Эклектика весенней рефлексии. Мнение дилетанта, 10

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
(А.С.Пушкин. «Зимний вечер»)
               
1. Предисловие.

Очередное, десятое. Если вообще: «история (...) ничего иного, кроме политики, опрокинутой в прошлое, не представляет», то, представляемая в десятом, хотя несколько другая «история», тем не менее, «опрокинута» в прошлое, настоящее и, возможно, в будущее – по мнению дилетанта.

2. Эклектика.

Весна – это утро года, лучшее его время в средней полосе России. Лучшее время весной – это майское утро.
* * *
Английский художник-сюрреалист и писатель Десмонд Джон Моррис, защитивший в Университете Оксфорда диссертацию «Репродуктивное поведение десятишиповой колюшки» и получивший за неё степень доктора наук, издал несколько книг, в т.ч. «Голая женщина» и «Голый мужчина».

Во Введении к первой автор предупредил любопытных читателей: «Эту книгу можно назвать путеводителем по женскому телу. Это отнюдь не медицинский труд и не лабораторный анализ психолога, а зоологический портрет, прославляющий женщин такими, какими они являются в реальный мир, в их естественной среде.
Каждая женщина обладает прекрасным телом – прекрасным, поскольку в нем воплотился блестящий итог миллионов лет эволюции. За этот период оно подверглось поразительным корректировкам и тонким усовершенствованиям, благодаря чему стало самым замечательным организмом на планете. Тем не менее в разные эпохи и в разных уголках мира женщины пытались еще более усовершенствовать свое тело с помощью тысячи различных способов. Некоторые из этих ухищрений вызывали приятные ощущения, некоторые причиняли боль, но цель у них была одна – сделать женское тело еще красивее».

Во Введении ко второй Десмонт отметил, что «Настоящая работа представляет собой естественное продолжение книги «Голая женщина»... Единственное важное отличие состоит в том, что ... добавил главу о сексуальных предпочтениях.
В работе над книгой,.. неоценимую помощь ... оказала моя жена... Подозреваю, что определённым образом это связано с темой книги».
При этом надо заметить, что Десмонд – зоолог, а также то, что и мужчина, и даже женщина у людей несколько отличаются от «десятишиповой колюшки», но это не относится, возможно, к их «репродуктивному поведению» ...
* * *
В романе французской писательницы Франсуазы Саган описаны эпизоды взаимоотношений женщины и мужчины, но в восприятии и представлении женщиной и мужчиной – отдельно, каждым по своему, как это ими виделось.
За 10 лет до смерти Саган от лёгочной эмболии в 2004 году газета «Известия» опубликовала интересный очерк Юрия Коваленко под названием фразы писательницы: «Я обожаю делать глупости».
Прославившись в 19 лет своим первым романом, за который получила 5 миллионов франков от издателя, Франсуаза Саган впоследствии рассказывала: «Я пишу инстинктивно, как живу или дышу. Не стремлюсь к какой-то литературной новизне или смелости». И оценила свои способности так: «Пруст – гений, а я – талант... Больший, чем принято думать, больший, чем у девяти десятых пишущих людей».
* * *
В 1972 году на экраны вышел польский фильм «Анатомия любви»...
О психологии взаимоотношений женщины и мужчины, которые меняются местами в чувстве от равнодушия к ревности.
* * *
Менее известны индусские трактаты брахмана Каляна Малла об «образах любви» - Ананга Ранга(Лестница любви) или Камаледхиплава (Лодка в море любви) - «Ветки персика», чем «Кама сутра» Ватьсьяяны (полное название - «Ватьсьяяна кама сутра» («Наставление о каме, принадлежащее Ватьсьяяне»), индийского философа и учёного Малланаги Ватьсьяяны (о котором говорят, как об аскете-молчальнике), хотя первые – это XV-XVI, а второй - III-IV в.в.н.э.
В массовой культуре более обращено внимания на раздел о сексуальных позах. «Камасутра» называет секс «божественным единением». Ватьсьяяна полагал, что в сексе нет ничего предосудительного, но сочетаться в нём легкомысленно - грешно.
Значительная часть текстов обоих произведений посвящена общей философии и психологии взаимоотношений, наставлениям по ухаживанию, жизни в браке, внебрачных отношениях. Говорится о том, как быть хорошим гражданином, о взаимоотношении мужчин и женщин.

Так Кама сутра состоит из 800 стихов, расположенных в 7 разделах:
1. Общий (5 глав) – о любви вообще и - в жизни человека.
2. О любовном соединении (15 глав) – анализ поцелуев, предварительных ласк, оргазма, сексуальные позы, оральный секс, парафилия и ситуации треугольника (семьи втроём – муж, жена и любовница мужа).
3. Об обращении с девушками (9 глав) – ухаживание и свадьба.
4. О замужних (8 глав) – об отношениях в семье, о поведении жён.
5. О чужих жёнах (10 глав) – об обольщении.
6. О гетерах (9 глав).
7. Наставление (6 глав) – очарование окружающих и восстановление влечения.

В «Ветках персика», кроме описания сексуальных поз, говорится следующее (и это знаменательно):
«Жeлaющий жить имeeт тpи цeли:
Пoзнaниe, Любoвь и Стяжaниe бoгaтcтвa.
Пepвaя чacть жизни пocвящeнa пoзнaнию. Втopaя чacть жизни пocвящaeтcя любви. Тpeтья чacть пocвящaeтcя cтяжaнию бoгaтcтвa.
Тpи иcтoчникa имeют влeчeния чeлoвeкa:
Дyшa, Рaзyм и Тeлo. Влeчeниe дyши пopoждaeт дpyжбy. Влeчeниe yмa пopoждaeт yвaжeниe. Влeчeниe тeлa пopoждaeт жeлaниe. Сoeдинeниe тpex влeчeний пopoждaeт любoвь.
Кaкoвы нacлaждeния любви? Двa нacлaждeния дyши - пpичинeниe и тepпeниe. Двa нacлaждeния paзyмa - влeчeниe и oтдaвaниe. Тpи нacлaждeния тeлa - кacaниe, тpeниe и вcacывaниe. Тpи дoпoлняющиx нacлaждeния - вкyc, зaпax и цвeт.
Кaкoвo cocтoяниe, вeдyщee к любви? Нaпpяжeниe и cтpacть. Кaкoвo cocтoяниe пpoизвoдимoe любoвью? Облeгчeниe и нeжнocть».

3. Рефлексия.

Почему девушке уже со школьной скамьи (согласно правилам русской грамматики) – «уж, замуж, невтерпёж», а мужское население соглашается соответствовать этому правилу по достижению возраста своего «влечения» (хотя специалисты-акушеры утверждают, что у некоторых мальчиков прямо-таки при рождении есть признак этого «влечения»)?
Зачем и почему женщина и мужчина женятся?
* * *
Некоторое время тому преподаватель электротехнических дисциплин поведал дилетанту, что человек – это «животное пАрное», а от Эммануила Канта дилетант узнал, что человек это женщина и мужчина вместе. Из этого последнего философского посыла следует, если представить его буквально, что даже в дилетанте есть место женщине... Вот такая совпадения. Как сказал в своём Новогоднем спиче Мюнхгаузен: - До потери сознательности.
* * *
Сколько людей – столько мнений, в т.ч. «образов любви», как икон с ликом бога, как проекций самого понятия «любовь» на мозг, психику, психологию хомо сапиенс. (Над этим заявлением замужние девы здорОво повеселились, о чём позже поведал дилетанту муж одной из повеселившихся. Незамужние и те, которые не состоят в интимной связи с интернетом – не знают).
* * *
Когда-то в глубокой юности дилетант спросил человека, старшего по возрасту и опыту: «Зачем (или почему) люди женятся?» И этот человек ему ответил: «Чтобы вместе тянуть жизненную лямку»...
* * *
30.04.19 Дарья Златопольская (по второму замужеству) в прекрасном тёмном брючном костюме и на «шпильках» в телевизионной «Белой студии» (белой, как операционная) задавала вопросы одному из замечательных актёров советского кино (снялся в фильмах «Суд сумасшедших», «Коллеги», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», по образу и подобию которого в Лондоне установлен памятник Шерлоку Холмсу) о нём самом и его отце - прекрасном актёре.
Вот что он сказал Дарье Златопольской (пребывающей во втором замужестве) – не дословно, но по смыслу.
- Любовь – вещь односторонняя и она не вечна. (Дилетант здесь встревает со своим мнением: правильнее сказать - «образ любви», под которым подразумевается индивидуальное взаимоотношение женщины и мужчины. И этот «образ» для всех людей действительно не вечен, как справедливо заметил Вишневский: «Из всего вечного самый короткий срок у любви», при этом, кстати, он добавляет: «Для мужчин конец любви - это всего лишь конец любви. Для женщин это часто конец жизни», но для дилетанта второе мнение Вишневского спорно).
И в тоже время - это совсем не то, что раздевшаяся для Распутина, лежащая перед ним голая холодная красавица – молодая жена князя Юсупова. С точёной фигурой мраморного тела, как у бесподобной Галатеи. И «... раздета не для сна», как сказал Есенин. Потрясающая «до потери сознательности», как обязательно сказал бы правдивый Мюнхгаузен. Но от которой отказался вдруг(?) Распутин, которую не пожелал, хотя он требовал её от князя, и тот её отдал... И дилетант отказался бы возможно, т.к. ему нравятся блондинки. Однако, не в том причина, как и  вожделение Распутина что-то другое остановило. Что и почему?

Конечно, по унаследованному от Адама, благоприобретённому им инстинкту, мужчина смотрит «с вожделением», как сказал Аркадий Варламович в «Покровских воротах», и на одетую женщину. Но тем человек и отличается от самца-«друга человека», что впереди человеческой физиологии к другому «другу человека» - девушке - как определил её товарищ Саахов в «Кавказской пленнице», впереди физиологии ставится психология. Дилетант полагает, что именно она, психология остановила физиологию Распутина перед голой и готовой к соитию великой княжной – племянницей императора ослепительной и невинной Романовой Ириной Александровной - женой графа Феликса Сумарокова-Эльстона - последнего из князей Юсуповых. (Однако, как полагает дилетант, не остановило бы Сиьвио (не Берлусконе - он в госпитале) – это не его «уровень» - исходя из его сакрального в цинично-откровенном нетрезвом посыле: «Мы получили наслаждение с одной дурой - и пошли к другой женщине... Это уровень инстинктов»).
* * *
Психологичный Вишневский согласен в том, что женщина для мужчины – это само по себе уже афродизиак.
Женская физиология также, пожалуй, не требует доказательств. Но - добавляет Вишневский, имея в виду женскую психологию:«Женщина хочет лечь со своим избранником в постель и делает это не только потому, что так хочется ему.
И когда он наконец с тобой, хоть ты уже совсем раздета, ты хочешь - для него - раздеться еще больше». Женская психология парадоксальна, но по Вишневскому парадоксален и мужчина в своём «образе любви» к той, что выбрала его: «... так отчаянно тоскую по тебе, что мне хочется плакать. И я не уверен, то ли от этой печали я так тоскую, то ли от радости, что я могу тосковать».
Очевидно, что в отвергаемой многими идее «образа любви», как проекции на мозг человека понятия «любовь», обязательно присутствует физиологическое чувство (либидо, желание), но «образ» усиливает или даже создаёт это чувство априори.
* * *
Наблюдательный Вишневский пишет о «современном развитии типографского дела»:
- В Интернете каждый хочет найти кого-то красивого, обворожительного, парадоксального, не похожего на других, незаурядного человека. То есть такого же, как он сам. А если при этом он еще чувствует себя одиноким, то идет на такую встречу в Интернете, как на свидание с членом элитарного клуба или общества красивых людей.
* * *
Но дружба – продолжил размышление актёр в разговоре со Златопольской – не такова, как любовь. Развивая его мысль, можно добавить, что дружба может закончиться только в двух случаях: смертью одного (но не для остаюшихся его друзей) или предательством (враг может убить, но не предать, предаёт друг, потому, кстати, невозможна дружба женщины и мужчины – это противоестественно для обоих, при этом в подоплёке имеет место очередной «образ любви»). И предательство друга – это трагедия, как для женщины – конец «любви».
Потому, может быть, и живут мужчины короче, чем женщины, потому как выше организованы, более ранимы, их психология тоньше, болезненнее восприятие действительности ...
Вообще говоря: "жизнь по преимуществу печальна, а потом сразу умираешь"...


Рецензии