без ханжества, женственность без жеманства, достоинство без надменности, живость без кокетства, ум без педантизма, скромность без уничижительности.

        Известно, что впоследствии она вышла замуж за офицера Финляндского полка А. И. Вернера и прожила до 1915 года. Все это время Надежда Петровна бережно хранила письма, стихи и рисунки Павла Федотова, и в 1912 году, когда ей было уже 76 лет, она передала все это Русскому музею. Среди прочего оказался и этот ее портрет сидящей за фортепиано.


Рецензии