3. Размышления внука

          Пока дедушка работал в своей яме и сомневался, идти или не идти в открывшуюся пещеру, Татьяна Ивановна с внуком читали замечательное произведение Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Когда в третьей роман-сказке «Незнайка на луне» они дошли до спора о том, полая луна или не полая и почему она не вращается вокруг своей оси, а всегда обращена к Земле одной стороной, Илюша сказал бабушке:

          - Бабушка, а я знаю, почему Луна повёрнута к нашей планете всегда одной стороной.

          - И откуда же у тебя такие глубокие знания? – спросила Татьяна Ивановна.

           - Да просто по-другому и быть не может. Если Луна полая, а очевидно это действительно так, и всегда находится к Земле одной стороной, а это мы видим ежедневно, даже без специальных приборов, то пустота внутри Луны размещена не по центру, а с одной стороны от центра. Сторона Луны, где находится пустота, будет намного легче заполненной стороны. Правильно баба?

          - Наверное, правильно, - ответила Татьяна Ивановна, поражённая трезвыми рассуждениями шестилетнего ребёнка.

          - Тогда, по законам гравитации, тяжёлая часть Луны должна притягиваться к Земле сильнее, так баба?

           - Очевидно, так, - ответила женщина.

           - Ну, а раз так, то и Луна вовсе не должна относительно Земли вращаться. Правильно я говорю?

           - Наверное, правильно. А вот, Илюша, если луну как маятник на часах качнуть, то, что будет?

           - Яснее ясного, так и будет качаться как маятник, - ответил малыш.

           Этот разговор с бабушкой и весёлые приключения малышей на Луне из этой замечательной книги хорошо запомнились Илье. Он часто вспоминал эту беседу с бабушкой и про себя в своей детской голове решал сразу несколько задач.

           Первая задача. Как можно раскачать Луну? Какими такими средствами. Руками-то её не раскачаешь. А может попробовать магнитами. Да где такие магниты найдёшь, а сколько энергии при этом надо затратить? А если перекачаешь? Так она может и вовсе раскрутиться. И будет крутиться, а мы сможем рассмотреть не только одну сторону Луны, но и вторую. А кто сможет рассчитать нужное количество энергии?

           Вторая задача. Если действительно способ раскачать Луну он найдёт, то где взять огромную сумму денег, чтоб его осуществить? Дедушка говорил, что все стоит денег, даже вода в доме и свет, и одежда, и всё, всё. Ну, а на раскачку Луны, потребуется, конечно, огромнейшая сумма.

          Третья задача. А какое влияние это окажет на Землю? Что станет с Землёй? Как перенесут качание Луны люди и звери. А птицы, многие из них ориентируются по луне, а она качается. Вот умора.

          Так часто думал Илья, и мысли его постепенно выстраивали ту колоссальную задачу, которую он себе постепенно ставил.

          Вечером, когда легли спать, Илюша попросил дедушку рассказать ему о Луне, которая, кстати, ярко светила в окно. Но дед сказал, что он сегодня не готов, а когда подготовится, тот обязательно все расскажет и ничего не скроет.

          - Тогда, дедушка, расскажи мне о птичках? – попросил внук.

          - Да что это ты сегодня такой любопытный стал? И почему про птичек хочешь послушать? – уж не заболел ли ты, - заволновался дед.

          - Нет, не заболел. Просто бабушка разговаривала с соседкой и та сказала, что птиц, практически, совсем не стало в нашей местности. И я не вижу. А где они сейчас, на север улетели? – спросил Илья.

          - Нет, Илюша. В мире всё взаимосвязано. Действительно, у нас здесь было очень много птиц. Но человек вмешался в природу и, как слон в посудной лавке, натворил немало бед. У нас в Анапских плавнях было много комаров, и мы стали их ежегодно травить, чтобы они не кусали нас людей, что бы нам было комфортно. Комары и мухи исчезли. А ласточки, стрижи, соловьи да воробышки питались комарами да мухами. Поэтому за ними исчезли ласточки и стрижи. А соловья ты хоть раз слышал?

          - Нет. Не слышал, - ответил опечаленный внук.

          А дед продолжал, - мы с бабушкой любили слушать весной соловьёв. Уйдешь, бывало, в лесополосу и наслаждаешься их чудесным пением. И кукушки были. Куковали они так «Ку-Ку, Ку–Ку» Молодые люди по вечерам слушали эти птичьи песни, знакомились, влюблялись и женились. Птицы помогали людям создавать семьи и рожать детей. Раньше крыши домов были камышовыми. В крышах и под деревянными подоконниками гнездились воробушки. Сейчас крыши и наружные подоконники стали делать из жести. Воробышки же глупые и стали они гнездиться под этими металлическими листами. А летом у нас очень жарко, жесть сильно нагревается, вот они все и поджарились. Некоторые люди собирали таких воробушков и выхаживали их, но мало выходили.

          Вот ты вечером попил водички из бутылочки, а куда пробку дел? – спросил дед.

          - А зачем она нужна, выбросил, - ответил Илья.

          - Выбросил…, а пластмасса то легче воды, твоя пробочка с дождевой водой уплывёт и попадёт, в конце концов, в море. А там её чайка, утка, лебедь или баклан съест. А может быть и рыбка, какая, или другое морское животное проглотит. А пластмасса в желудках зверей и птиц не перерабатывается, а накапливается. И, когда у них этих пробок или другого пластика в желудке накопиться много, животное или птица погибнет.

          - Я всё понял. Больше не буду пластиковые пробки выбрасывать, - совсем расстроился внук.

          - И правильно сделаешь. Но ты один мало можешь вреда природе нанести, а если таких как ты много, то и вреда будет много. А есть люди, которые специально вред природе своими действиями наносят. Вот, например, на днях один депутат из Санкт-Петербурга на охоте убил сто семнадцать зайцев, да ещё хвастается этим, вот, мол, какой я ловкий, столько зайцев убил. А на самом-то деле он всех зайцев в том месте выбил. Кстати, в нашем крае в этом году группа чиновников убила за один только день 180 зайцев. Как ты считаешь, сколько лет надо, что бы в этих местах снова зайцы появились?

          - Наверное, целый год. Правильно деда? - предположил внук.

          - Да нет, не год, а лет десять, если их не будут выбивать постоянно, - подумав, ответил Владимир Ильич, и продолжил. - А китайцы у нас на Дальнем Востоке что творят? Только за последние двадцать лет, я знаю, с десяток случаев, когда китайцев ловили на границе. Они в рюкзаках выносили до ста двадцати медвежьих лап. Медвежьи лапы у них ценятся в кулинарии. Сколько надо убит медведей, что бы было сто двадцать лап? – задал задачку дед внуку.

          Илья призадумался и ответил, - Тридцать, наверное.

          - Правильно подсчитал, - ответил довольный дед, и погладил внука по голове.

          - Вот и выходит, что человек и природа – враги. Человек уничтожает природу, а природа за это ему мстит. У нас уже совсем исчезли верблюды, волы, ишаки, ослы, лошаки, овцы, козы. Совсем мало осталось коров, лошадей и свиней. В полях меньше стало зайцев и шакалов, лис и волков. В лесу уже давно нет медведей и зубров. В море резко снизились запасы рыбы и животных, совсем мало осталось дельфинов, исчез морской тюлень Монах. Последнего тюленя видели в 1986 году. Что-то мы сегодня о грустном да грустном. Давай спать, - и дед закрыл глаза.

          - Нет, дедушка! Ты мне сегодня еще сказку не рассказывал, - возмутился Илья.

          - Мама сказала, что ты новый стишок сочинил, так что сначала ты прочитай стишок, а потом я сказку, - предложил Владимир Ильич внуку, и тот начал: - Я назвал свой стишок «Кто где спит»

Бурый медведь спит в берлоге,
Рыжая белка - в дупле,
Суслик в уютной норке,
Матросы - на  корабле.

Старый кот спит на тёплой крыше,
И снятся ему проворные мыши.
А что же может сниться коту,
Если он впал в приятную дремоту?

Солнышко спит в океане,
Как в огромном стеклянном стакане,
Надёжно укрывшись волной
По очереди с бледной луной.

Ласточки спят в гнезде,
Которые строят везде.
Лягушки - в мокром болоте,
Часто на толстом бегемоте.

Котёнок - у мамы под пузом,
Жучок под спелым арбузом.
Котёнок у мамы сиську сосёт,
Жучок - арбузную корку грызёт.

Комарик спит под листочком.
Муха – под белым платочком.
Маленький брат – с плюшевой ламой,
А я хочу спать только с мамой.

           - Молодец, замечательный стишок сочинил. А на чём мы вчера остановились? Напомни, - взмолился Владимир Ильич.

           - А царь с послом сидят за столом, - подсказал Илья, а дед продолжил,
- А рядом ты глянь-ка, царевна, да нянька…….

           Вскоре внучок закрыл свои замечательные глазки и сладко засопел своим чудным носиком. Спи сладко, малыш.


Рецензии