16. Ребенок. Как начиналось творчество?

Поскольку мое Я есть не что иное, как информация, записанная в моем мозгу, постепенно пополняющаяся и обновляющаяся в течение жизни и исчезающая как таковая после моей смерти, интересно было бы рассмотреть период жизни человека,  когда эта информация имеет минимальный объем, т.е. детство.
По сути дела, человек рождается, вообще не имея никакого Я, но как только он появляется на свет, информация об окружающей его действительности начинает постепенно накапливаться и обрабатываться в мозгу. В ходе этого процесса наблюдаются естественные реакции на внешние раздражители: сначала на уровне рефлексов, затем – более сложные и осознанные. Страх рождается вместе с человеком. Первым (и едва ли не самым мощным) психотравмирующим фактором для человека является само рождение. Сам факт внезапного извержения из теплой, темной и уютной материнской утробы в холодный, яркий и огромный мир потому наиболее вреден для новорожденного, что они ничем, кроме крика, не может защитить себя от экзистенциального ужаса появления на свет. Лишь инстинктивным криком новорожденный способен выразить свой протест против столь резкой смены обстановки. В первые месяцы жизни человек фактически беспомощен перед грозной и непонятной действительностью, в которую он оказывается ввергнут помимо своего желания. В дальнейшем как защитная реакция включается способность к творчеству. В этом отношении чрезвычайно интересно и поучительно наблюдать за маленькими детьми, ибо именно они являют нам наглядный пример того, как человек (и человечество в целом) вступают в процесс творчества и как творят иллюзии, чтобы оградить свою психику от постоянно травмирующей ее действительности. Вынужденный существовать в большом, непонятном и враждебном мире, ребенок буквально на глазах создает для себя защитные иллюзии в процессе творческой игры, чтобы сделать этот мир хоть чуточку объяснимее и предсказуемее. Маленький человек создает всевозможные ритуалы, на ходу придумывает несуществующих чудищ, персонифицируя свои страхи, и одновременно изобретает способы, чтобы их победить. Мир ребенка населен всевозможными добрыми и злыми существами, поначалу имеющими вполне конкретный облик и лишь со временем  обретающими более расплывчатые черты. Ролевые игры помогают психике ребенка вырабатывать определенный иммунитет против враждебного, пугающего мира. Он нуждается в нем так же, как нуждался первобытный человек, еще ничего не знавший о мире, в котором жил. Экзистенциальный страх фактически непобедим, с персонифицированным же страхом всегда можно договориться, ублажить его какой-либо малой жертвой во имя сохранения большего. Грозные, кровожадные боги первобытных людей и бабки-ёжки маленького, боящегося темноты ребенка – явления одного порядка. Как ребенок оставляет бабке-ёжке на ночь какое-нибудь лакомство, чтобы та не задушила его во сне, так и первобытный человек приносил в жертву созданным им же самим богам своего ближнего, чтобы они во сне не задушили все племя. В обоих случаях процесс творчества начинается практически с чистого листа, но чем сложнее накапливающаяся в мозгу человека информация и чем больше ее объем, тем более сложные и громоздкие ритуалы и образы создает его воображение в процессе творчества, и так, очевидно, может продолжаться до бесконечности, ибо, воистину, чем больше я знаю, тем меньше я знаю и кто умножает знания, умножает скорбь.
Всё, что выходит за рамки материализма, есть творчество.


Рецензии