Сколько лиц у правды?

"Правд на свете ровно ТРИ. Первая правда факта - человек сделал добро другому.
Вторая - правда отражения этого факта в сознании получившего это добро: сделавший мне добро - хороший человек. Третья - правда отражения этого отражения: сволочь он, сделавший мне добро, потому что он сволочь. Все три правды живут на равных в тугом переплетении. Этот мой отклик - вторая правда, а восприятие отклика всяким, его прочитавшим, будет третья правда. И так далее." ( Анатолий Вылегжанин ) - отклик на
http://proza.ru/2019/04/22/1936.

И ведь в самом деле, мало того, что правда у каждого своя, так ведь она и не одна у человека, да ещё и каждая как-то воспринимается другими людьми, отражается в их сознании вовсе не одинаково и далеко не однозначно. Ведь если вдуматься, что такое правда - это соответствие действительности чего бы то ни было. О чём бы ни шла речь, но правда, как и неправда, исходят от человека, от его восприятия этой самой действительности.
Выходит, как ни крути, правда - это человек, его мнение, его восприятие. Каждый отдельный человек имеет не одно мнение, а множество по самым разным вопросам.
И если он в них искренне верит, то для него все эти мнения, подкреплённые верой, являются правдой.
Но для того, чтобы отношение, восприятие, отражение чего-либо стали очевидно правдивыми, истинными для многих, а то и вообще для всех, их нужно ещё доказать, пройдя проверку временем и испытанием верой остальных людей. А это не так-то
и просто. Потому что, мало того, что все люди разные и по-разному относятся ко всему на свете, но они ещё и противоречивые существа: сегодня для них является правдой одно положение, а через некоторое время - прямо противоположное, причём и тогда и потом
они искренне верят с эту самую свою правду, которую, может быть, выстрадали своей жизнью, а может быть, восприняли на веру от других.
 
К тому же и сам человек - существо не такое уж и простое. Помимо внешнего облика,
по которому о нём судят окружающие, помимо его поступков и высказываний, у каждого есть свой собственный внутренний мир, который называется душой. И этот мир далеко неоднозначен, он многолик, он многогранен и часто непонятен не только окружающим,
но и самому человеку. И потому те правды, которые он в себе содержит, и те, которые воспринимает, отражая правды других людей, имеют множество лиц...

Для наглядности, можно рассмотреть в качестве примера один показательный фильм, вышедший на экраны в 1966 году. Фильм гениальный, по своей сути. Снятый по гениальному сценарию Эмиля Брагинского в соавторстве с гениальным режиссёром Эльдаром Рязановым, с гениальной музыкой Андрея Петрова при гениальной игре актёров, занятых
во всех ролях, от главных до эпизодических.
Фильм - так называемая лирико-драматическая  криминальная комедия под названием "Берегись автомобиля!"
В чём гениальность этой картины? В том, что создатели данного шедевра остроумно,
легко, весело, однако со всей серьёзностью, но без пафосно-лозунговой назидательности, очень характерной для того периода, глубоко зачерпнули в поисках ответов на философские вопросы, поставленные перед человечеством ещё со времён Шекспира, касательно сути человека - противоречивости, неоднозначности, многоликости его души.

Главный герой фильма Юрий Деточкин в исполнении Иннокентия Смоктуновского, на первый взгляд ничем не примечательный "простой человек", как любят у нас говорить о рядовом обывателе. Нескладный, скромный, словно бы стесняющийся сам себя страховой агент.
Таким видят и воспринимают его окружающие. Это один его лик - внешний, очевидный всем. Он добрый, внимательный, искренне любящий и свою старенькую маму и свою женщину Любу, работающую водителем троллейбуса, - это другой его лик.
Но Юрий ещё и человек творческий, талантливо проявляющий себя в роли Гамлета на подмостках самодеятельного театра, "замахнувшегося на Вильяма нашего Шекспира"... 
И кроме прочего, Деточкин "отражается" в глазах друга, такого же актёра-любителя милиционера Максима Подберезовикова, как человек честный и порядочный.
Однако всё это далеко не весь спектр правды, казалось бы, "простого человека".
Добрый, скромный, честный... Но имеется ещё один неожиданный лик его души - на самом деле это коварный, изобретательный преступник; страховой агент, который
умудрялся воровать автомобили своих клиентов таким образом, что не оставлял после себя никаких зацепок для милиции, никаких следов. Вычислить этого вора не представлялось никакой возможности для следствия, чем и поделился со своим другом следователь-милиционер Максим Подберёзовиков, роль которого сыграл Олег Ефремов. И что же, оказывается, что Юрий Деточкин - такой хороший, добрый, честный человек обманывал?
И все представления о нём у окружающих людей - никакая не правда, а самая настоящая ложь?
Но нет, не спешите выносить герою свой приговор. На самом деле с этим человеком всё обстоит гораздо сложнее. Ничто в нём не ложь, всё - самая настоящая правда. Ибо помимо того, что Юрий Деточкин очень хороший, добрый, талантливый, являющийся одновременно преступником...и в то же время кристально честный человек с обострённым чувством справедливости. Ему претит фальшь, которую он наблюдает в окружающей жизни. Будучи страховым агентом, Юрий видит, как некоторые представители общества, жульничая, наживаются на обмане людей. Находя это явление великой несправедливостью, Деточкин решил, что должен бороться с этим уродливым явлением. Но как бороться в одиночку?
Вот он и придумал как: воровать автомобили у жуликов, а вырученные деньги перечислять в детские дома. Причём, как выяснилось, перечислял всё до копеечки, не оставляя для себя ровным счётом ничего.
Таким образом, явное противоречие налицо: с одной стороны, добрый, честный, справедливый человек, а с другой - он всё-таки преступник, занимающийся
противозаконной деятельностью. С такой дилеммой столкнулся Максим Подберёзовиков, когда наконец ему стала известна вся правда о Юрии Деточкине. Понимая, что его друг очень хороший человек, и всем сердцем сочувствуя ему, как милиционер, как следователь
и честный слуга закона, Максим, раздираемый чувством долга и справедливости потерял покой. Такое отражение получили все лики правды друга в сознании Подберёзовикова.
С одной стороны, поддерживая преступника-угонщика, он как бы встаёт на сторону жуликов
и проходимцев, которые ему и самому несимпатичны; да ещё таким образом предаёт
своего друга, очень хорошего человека. А с другой стороны, поддерживая Деточкина, он поощряет нарушение закона и сам нарушает закон, поступая нечестно, возмущая тем самым чувство своего профессионального долга. Правда и ложь переплелись в один противоречивый клубок. Вроде бы, с одной стороны, Юрий честный человек и делает доброе дело, а с другой стороны, поступая противозаконно, он сам становится на одну доску с теми, кого осуждает и наказывает.
В конце концов, чёрт его попутал, и он по ошибке украл машину не у взяточника, а у
честного профессора.
В итоге фильм проповедует извечную истину - Божью заповедь, общую для всех людей:
"Не укради". Ибо все оправдания, все объяснения и оговорки есть ложь всегда, какою бы правдой её себе не представлял человек. Истина эта оказывается единой для всех - и для грешников и для праведников, и для воров и для тех кто борется с ними. Она высказывается в фильме в шутливой форме устами актёра Анатолия Папанова в роли тестя
несчастного жулика Димы Семицветова, сыгранного Андреем Мироновым: "Тебя посодют,
а ты не воруй!"
Фильм заканчивается тем, что Юрий Деточкин, отбыв наказание за свои преступления, явился к Любе (Ольге Аросевой), сидящей в водительском кресле за стеклом своего троллейбуса: "Здравствуй, Люба! Я вернулся!"
А в ответ её глаза светились одной-единственной правдой любящей женщины: она его ждала, для неё он дорог такой какой есть, со всеми его правдами и неправдами - нескладный, скромный, добрый, честный, справедливый, талантливый человек, некогда преступивший закон, но тем не менее - любимый. Таким отражением явились в глазах любящей женщины все лики противоречивой души этого "простого" человека.


Рецензии