Апокалипсис. Продолжение первого видения

Апокалипсис. Глава 5.
Часть 2: продолжение первого видения.

    «1. И я увидел на правой руке того, кто сидит на престоле, свиток,  исписанный внутри и на обороте, запечатанный семью печатями.
    2. И я увидел сильного ангела, провозглашающего громким голосом: «Кто достоин, открыть свиток и сломать его печати?»
    3. И не мог никто ни на Небе, ни на Земле, ни открыть свиток, ни посмотреть в него. И я много плакал, потому что не нашлось никого достойного ни открыть свиток, ни посмотреть в него.
    4. И один из старейшин говорит мне: «Не плачь, вот Лев из колена Иуды, корень Давида, победил, чтобы открыть свиток и его семь печатей».
    5. И я увидел посреди престола и посреди старейшин стоящего Агнца, как бы только, что закланного, имеющего семь рогов и семь глаз. Это – семь Духов Божьих, посланных во всю землю.
    6. И он пришёл и взял свиток из правой руки того, кто сидит на престоле.
    7. И когда он взял свиток, четыре живых существа и двадцать четыре старейшины пали перед Агнцем, каждый имел арфу и золотые чаши, полные курения. Эти чаши – молитвы святых.
    8. И они поют новую песню: «Достоин Ты взять свиток и открыть его печати, потому что ты был заклан, и купил для Бога своей кровью людей из всякого колена, и языка, и народа, и племени.
    9. И сделал их царством и священниками нашему Богу, и они будут царствовать на земле».
    10. И я увидел, и услышал голос многих ангелов вокруг престола, и живых существ, и старейшин – и их число десятки тысяч раз по десять тысяч и тысячи тысяч,
    11. говорящих громким голосом: «Достоин закланный Агнец получить силу, и богатство, и мудрость, и мощь, и честь, и славу, и благословение».
    12. И всякая тварь, которая на небе, и на земле, и под землей, и на море, и всё, что в них, говорило: «Тому, кто сидит на престоле, и Агнцу – благословение, честь, слава и могущество во веки веков».
    13. И четыре живых существа говорили: «Аминь». И старейшины пали и поклонились».
*    *    *
    «И я увидел на правой руке того, кто Сидит на престоле, свиток, исписанный внутри и на обороте, запечатанный семью печатями» – святитель Игнатий (Д.А. Брянчанинов, 1807-1867) писал: «Этим свитком является Новый Завет, величайшее во Вселенной удостоверение права собственности, узаконенное кровью Агнца для искупления Церкви, Израиля и мира. Семь печатей, которыми запечатан свиток, составляют, по сути, содержание свитка Откровения. Истина, что Господь есть Мироправитель и Судия, только намеченная в песнопении животных и старцев, теперь раскрывается более подробно перед очами Иоанна […]».
    Согласно мнению большинства современных богословов:
    «Книга Апокалипсис – это просто открытие семи печатей, снятие с них мифического, астрального и идеологического покрова» (Антоний, митр. (Храповицкий), «Творения ап. Иоанна Богослова», Варшава, 1928).
    Отсюда делается вывод: Религиозное мироощущение Востока, с его верой в вечную борьбу между добрым и злым началом, духом и материей, телом и душой, светом и тьмой, в сочетании со спекулятивным методом греческой философии, породило различные гностические системы, для которых было характерно представление о происхождении мира из Абсолюта и о множестве посредствующих ступеней творения, соединяющих мир с Абсолютом. Естественно, что с распространением Христианства в эллинистической среде возникла опасность его изложения в гностических терминах и превращения Христианского благочестия в одну из религиозно-философских гностических систем. Иисус Христос воспринимался гностиками, как один из посредников (эонов) между Абсолютом и миром. Начиная с середины первого столетия, в Малой Азии процветало несколько гностических сект. Для борьбы с ними христианам нужны были знания, именно эти знания и находятся в свитке, запечатанном семью печатями.
    Вряд ли подобное утверждение – истинно, скорее всего, в свитке, который увидел Иоанн, изложено Божие намерение, или же по современному: заложены основные параметры программы, шаблоны, надстройки, ограничения в отношении Церкви и расписана вся история периода Христианства, начиная с 45 года до НЭ и заканчивая 2033-37 годами.
    «Первый акт видения Иоанна – изображение престола Божьего, которым завершается дантовский «Рай». Второй акт – явление книги, и книга эта – история мироздания, которая видна Богу из запредельных высей в законченном и совершенном виде. Нашему сознанию трудно вместить это. В нашем измерении бытия всегда остается возможность выбора: можно пойти направо или налево, но если мы посмотрим назад, то увидим, что наш выбор был сделан, его уже нельзя изменить. Итак, события пишутся по ту сторону времени, следовательно, за пределами твари, так как тварь может находиться только во времени. Апокалиптики уповали на то, что эта сокровенная книга раскроется им, и в своих упованиях часто приходили к далекому от библейского понимания детерминизму, когда все жестко определено и иного пути нет. Так считали авторы Книги Еноха, Книги Сивиллы, Книги Юбилеев, Завещания двенадцати патриархов и т.д.
    У пророка Даниила, канонического апокалиптика, идея предопределенности выражена не в столь жёсткой форме. У него сохраняется альтернатива. Автор же Апокалипсиса, казалось бы исполненный тем же духом, ясно говорит: это тайна, в которую никто не может проникнуть. Она открывается лишь тому, кто стоит по ту сторону тварного бытия. Эта мысль выражена с глубоким драматизмом и очень конкретно: Иоанн видит таинственную книгу, он стремится узнать её содержание, но не может и плачет – ему горько от того, что он не может узнать будущее. Ведь христианину не подобает жить будущим, заглядывать в него – оно закрыто. Да и кто это может? Никто […]» («Читая Апокалипсис». Фонд имени Александра Меня).
    «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а Открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова Закона сего» (Второзаконие 29.29).
    К правильному пониманию этих слов сильно мешает устоявшееся мнение, будто человек обладает «свободной волей». Человек не может «позволить» того, чего он не знает, или что не входит в круг его понятий, или чего ему, как говорят: «не дано от природы».
    Книги в древности состояли из кусков пергамента, свёрнутых в трубку или навитых на круглую палку. Внутрь такого свитка продевался шнурок, который связывался снаружи и прикреплялся печатью. Каждая строчка свитка – это пророчество, о чём сам Иисус сказал, что частью они исполнились в Евангелии при его появлении, но остальные исполнятся к концу века Небесного.
    Творец Вселенной, которого увидел апостол Иоанн сидящим на престоле, держит в своей руке книгу, уже исписанную снаружи и внутри и запечатанную семью печатями, которые составляют последовательность записанных в ней событий. Это указание на универсальность данной книги, её нельзя читать ни с середины, ни с конца. Все события, написанные на куске пергамента, предопределены для читающего, так как для Бога, его Ангелов и Духов они уже состоялись. Исписанность книги с обеих сторон предполагает содержание большого количества информации, которое не могло поместиться на одной стороне свитка. При этом, хотя книга названа «исписанной», однако её содержание познаётся не через обычное чтение написанного, но через содержание образов, картин и явлений, которые являются перед очами читателей при снятии каждой печати.
*    *    *

    «И я увидел сильного ангела, провозглашающего громким голосом: «Кто достоин, открыть свиток и сломать его печати?»» – при папе Адриане II (867-872) во время IV-го Константинопольского собора (869-870) после долгих споров победила точка зрения: «Здесь показана обстановка на небесах, после того, как туда был вознесён Иисус Христос, при этом, центром является Божий престол, на котором сидит Господь Бог, готовый осуществлять своё Вселенское управление для исполнения своего величайшего замысла. Перед глазами Иоанна лежала запечатанная книга, и в его душе естественно возникло желание узнать её содержание, так как он мог предполагать, что именно в ней сокрыто Откровение будущих событий мира и Церкви […]» (Н.А. Гамолко, «К вопросу о каноническом достоинстве и церковном понимании Апокалипсиса», 1912).
    В начале XX-го века один из лидеров обновленческого движения в СССР заявил:
    «В религиозном отношении наше время на небесах также переживает очень трудное разнообразное отступничество, при чём отступничество приняло обширный размер и начало действовать с необычайной энергией и свободою. Это предсказано Словом Божиим, об этом говорит вопрос Ангела своим собратьям: «Кто достоин, открыть свиток и сломать его печати?»
    Мы должны помнить: над судьбами мира, каждого ангела и каждого человека неусыпно бдит Промысл всемогущего Бога – и всё совершающееся совершается или по воле, или по попущению Божию. Нам должно обращать взоры ума на себя и умолять Господа, чтоб Он сохранил нас в верности Православной Церкви, открыл нам всесвятую волю Свою и непреткновенный путь к Себе, источнику истинной жизни и спасения.
    Свиток с планом Божиим есть дар Божий человекам, отнюдь не собственное их изобретение или приобретение, и потому он не может быть открыт, иначе как под водительством Бога, Его милостию и благодатию […]» (Антоний, митр. (Храповицкий), «Творения св. ап. и ев. Иоанна Богослова», Варшава, 1928).
    Исследователи Апокалипсиса не замечают: Ангел спрашивает не о том, кто хочет открыть свиток (таких желающих много), но о том, кто достоин, кто соответствует небесным критериям, кто может правильно понять Божественное откровение после 2037-го.
    Бог открывает Свою волю, но открывает её только избранным и достойным. К этому можно добавить, что дополнительным свидетельством является то, что Иоанну была показана уже написанная книга, ничего в ней уже нельзя изменить, не подкорректировать, не переписать. Все события, указанные в книге, уже совершились.
*    *    *

    «И не мог никто ни на Небе, ни на Земле, ни под Землёй, ни открыть свиток, ни посмотреть в него» – богословы утверждают: «Все добрые дела наветуются скорбями, между тем Священное Писание говорит, что «начавший доброе дело да совершит его». В наше время правильному пониманию учения святых отцов особливо противодействуют отверженные духи, влагая разные помышления плотского мудрования и восставляя людей, руководимых плотским мудрованием. Когда дело угодно Богу и полезно христианству, то против таких дел воздвигаются всегда препятствия и скорби, по мнению святых отцов. Препятствиями свидетельствуются такие дела. Напротив того, дела, совершаемые в духе мира сего, во вред и в осуждение души своей и душ ближних, текут как по маслу.
    Каково это пред взорами Бога?
    И чего должно ожидать за это на суде Божием?
    Неверующие кричат, что нет Бога, нет и суда Божия.
    Из-за такого крика, которым разврат усиливается, не слышно молитв немногих оставшихся верующих. Самое отступничество предсказано со всею ясностию Священным Писанием и служит свидетельством того, сколько верно и истинно всё, сказанное в Писании […]» (Евдоким, архиеп. (Мещерский), «Св. ап. и ев. Иоанн Богослов», 2-е изд., Сергиев Посад, 1912).
    От того, что воинствующие безбожники через все средства массовой информации кричат: «Бога – нет», Бог не перестал существовать. Он есть и непременно воздаст каждому человеку по делам его. Здесь же содержится указание на то, что настоящий смысл Апокалипсиса будет расшифрован только в последний период «Зверя из Бездны», чтобы подтвердить истинность видений и пророчеств Иоанна Богослова, когда люди освоят небо и Космос, морские и земные глубины.
    «Небо» – в Священном Писании это слово употребляется в трёх следующих значениях: во-первых, воздушная среда над землей, в которой летают птицы и облака (Матфей 16.2-3); во-вторых, небесный свод, на котором мы видим звезды и другие небесные тела, то есть Космос вне Земной атмосферы (Матфей 24.29), и, в-третьих, духовный мир, где царствует Бог (3-я книга Царств 8.49) и где обитают ангелы (Матфей 24.36).
    «Земля» – это слово употребляется в двух значениях: планета и конкретная территория, на которой обитают живые существа.
    «Под Землёй» – указание на души умерших, которые почему-либо не успели услышать проповедь Евангелия и определить своё положение. Считается, что «под Землёй» находится Ад, который после смерти Иисуса Христа, содержит в себе только тех, кто достоин его по своей греховности в ожидании Второго суда.
*    *    *

    «И я много плакал, потому что не нашлось никого достойного ни открыть свиток, ни посмотреть в него» – представители новых протестантских церквей: «Церковь Христа», «Церковь нового Завета» во время своих проповедей говорят: «Если бы во всей Вселенной действительно не нашлось никого достойного открыть свиток, нам действительно нужно было бы плакать, потому что вся Вселенная была бы суетой и никто не имел бы права раскрыть его секрет. Здесь Иоанн оплакивал, не своё личное недостоинство и даже не греховность всего человечества, которая всегда служила и служит главною причиною невосприимчивости людей к Божественному Откровению. Он оплакивал то, чего как бы лишался, чего не мог узнать из запечатанной книги, но что он считал весьма нужным для знания людей и для руководства в их жизни […]» (Г.У. Бальтазар, «Суды Божии в Откровении Иоанна Богослова», 1986).
    То, что солидные, уверенные в себе, взрослые мужчины заплакали бы, верится с трудом: не тот век, не те времена, не те нравы.
    Вероятнее всего, речь идёт о заложенном запрете в настройку: до перехода века Рыб в век Водолея (март 2003 года) все попытки, теологов, богословов, «исследователей и почитателей» творчества Иоанна, расшифровать свиток будут тщетны и суетны, никто не сможет и не имеет права заранее раскрыть тайну свитка, чтобы попытаться изменить ход истории.
    «Волки, облечённые в овечью кожу, будут познаваться от дел и плодов своих. Изучая историю, тяжело видеть: кому вверялись в руки овцы Христовы, кому предоставлялось их руководство и спасение. Но это – попущение Божие.
    Сколько раз делались многообразные попытки исказить Священное Писание. Иногда ложь имела минутные торжества, но что ложно нельзя взять прочно, ложь не усиливает, а ослабляет и роняет дело, которому служит.
    Это великая, величайшей важности истина!
    Её надо начертать золотыми буквами! Её надо знать и знать всякому, кто хочет правильно управлять собою, в особенности кто хочет правильно управлять людьми и общественными делами.
    Отчего случается иногда, что люди становятся в фальшивое положение и действуют во вред себе и всем?
    От принятия и усвоения ложных мыслей и понятий, от действия из области человекоубийственной лжи. Вся история человечества доказывает это поразительнейшими фактами. Особливо это верно выказывается в делах религии. Вера ложью не усиливается, а, наоборот, роняется […]» (святитель Игнатий (Д.А. Брянчининов 1807-1867) «Открытые письма», т. III).
*    *    *

    «И один из старейшин говорит мне: «Не плачь, вот Лев из колена Иуды, корень Давида, победил, чтобы открыть свиток и его семь печатей»» – у толкователей Откровения считается: появление нового персонажа – Льва, указывает на пророчество патриарха Иакова о: «Льве из колена Иудина, который в конце века небесно-го придёт, чтобы защитить праведников народа Израилева» (Бытие 49.8-9).
    Православные богословы увидели в новом персонаже вновь образ Иисуса:
    «Древнее предание относит написание Апокалипсиса к концу I-го века. Так, например, святой Ириней пишет: «Апокалипсис появился незадолго пред сим и почти в наше время, в конце царствования Домициана». Историк Евсевий (начало IV-го века сообщает, что современные ему языческие писатели упоминают о ссылке апостола Иоанна на Патмос за свидетельство о Божественном Слове, относя это событие к 15-му году царствования Домициана. (царствовал в 81-96 гг. после Рождества Христова).
    Миссией Церкви Христовой было возродить мир христианской проповедью, насадить в душах людей истинную веру в Бога, научить их праведно жить, указать им путь в Царство Небесное. Поэтому, здесь Лев, – это символ Христа, изображающий его сильным воином-победителем, сражающимся против своего врага. Тот факт, что Христос победил смерть, даёт ему право открыть свиток и его семь печатей. Титул «корень Давида» – означает: Давид, был предком Иисуса (Матфей 1.1) в глубочайшем смысле этого слова. В качестве Льва, Христос победил взбунтовавшегося Сатану. Тем самым он устранил препятствия к исполнению Божьего замысла и стал утешителем плачущего Израиля. Победа над смертью и вознесение на небо дали Иисусу право и впредь быть для людей единственным ходатаем перед Богом на небе и единственным их учителем на Земле.
    Свиток изображает предстоящую борьбу Церкви с силами зла: в нём указаны методы, какими Дьявол при содействии своих слуг воюет против добра и истины, даёт руководство верующим, как преодолевать искушения, описывает гибель врагов Церкви и конечную победу Христа над злом […]» (Евдоким, архиеп. (Мещерский), «Св. ап. и ев. Иоанн Богослов», 2-е изд., Сергиев Посад, 1912).
    Не будем искать и спорить, как историки, кто у кого из Библейских персонажей является корнем. Отметим только, что слово «Лев» из корня Давида имеет значение на еврейском языке – как «Царь правды». Учитывая, что истинный смысл Апокалипсиса будет раскрыт только по окончании периода «Зверя из Бездны», титул «Лев» – явное указание на человека (1980 по 2038), который напишет на основе прошедшей истории: Иудаизма (V-ый Завет), Христианства (VI-ой Завет), Ислама (IV-ый Завет) продолжение Библии (VII-ой Завет).
*    *    *

    «И я увидел посреди престола и четырех живых существ и посреди старейшин стоящего Агнца, как бы только, что закланного, имеющего семь рогов и семь глаз. Это семь Духов Божиих, посланных во всю землю» – Андрей Кесарийский, опираясь на мнение Иринея Лионского († 202), считал: «Семь рогов и семь очей Агнца означают семь духов Христовых, о которых пророчествовали Исаия (11.2) и Захария (4.10). Под семью духами Божиими нужно разуметь или семь ангелов, начальствующих над другими, по объяснению Иринея, или же семь даров Духа Святого, о Котором говорит Исаия (И, 2). И то, и другое правдоподобно. Слова «яко закален» указывают на жизнь Его по заклании, во время которой Он по воскресении Своём из мёртвых, как истинно закланный Агнец, показал ученикам Своим знаки Своих страданий. Если кто думает, что под «престолом и четырьмя живых существа» называется здесь существо небес, то нужно рассмотреть, не обозначается ли этим словом самая сущность движимого Богом пространства, одаренного блеском и сиянием. Но точное исследование вещей, непостижимых для нас, предосудительно и заслуживает посмеяния…» («Толкование Откровения», М., 1904).
    Католики добавляют:
    «Агнец – это ягнёнок, основное жертвенное животное у евреев (I-я книга Царств 7.9)».
    Многие же православные богословы усматривают в качестве Агнца, в который уже раз – Иисуса Христа:
    «Он единственный, кто вправе раскрыть и осуществить тайну Божьего домостроительства, во всей Вселенной никто не достоин кроме него. В результате своего воплощения, распятия и воскресения Христос получил полное право в своём Вознесении открыть тайну, содержащуюся в семи печатях. Что касается искупления, Иисус Христос сел по правую руку от Бога на небесах после своего вознесения, но с точки зрения осуществления Божьего управления он по-прежнему стоит среди семи золотых светильников. Как Лев, он является воином, сражающимся против нашего общего врага, как Агнец, он является Искупителем для нас. Он сражался за то, чтобы искупить нас своей кровью, и он выиграл битву с врагом, приняв на себя все грехи мира. Благодаря Его жертве нам назначен рай, небо и вечное Блаженство, если мы будем жить на земле благочестиво, исполняя обеды, данные нам при крещении […]» (А.В. Иванов, «Руководство к изъяснительному чтению апостольских посланий и Апокалипсиса», 3-е изд., СПб., 1886).
    «Здесь проявляется сверхчеловеческое достоинство Христа. Он стоит посреди старцев, – заметьте, Он не на престоле, нет, Христос приходит как соискатель, как Тот, кого предстоит вознести. Когда Он шёл по земле, Он добровольно лишил Себя почти всех прерогатив божественности. Он не только нуждался в отдыхе, в сне, в пище, но и страдал, и умер. У Него не было власти ни на небе, ни на земле. И только победив смерть, Он, человек Иисус, получает эту власть. Являясь человеком, Он одновременно находится и по ту сторону твари, поэтому Он и может открыть эту книгу – единственный из всех. Хотя апостол Иоанн ещё не даёт полного определения богочеловечества, но он сразу подчеркивает, что это не просто пророк, пришедший откуда-то к людям. Иисус предстает перед старцами в символическом виде: Он победитель, а победитель должен прийти с мечом, на коне, в венце, как потом и будет в Апокалипсисе (Откр 19.11-16). Он явится победителем империи. Он победил и может раскрыть эту книгу. Но несмотря на то что Он победил, Он не является во всеоружии, а приходит как Агнец со знаками заклания, как бы закланным.
    Нет таких изобразительных средств, чтобы передать облик Христа, стоящего перед троном, потому что у Него «семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих», то есть семь сил Святого Духа (рог в Ветхом Завете и в древневосточной символике всегда обозначал силу, а очи – обозначают полноту Его знания и одновременно Его взгляд, обращенный на церкви […]» («Читая Апокалипсис». Фонд имени Александра Меня. 2000).
    Когда читаешь эти напыщенные слова и фразы, в голове почему-то рождается мысль: Лепота!!!, похоже авторов, которые толкуют Откровение плотскими очами, мало смущает тот факт, что Иисус, имеющий семь рогов и семь глаз – это слишком, даже для «сознательных», то есть искренно верующих. Образ Иисуса запечатлён на Туринской плащанице [что бы там не говорили учёные-нигилисты и безбожники], и видим: у него не было семи рогов и семи глаз. Увидев такое чудовище во сне, где рога обозначают «силу в борьбе», а глаза предназначены «для наблюдения и исследования чистоты веры», можно и умереть со страху, так и не успев осознать, что тебе выпало величайшее счастье в мире, увидеть перед собой «борющегося Искупителя за твои грехи».
    Кстати, и многие первые исследователи Откровения не видели в Ангце – Иисуса Христа. Наоборот, преобладала тенденция принижать, а порой и отвергать миф о воплощении. Телесное обличие Христа представлялось лишь кажущимся – эта идея позже широко распрастраняется под названием – Докетизма (от греческого глагола [докёйн] – «казаться», «иметь выражение, внешность»). «Спаситель» принял человеческий образ только для того, чтобы придать особое значение Своей власти на земле.
    Согласно Валентину († 160 г.), который, написал своё евангелие и был крупнейшим представителем египетской школы [сочинения известны в изложении Иренея], Христос прошёл сквозь Марию, точно вода через канал. Его тело было образовано из той промежуточной субстанции, которая входит и в божественное, и в человеческое тело. «Дух», который есть Бог, вступил в него в форме голубки лишь в момент крещения. Отсюда, без сомнения, и возникло предание Церкви о соответствующем эпизоде, а не наоборот. Для школы Валентина тело Иисуса «духовно» с самого начала, поскольку (дух, дыхание) были в теле Марии уже в момент девственного зачатия.
    Поэтому, скорее всего, под «Агнцем» в данном видении понимается не Иисус, а период времени с 49 по 2035 годы и продолжатели его учения: епископаты и государства, принявшие Христианство.
    «Семь глаз»: семь Епископатов в истории Вселенской Церкви: Иерусалимский, Александрийский, Антиохский, Римский, Карфагенский, Константинопольский и Московский.
    «Семь рогов»: семь наиболее сильных Христианских государств: Римская империя, Византийская империя, империя Карла Великого, Священная Римская империя, Испанское королевство, Великобритания и Российская империя.
    «Только что закланный» – слова указывают, что содержание свитка Агнец стал показывать Иоанну с периода первых гонений на христианские общины со стороны Иудейского Синедриона.   
    «Это Семь Духов Божиих, посланных во всю землю» – относительно того, кого нужно видеть здесь под семью Духами Божиими, существуют различные мнения толкователей. Одни разумеют семерых ангелов, другие – семь даров Святого Духа с Его благодатными дарами, третьи – преобразованные семь прежних светильников.
    То, что все наши поступки рано или поздно становятся известны небесному компьютеру – это факт, но, вероятно, под Духами Божиими – здесь понимаются Духи Завета, наблюдающие за человечеством, для исполнения Божьего замысла, который должен завершиться созданием «Новой земли» и «Нового неба» (новой трактовки веры).
*    *    *

    «И он пришёл и взял свиток из правой руки того, кто сидит на престоле. И когда он взял свиток, четыре живых существа и двадцать четыре старейшины пали перед Агнцем, каждый имел арфу и золотые чаши, полные курения. Эти чаши – молитвы святых» – наиболее часто встречается такое объяснение: «У Христа, как искупающего Агнца, есть семь наблюдающих и исследующих глаз, чтобы совершить Божий суд над Землёй и Вселенной для созидания Нового Иерусалима […]» (Э. Сведенборг, «Суд над миром и обновление его», СПб., 1907).
    Интересную трактовку данной строки дал американец Герберт Армстронг (1892-1986), основатель «Всемирной церкви Бога», он, если верить журналистам, сравнивал себя с апостолом Павлом и утверждал:
    «Курением является Христос, который добавляется к молитвам святых. То, что старейшины держат золотые чаши, полные курения, показывает, что они, будучи священниками, служат Богу, принося ему молитвы святых […]».
    Кто поймёт, что обозначает данная формулировка, тот находится «в духе», как говорят святые отцы. Ибо, согласно догматики Христианской Церкви, тело Христа – есть хлеб, вино – есть кровь Христова, и быть вместе ещё «курением, который добавляется к молитвам святых» они не могут.
    Художники и иконописцы, начиная от византийских греков с VI-го века, посвятили много полотен библейским сюжетам, но нигде не встречаем Иисуса Христа с семью наблюдающими и исследующими глазами. Даже знаменитому авангардисту Сальвадору Дали не пришла в голову такая гениальная мысль.
    Поэтому, когда Агнец (христианские епископаты) возьмёт свиток, это значит, история Христианства окончательно исполнена в глазах Создателя. Данный текст дополнительно подтверждает: история Церкви в четырёх политико-общественных формациях, охватывающая XX-ть веков подошла к своему финалу.
    «Чаши – молитвы святых» – напоминают нам, что обычное человеческое сознание не способно проникнуть в Божественные тайны и определить время, когда они свершатся. Эта известная библейская отговорка является здесь дымовой завесой, чтобы последующие «почитатели творчества Иоанна» могли, если их попросят назвать год исполнения пророчеств Апокалипсиса, воспользоваться цитатой из Деяний (1.7):
    «Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти».
    Продолжая далее сравнение, можно сказать, как Ветхозаветные священники ходатайствовали только за избранный еврейский народ, так и старшие ангелы Света и Тьмы ходатайствуют только за святых, за избранных – не только умерших, но и за живых.
*    *    *

    «И они поют новую песню: «Достоин Ты взять свиток и открыть его печати, потому что ты был заклан, и купил для Бога своей кровью людей из всякого колена, языка, народа, и племени»» – среди богословов принято считать: «Песня здесь является новой потому, что Агнец, которого она хвалит, только что был заклан, и в качестве искупающего Агнца, своей смертью разбил Сатану и устранил грех для нас. Он единственный, кто вправе раскрыть и осуществить тайну Божьего домостроительства. Его кровь дала ему право быть единственным ходатаем между Богом и людьми» (Э. Сведенборг, «Суд над миром и обновление его», СПб., 1907).
    Иеродиакон Сергий в 1996 году объяснил данную строку так:
    «Промысл Божий бдит неусыпно над судьбами Своей Церкви и над судьбами мира. Воля Божия да совершается! Судьбы Божии помогают тем, которые имеют искреннее, хотя и немощное намерение спастись. Господь являет милость Свою рабам Своим не в земном благополучии, а в земных скорбях.
    Очень утешительно изложена эта мысль в житии великомученика Евстафия Плакиды, там сказано, что если Господь и даст земное благополучие рабам своим, то на короткое время, чтоб они не испортились. Благополучие неизменное очень портит сердце. Ныне, если не будет скорбей, то людям из всякого колена, языка, народа, и племени нечем спастись. Подвигов – нет, истинного монашества – нет, святых отцов – нет, руководителей – нет, одни скорби заменяют собою всё. Очень заметно общее ослабление в вере, даже в тех странах, которых не коснулись бациллы Коммунизма.
    Для многих поход в церковь сопряжён с тщеславием, тщеславие трудно заметить в себе, тем более очиститься от него. Скорбь же чужда тщеславия и потому доставляет человеку богоугодный, невольный подвиг, который посылается Промыслителем нашим сообразно произволению […]».
    Однако не будем забывать «Агнец» взял свиток уже исписанный с обоих сторон, это может означать только одно, после 2037 года все прошедшие события, связанные с Христианством: взлёты и падения христианских общин, создание и постепенная деградация епископатов, пламенные речи одних христианских проповедников и сытая, спокойная, жизнь других, яростные религиозные споры, взаимные упрёки, громкие заявления и завистливые интриги, громкие победы и горькие поражения, честность и храбрость одних и подлость и трусость других, войны, строительство храмов одними верующими и разрушение этих храмов другими – безбожниками, всё это уже прошлое, которое будет интересно только не многим «любителям» истории, так как все события уже совершились.
*    *    *

    «И сделал их царством и священниками нашему Богу, и они будут царствовать на Земле» – после всех потрясений XX-го века потрясших Россию и Православие, новое поколение священников, утверждая свою богодуховность после семидесяти лет безбожия, заявляют:
    «Образность и таинственность этой книги делает её весьма труд-ной для понимания, а потому для неосторожных толкователей всегда есть риск ухода за границы истины к несбыточным надеждам и верованиям. Так буквальное понимание образа Царство давало повод и теперь ещё продолжает давать повод к ложному учению о так называемом «хилиазме» – тысячелетнем царстве Христовом на земле. Ужасы гонений, переживавшиеся христианами в I-ом веке давали некоторым повод верить, что наступили «последние времена» и близко второе пришествие Христа […]» (епископ Александр (Милеант), в миру Александр Васильевич, 1938-2005).
    «Царство земное предназначено для царствования Божией власти, а священники – для исполнения божественного служения. В Царстве Христовом христиане не цари, а соправители Христа. Христианин в своих отношениях к Господу не может входить в общение с Ним сам непосредственно, а нуждается в особенных посредниках.
    Царство Божье – это владычество благословенных принципов, которые Господь хочет положить в основу творения и которых нет, пока существуют противящиеся Ему силы. Весь Апокалипсис посвящён этой брани, этой трагедии противостояния мира и Бога, восстания против Бога, противления Ему. Апокалипсис – это как бы ответ людям в первые же дни первых гонений, ответ недоумевающим, которые ждали немедленного сошествия Христа в силе и славе, ответ тем, которые не могли понять, почему не совершаются массовые обращения, которых они ожидали. Мир противится Богу, но когда Бог воцарится, этого уже не будет. Тогда избранные, то есть те, которые пошли за Ним, будут царствовать на земле. Но это будет не маленькая кучка или горсточка людей, как думали кумранские сектанты или подобные им группы. Здесь подчеркивается, что все создание, вся природа на небе и на земле, то есть весь космос воспевает славу не только Богу, Сидящему на престоле, но и Агнцу […]» («Читая Апокалипсис». Фонд имени Александра Меня).
    На счёт необходимости посредников между Богом и каждым человеком, – это пусть каждый решает сам за себя. Скорее всего, здесь содержится указание на то, что институт священников, несмотря ни на какие региональные катаклизмы и гонения, будет действовать (царствовать) в периоды: «Дракона» (45 до НЭ-1791), атеизма «Зверя из Моря» (1792-1921), ярого атеизма «Зверя из Земли» (1922-1990) и лукавого атеизма «Зверя из Бездны» (1991-2032).
*    *    *

    «И я увидел и услышал голос многих ангелов вокруг престола, и живых существ, и старейшин – и их число десятки тысяч раз по десять тысяч и тысячи тысяч, говорящих громким голосом: «Достоин закланный Агнец получить силу, и богатство, и мудрость, и мощь, и честь, и славу, и благословение»» – святитель Игнатий (Д.А. Брянчининов, 1807-1867) в своём труде «Слово о чувственном и о духовном видении духов» писал: «Западный писатель утверждает, что святые Василий, Афанасий, Иоанн Златоуст, Кирилл, Григорий Нисский и другие восточные отцы Церкви признавали сотворённых ангелов существами «чисто духовными», то есть, духовными по пониманию Декарта, без вида, без движения, без отношения к пространству и времени. Справедливо ли это?
    Святой Василий Великий в книге о Святом Духе говорит: «По отношению к небесным силам, признавай, что по существу они – ангелы, свойства воздуха или огня невещественного, как свидетельствует Писание. По сей причине они зависят от места, и бывают видимы. Но освещение, которое не принадлежит их естеству, доставляется им чрез приобщение Святому Духу. Если бы отъято было от них действие Духа, то погибли бы лики ангелов, ниспали бы чиноначалия Архангелов, и всё (множество небесных существ) пришло бы в беспорядок, жизнь их уже не подчинялась бы никакому закону, никакому порядку, никакому правилу».
    Нужду в предостережении современников от грубого понимания Откровения Иоанна увидел уже в конце I-го века ученик апостола Павла, святый Дионисий Ареопагит. Он изложил это предостережение в глубоком и духовном сочинении своём о Небесной иерархии. «Нужно, – писал он, – чтобы мы не представляли грубо небесных и богоподобных сил, имеющими много ног и лиц, носящими скотский образ волов и звериный лик львов, с изогнутым клювом орлов или с птичьими крыльями, равно и не воображали и того, будто на небе находятся огненные колесницы, вещественные троны, нужные для возседания на них Божества, многоцветные кони, военачальники, вооружённые копьями, и многое тому подобное, показанное нам Священным Писанием под многоразличными таинственными символами. Богословие употребило священные пиитические изображения для описания умных небесных сил, неимеющих образа».
    Далее святый Дионисий писал: «Быть может, иной и в самом деле подумает, что небо наполнено множеством львов и коней, что там постоянные славословия состоят из мычания, что там стада птиц и других животных, что там находятся низкие вещи, которые ведут к неприличному, неверному и страстному».
    Выразившись так о небесных силах, святый Дионисий говорит о Боге следующее: «Таинственное учение, преданное нам в Священ-ном Писании, различным образом описывает досточтимое высочайшее Божество. Иногда оно именует Бога «словом, умом, существом», показывая тем разумение и премудрость, свойственную одному Богу, и выражая, что Он-то и существует, в отличие от всех нас, истинно, и есть причина всякого бытия, уподобляет Его «свету, и называет жизнью». Конечно, эти священные изображения представляются некоторым образом приличнее и возвышеннее «чувственных образов», но и они далеки от того, чтоб быть точным отражением высочайшего Божества.
    Божество превыше всякого земного или небесного существа или жизни, никакой свет не может быть выражением Его, всякий ум и слово «безконечно» далеки от того, чтобы быть подобными Ему».
    Святой Дионисий в сочинении своём о Небесной иерархии объясняет только таинственные видения Пророков и духовное отношение небесных сил между собой и к святым человекам, но он ничего не упоминает ни о падших ангелах, ни о чувственном явлении ангелов людям простейшим, ни о способности животных в видении духов, ни о местопребывании святых ангелов на небе, ни о низвержении падших ангелов с неба, ни о мучении их в пламени и темницы ада, между тем как о всём этом в дальнейшем поведает нам учение святых отцов Церкви.
    Из книги о Небесной иерархии уже видно, что Дионисий Ареопагит при написании её был в состоянии того духовного видения, которое здесь изображено им. Это состояние есть состояние христианского совершенства, и называется Отцами «Божественным осеянием». Даже понятие о таком состоянии вполне чуждо для людей непосвящённых в тайны христианского подвижничества.
    По этой причине Ареопагит назначил свою книгу о Небесной иерархии отнюдь не для общего употребления христиан, а только для находящихся в значительном духовном преуспеянии. Он завещал тщательно скрывать его произведение от людей плотских…
    Всякий, знакомый с сочинением о Небесной иерархии, оправдает мудрое предостережение сочинителя и сознается, что сочинение малопонятно и даже во многих местах странно для людей, незнакомых с духовным состоянием […]».
    Действительно, сочинение святого Дионисия Ареопагита во многом схоже с «Откровением» Иоанна, но прочитать его нужно лишь тем, кто хочет понять будущие события через призму прошлых прорицаний.
*    *    *

    «И четыре живых существа говорили: «Аминь».
    И старейшины пали и поклонились» – православные богословы, которые в середине XIX-го века пытались дать общее объяснение видениям Иоанна, утверждали: «Святой Дионисий Ареопагит, объяснив, что символические видения Пророков имеют таинственный смысл, не остановился сказать, что совершеннейшие христиане сподобляются видеть самое существо души человеческой, и что души и ангелы имеют вид человека в его теле. В качестве примера, можно привести видение, которое видел великий угодник Божий Карп, одним из первых достигший христианского совершенства, и видевший ангелов в образах человеческих.
    «Беседы об ангелах» преподобного Макария Великого, подобно книге святого Дионисия, имеют наиболее таинственное значение и могут быть весьма полезным чтением для преуспевших подвижников. В них подробно излагается Небесная иерархия. «Беседы» преподобного мало понятны для людей, незнакомых с душевным подвигом, хотя некоторые из них и представляются понятными по необыкновенной простоте и ясности слога […]» (Петр, еп. (Екатериновский), «Объяснение Апокалипсиса св. ап. Иоанна Богослова», Томск, 1885).
    В конце XX-го столетия появилось новое объяснение:
    «Двадцать четыре старца обозначают человечество избранных. Неважно, принадлежат ли двенадцать из них к Ветхому Завету и двенадцать – к Новому, но так или иначе здесь совокупность Церкви как человечества и человечества как Церкви, перенесение на Церковь общего усыновления, которое было дано сначала Израилю, а потом всей Церкви. После этого начинается снятие печатей, раскрытие тайны катастроф, которые предшествуют явлению Христа в силе и славе.
    Что же будет с теми тварными созданиями, которые обладают вечной жизнью, – с ангелами, с небесными силами, херувимами и с душами людей в том числе?
    В какой мере они причастны к вечности или же, приобщившись к вечности, они должны потерять что-то от своей тварности, но все же оставаться тварями?
     Помните слова Спасителя: «О дне же том, или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын…» (Марк 13.32)?
    Это значит, что Он не получил полноту силы и славы, пока не поднялся в божественный мир, Он умалил Себя и поэтому не мог стоять вне времени. Значит, и ангелы тоже по-своему зависят от времени, они, может быть, более свободны от него, чем мы, но полностью выйти из него, очевидно, не могут. В будущем, как сказано, времени уже не будет. А пока все пребывают во времени […]» («Читая Апокалипсис». Фонд имени Александра Меня).
    «И старейшины пали и поклонились» – здесь Иоанн как бы подтверждает оккультную философию греческих мистиков того периода из Древней Сирии и Греции. Человечество живёт в видимом, иначе в физическом мире. Над ним находится высокое измерение невидимого и вечного мира Бога и его ангелов. Между невидимым и видимым мирами существует астральное измерение, связывающее Божественное с физическим и материальным.
    Древние мистики, гностики и «ессеи» верили, что в астральном мире существует строгая иерархия посланников, назначенных выполнять задачу контакта между двумя мирами: архангелы, ангелы, демоны.
    История Христианства, программа написанная Богом, подошла к своему логическому завершению, и Ангелы подводят итог деятельности Церкви. За 2000 лет отступничества от Законов Бога, Церковь всё же сыграла положительную роль: в воспитании молодёжи, образовании, сохранении семейных уз, отсутствием брошенных детей при живых родителях. Поэтому все святые признали роль христианской Церкви – положительной и просили Творца Вселенной дать им новую мощь и благословение.
    Хотя история Христианства прошла, не даром, в итоге она стала верой для людей пяти континентов Земли, ибо эта вера единственная доводит свиток, План Бога, до человечества.
*    *    *
ДТН.


Рецензии