Вторая мясорубка

Начало — http://proza.ru/2019/03/08/1689

А жизнь поджарой серой птицы набирает обороты. Уже ревут оба крайних двигателя, настал черёд внутренних. Параллельный запуск! Почти синхронно мелькают огненные хвосты из выхлопных труб стартёров, по-военному в ногу страгиваются винты, а в кабине бортинженер, сидя, как сидели семьдесят лет назад его коллеги на «Суперфортрессе» и Ту-4 — спиной вперёд, распустив взгляд по приборам, держит пальцы «викторией» на двух кнопках. Гудит пламя в потягивающихся после сна турбинах, плывут вверх стрелки температуры газов... У-у-у-у. Тишина. У-у-у-у. Тишина. У-у. Тишина. Это бортинженер не пускает опасные стрелки вверх — вовремя жмёт кнопки срезки топлива, давая турбинам доли секунды передохнуть, пока кружащиеся с ними в едином вальсе компрессоры набирают мощь — чтобы прокормить двигатели воздухом.

На современных двигателях, конечно, за всем следит автоматика, бортинженер не жмёт никаких кнопок срезки, не засекает время запуска по секундомеру, да и бортинженера того уже нет — переучен на пилота или вовсе ушёл на пенсию, в моде нынче двучленный экипаж. Хотя в российской армии ни один мало-мальски серьёзный корабль, будь он хоть мегасовременен, без штурмана и бортинженера не летает, но второй обычно сидит на инструкторском откидном кресле или принесённом с собой пуфике, а первый и вовсе стоит в проходе или работает со своей GPS-кой в салоне...

А на старых заслуженных кораблях люди этих непростых профессий занимают свои законные рабочие места — на нашем Ту-142 у бортинженера свой сложнейший пульт, а у штурманов целый отдельный кабинет. На стоящем от нас по левое крыло Ил-18, что будет в нашем полёте третьим нелишним, свой стол есть лишь у штурмана, бортинженер же ютится на откидном кресле между пилотами, а двигатели запускает почему-то командир — именно на его боковом пульте конструкторы расположили щиток запуска. Да и, честно говоря, никакой это не Ил-18, пусть этот легендарный тип и нанесён на фюзеляж — внутри это воздушный командный пункт Ил-22. Провожать его в каждый полёт приезжают на джипе молчаливые парни со стальными взглядами...

По левое крыло? Третий? А кто же тогда второй? Вторым будет ведомый, такой же Ту-142МК, как и наш — вот он, стоит по правое крыло и тянет энергию из «апы» — так в простонародье зовётся АПА, аэродромный питающий агрегат. Его трое штурманов, как и наши, колдуют со своими загадочно шуршащими приборами, бортинженер заканчивает проверки перед запуском. Этот корабль взлетит вслед за нами. Мы же почти готовы, выпускающий техник подтвердил успешный запуск двигателей и с минуты на минуту готов отсоединить провод связи, а пока стоит в шлемофоне перед самолётом и любуется изящными лучиками винтов.

Ни одна видеозапись, ни одно фото не передаёт их, как невозможно, по поверьям, заснять привидение или увидеть в зеркало вампира — эти хрупкие звёздочки, что показывают живому глазу соосные винты. Они словно просветы в бледно-серых дисках вращающихся лопастей: одна висит почти неподвижно, другая чуть подрагивает, а третья плывёт... Вот она вздрогнула, задумчиво покачалась и поплыла в другую сторону — сердце экипажа, бортинженер, включил генераторы этого двигателя, обороты немного провалились и заработали, перетягивая друг на друга одеяло, три сложных регулятора — командно-топливный агрегат на замасленном боку двигателя и два регулятора винтов на его носу, на редукторе.

Призрачные лучики покачались и успокоились. Вот водитель «апы» отключил и убрал стрелу своей машины, техник выдернул и убрал свою связь и отошёл в сторону — теперь связь экипажа с землёй только визуальная да по радио. Вот снова качнули тонкими лучами звёздочки, винты внутренних двигателей взяли ноту выше, взревели — корабль стронулся с места. Один качок всем длинным нескладным телом на нос, другой, третий — тормоза слева, справа, аварийные исправны, плавный разворот и выдох винтов, сытое «ур-р-р....», сотню-другую метров противолодочник прокатится по инерции. А по соседству с опустевшей стоянкой только-только отгудел пламенем в пробующих жаркий воздух двигателях ведомый да пустил первый шлейф чёрного дыма Ил-22.

Нельзя забывать и о другом соседе наших «мясорубок», эдаком полукровке – Ил-38, противолодочнике, созданном из Ил-18. Он здесь в командировке, стоит на дальней стоянке и будет летать завтра, а потом улетит к себе домой в Приморье. Впечатлившись его длинным хвостом, иной человек думает, что Ил-38 длиннее прародителя, но это обманчиво – присмотритесь, взамен он получил очень короткий нос, экипаж сидит чуть ли не между винтами. Ясное дело, что и в кабине у него погромче, и вход в неё не как у «пассажиров» – не через дверь в левом борту, а через трап во брюхе. Из кабины можно пройти и к буям, и к турбоагрегату – на Ту-142 фюзеляж перегорожен метровым хребтом центроплана, тут же чувствуется пассажирское прошлое, разве что «салон» негерметичен… А приборные доски щеголяют непривычным для Ил-18 цветом и подмигивают восемью красными табло давления в каналах винтов – на предке о снятии винтов с упора говорят стариковские сигнальные лампы с подписями. И не мигают, естественно.

Ведущий тем временем уже занял исполнительный. Штурманы выставили курсовую систему точно по полосе, бортинженер сделал финальное перед взлётом движение рукой — перещёлкнул на себя четыре тумблера включения полётных упоров винтов, прочитана карта проверок — и в небо. Стрелки УПРТ стойко показали взлётный режим двигателей, тормоза отпущены, солидный корабль неспешно начал разбег. Его громадные чёрные винты хороши там, среди облаков, где двигатели выпускают четыре белых ватных следа, а на разбеге тянут слабовато, подобно тому, как изящный трековый велосипед стартует лениво, как ни дави на педали... Бегут под нос хитро изломанные стыки плит, пугающе качается бесконечно длинный хвост, начинённый буями слежения и прочей сложной аппаратурой... И вот, пробежав чуть не всю полосу, противолодочник неспешно, плавно оторвался, словно не лёжа на своих крыльях, а оторвавшись лишь потому, что лежащая на горах полоса нырнула из-под колёс вниз.

Того и гляди — иссякнет энергия и корабль камнем врежется в следующую сопку... Но нет, он засел в живом скоростном потоке плотно, словно рыба в воде. Так же неспешно, плавно, как и взлёт, открылись закопчённые створки, втянулись в гондолы ноги с огромными, ещё горячими колёсами, следом — что уже можно увидеть лишь в бинокль — убрались закрылки и боевая машина легла в разворот. Теперь уже больше покачиваются крылья, ловя невидимые фонтаны воздуха, струящиеся снизу — но в этом не слабость машины, в этом её сила: упругим дюралевым скелетом словно гимнаст она сглаживает ухабы воздушного пути. Кажется невероятным, что такая тонкая, кажущаяся отсюда собранной из веточек металлическая птица может держаться в воздухе не хуже аиста, орла или ворона с их могучими широкими крыльями — но глаза говорят, что может!

А на исполнительном старте рвут воздух тридцать две лопасти ведомого, разгоняют птиц четыре слепящих глаза фар. В добрый путь на охрану мира!

Окончание http://proza.ru/2020/12/08/1682


Рецензии
Как все это знакомо, служил одно время в 41ИАП на аэродроме Постовая в Советской Гавани, Монгохто там рядом, несколько раз бывал там по служебным делам и все это видел. А уж с земли идущий на эшелоне Ту-95 это вообще ощущение. Вдруг кажется, что-то легло на плечи, еще не звук, а только ощущение колебания, все в мире начинает странные покачивания и вибрации, но ухо еще не слышит, начинает звенеть посуда и окна и только тогда, на пределе слышимости, доносится с небес глас божий. Другого определения почему-то не находится. Этот рык, нарастающий и заполняющий все вокруг. Он достигает апогея и начинает стихать. Самолет давно улетел, но ощущение колебания пространства остается... Ох и могучая машина.
Р.С. Говорят, что все с этими самолетами сейчас плохо. Стремительно вырабатывается ресурс. Мой друг, специалист КБ Туполева в прошлом году ездил в Энгельс на предмет продления ресурса Ту-95. С его слов дела плохи, усталостные трещины, коррозия и прочие беды. Коки винтов, отдельная беда, трещины, а новые взять негде, на Парад занимали в Монгохто с Ту-142, сгоняли Ил-76, привезли, на параде слетали и назад отправили.... Наверное скоро увидим только в музеях, ветераны просятся на покой.

Виктор Баравков   10.10.2020 16:03     Заявить о нарушении
По-иному и не скажешь, именно ощущение колебания. Потом медвежий рык. А уж потом выйдешь на улицу, глянешь в небо - а там эта хищная птица, вроде издали мелкая, но накрывающая крыльями весь мир, рисует словно циркулем белую дугу. Без звука смотрится совершенно по-иному.

А коки винтов-то завод ещё может сделать, если поставить задачу. Коки у него хитрые - каждый из пяти частей, обтекатель втулки переднего винта и два разъёмных обтекателя на задний винт, каждый из двух половин. По секрету скажу, самолёт неплохо летает и без них, при мне на одной машине на взлёте разнесло неправильно стянутый обтекатель, побило лопасти, но экипаж даже не заметил, отлетал задание без замечаний, заметили только после посадки. Поди, если снять все четыре, то расход вырастет на процентик да раньше растреплются провода обогрева винтов...

Иван Варгатый   10.10.2020 20:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.