Пять кило шоколада. Педагогическая поэма

Это пересказ реальной истории , но  без деталей .
Рассказ Стеллочки .
В начале войны мама отправила меня на пару месяцев в эвакуацию из Ленинграда . Думали что война скоро закончится нашей победой .И я с  группой около 100  детей была отправлена в село около Питера , но по дороге мы узнали что там уже немцы и нас отправили в другое место . Сообщить родителям было невозможно . Мама конечно искала нас , она работала главным психиатором Северного морского флота и связалась по телефону с молодым летчиком , который должен был ехать в город куда стекалась вся информация об эвакуированных , Ни встретиться , ни передать что-то  она не могла . Этот молодой летчик , Михаил Иванович , нашел информацию обо мне и оказалась что наш детский дом находится недалеко  от него . Он был со своей группой молодых летчиков , которые только собирались начать службу на севере .Это было  15 мальчишек около 18 лет . Их ожидала служба за полярным кругом , в условиях полугодовой ночи . ОТ таких условий и северного сияния многие в простом смысле получали психоз . НЕ каждый был способен вынести эту специфику , а времени на привыкание не было . И им дали по 3 плитки американского горького шоколада на брата . И все эти мальчишки добровольно отдали весь свой запас мне ! ПОлучилось почти пять кило шоколада ! И с этим бесценным грузом он приехал навестить меня .
У нас было мало времени на разговор, он спешил вернуться и  по дороге зашел к директору и передал для меня весь этот запас . Конечно мы делили на всех .Нас была группа человек 60 и несколько дней каждый получал по дольке . Что мы чувствовали - наверно не надо объяснять .
Прошла война . Я уже работала в детском доме , была замужем  , сыну было  6 лет . Однажды гуляя в парке я увидела слепого . У него было страшно обезображенное лицо - не было носа , грубые рубцы покрывали лицо . Что то заставило меня остановиться . -Извините, а вы случайно не Михаил Иванович ?
-Да , а вы кто ?
-А я та самая девочка , которой вы в начале войны привезли шоколад !
- Ой , забыл ваше имя , оно у вас редкое !
 - Стелла !
Мы обнялись . -А это мой сынок Саша ! Мы вам так благодарны , никогда не забудем вашу помощь и ваш чудесный горький шоколад ! Ну как вы живете ?
- Живу как-то . Жена от меня ушла . Поселилась со мной дальняя родственница , заботится обо мне , но теплых родственных отношений нет . А ваша мама работает ?
-Да она осталась главным психиатром Северного флота и папа тоже психиатр но другого направления .
- Мне нужна их помощь . Я давно не сплю , стоит перед глазами северное сияние и лишает сна.
Я пригласила его в гости . Семья ему была конечно рада . Постарались помочь чем могли . И работу предложили . Но на заводе от общества слепых он не хотел , тогда мы нашли ему на парфюмерной фабрике .Там нужен был человек с отличным обонянием , а у Михаила Ивановича после потери зрения утончился нюх . И ему там были очень рады . Потом родители нашли ему возможность сделать операцию по реконструкции носа . Он приобрел более сносный вид . И поскольку я работала в интернате , мы стали приглашать его в гости . Он был любимым другом и героем для мальчишек , его рассказы захватывали их и несколько человек впоследствии пошли в летные школы . Он любил приходить к нам с подарками . Мальчишки были безотцовщиной , и обожали его самого больше чем подарки и он их любил как родных .
 Умер Михаил Иванович легко . Слушал музыку и у него остановилось сердце .
ЕГо сослуживцев - мальчишек отдавших нам свой шоколад  - уже давно нет в живых . Пусть то что они недополучили при жизни - получат там , в вечности . Великие и светлые души . Такими людьми земля держится . Да благословит их Б-г всеми благами мира грядущего !


Рецензии