Европейская Пасха

В этом году мне удалось побывать на пасхальном богослужении в кафедральном Соборе Непорочного Зачатия Девы Марии в Москве.
Нас отвез знакомый, Андрей. Когда я вошел в Храм, там уже шло армянское пасхальное богослужение. Священник был похож на православного. Прихожане поздравляли друг друга. В конце службы всех окропляли святой водой, и мне попало. Потом армянская служба закончилась, свет погас и в Храме долго стоял полумрак.
Начали готовиться к русской службе. Волонтеры помогали прихожанам рассаживаться. Мы сидели в левом нефе, где места для мам с детьми и инвалидов. Пол-девятого началась служба. Как я узнал, огонь зажигали во дворе, от него огромную пасхальную свечу - Пасхал, а от этой огромной свечи огонь по свечкам как бы разлился огонечками по всему Храму. Это было похоже на звездное небо и очень красиво.
Первый час богослужения проходил в полумраке зажженных свечей. Священники, чтецы и певцы читали ветхозаветные пророчества об Иисусе Христе. Рядом с нами на лавке сидела молодая мама с любопытной пятилетней дочкой. « Мама, что такое милость Господня?» - спросил ребенок. Мама, я думаю, испугалась беспокоить тишину и молчала. «Мама, но это же важно, что такое Милость Господня?». Нет ответа. Чтение продолжалось. Ребенок задал третий вопрос: « Мама, кто такой Авраам?». Мама молча встала и они пошли к выходу. Было уже пол - десятого вечера. Мы так и не поняли, почему они ушли. Может, мама хотела на улице ей объяснить или потому что поздно.
Читали отрывок, как Моисей вывел еврейский народ из египетского плена через Красное море. Через эти чтения я задумался над значением слова «Пасха». Победа добра над злом. Красиво играл главный орган.
Наконец зажегся свет. Архиепископ епархии провозгласил: «Христос Воскресе». Поскольку в Храме долго стоял полумрак, народ ответил «Воистину Воскресе» не слишком бодро. Тогда он еще раз возгласил «Христос Воскресе!». Народ оживился. А на третий раз получилось уже совсем громко и бодро.
Потом началось торжественное Крещение катехуменов. Их было около десяти человек. Я вылез вперед, потому что из-за спин ничего не видно. Меня совсем маленьким крестили мои родители . Мне было меньше года, и потому я ничего не запомнил. Меня удивило, что катехумены готовились к этому событию в течение двух лет. У каждого крещаемого за спиной стоял крестный. Как я понял, в католической церкви взрослым людям тоже дают крестного. Каждому новокрещенному выдают зажженную свечу и белый покров в знак прощения грехов. Их крестил архиепископ в присутствии всех прихожан. Я думаю, это крещение они будут помнить всю жизнь. Потом им дали четки Розария и помазали миром. После этого служба еще продолжалась, но началась подготовка к Причастию и как-то все быстро прошло. Все закончилось пол – двенадцатого ночи, в Храме играл орган, на улице звонили колокола, все поздравляли друг друга. Такое ощущение, что я в другой стране побывал. Нам помогали добрые прихожане, спасибо им за это. В гостинице мы поели кулича и легли спать. Спать около Храма очень спокойно. Ночь проходит быстро. Спасибо о.Кириллу и Августине.
Наутро в гостинице было тихо. Лена узнала, что Крестный ход вокруг Храма не в девять, а пол - десятого.
Мы успели немного перекусить. Лена нашла, кто спустит меня вниз, и мы успели ровно в ту минуту, когда священники стали выходить из Храма. Было очень много народу, многие с пасхальной пищей для освящения. Но закончился Крестный путь как-то быстро.
Мы уже были на ночной службе , а Храм снова оказался забит людьми и мы решили прогуляться. Погода стояла пасхальная. Неожиданно на перекрестке мы увидели Хорхэ из Вербум Дэй. Он нес в Храм еженедельное Евангелие, потому что их община занимается чтением и толкованием Слова Божьего. Оказалось, ему тоже надо в магазин, а Лена знала, что недалеко «Пятерочка», где товары намного дешевле. Хорхэ отдал знакомому из храма стопку распечаток и вдруг пошел с нами. Мы очень обрадовались. По дороге пообщались и он нам помог. Хорхэ был приятно удивлен низкими ценами в Пятерочке. Лена сказала, что мы собираемся на лекцию по физике сегодня и у Хорхэ возникла идея сделать группу верующих физиков. Он показался нам легким в общении человеком. Утром я всегда пью кофе, поэтому в магазине мы его купили в одноразовых пакетиках за 12 рублей. Хорхэ долго, минут 10-15, возился у контейнера с одноразовой посудой для праздника Пасхи. На обратном пути он вез мою коляску и мы поговорили. Я узнал, что он из латинской Америки, из Венесуэлы. Я напросился приехать туда в гости как-нибудь, люблю путешествовать. Мы доехали до Дома Паломника. Для меня основным ярким событием утра воскресения оказалось общение с Хорхэ.
Прошло всего полтора часа, но было уже много людей, начинался праздник. Мы планировали позавтракать и к 12 дня попасть в Храм на Мистерию. Это театрализованное представление событий Страстной Пятницы, Великой субботы и Пасхи. Пока поели, пока все убрали, прошел час. Когда мы ехали обратно, у меня появилось ощущение, как будто я в Африку попал - шла пасхальная служба африканской общины. До начала оставалось пара минут. Лена от волнения даже английский вспомнила, и попросила африканцев спустить меня вниз. Они улыбались, радовались. Я поздравил их с Пасхой по-русски. У них были белые, яркие одежды. Мы с Леной, к сожалению, опоздали на Мистерию. Но успели на еще одну дневную Пасхальную службу.
Но на этот солнечный день наши планы еще не закончились. На Яндекс такси мы поехали к институту, где училась Лена. Там проходят общедоступные и очень интересные лекции по физике. По воскресениям раз в месяц лекции с опытами. В этот раз была тема «Электромагнитное взаимодействие».
У нас оставался час. Мы проголодались и решили пообедать. Как нарочно, заказали хинкали. Народу по случаю солнечного дня было много, хинкали готовили 40 минут и мы очень боялись опоздать. Но все успели, меня подняли на второй этаж, и в 16.15 началась лекция. В этот раз лектору Владимиру Сперантову помогал мужчина – Павел Ан. Мне запомнился опыт с 35- килограммовой гирей, которая удерживалась электромагнитом, но, когда ток выключали, с грохотом падала на стол. Еще понравился опыт, показывающий работу трансформатора. Вставленный в электрическую цепь гвоздь сначала быстро раскалился докрасна, а потом и вовсе расплавился. Видел искусственную молнию в электрофорной машине. Запомнился опыт, показывающий электромагнитную индукцию. На катушку с большим количеством витков, по которой шел ток, Павел надевал легкое алюминиевое кольцо. Оно сразу выстреливало под высокий потолок аудитории и падало почти рядом со мной, так что я про себя прозвал Павла «снайпером».
Мне очень понравился последний опыт. На оси внутри стеклянного корпуса закреплены легкие, свободно вращающиеся, пластинки, одни из которых – черные, другие – зеркальные. На них падал мощный поток света от лампы , зеркальные пластинки его отражали, свет падал на черные. Черные пластинки, как я понял, разогревались и вся система вращалась. Я правильно сообразил причину вращения - от нагревания черных пластинок, а не от давления света. Это подобно тому, как в солнечную жаркую погоду нельзя одевать черную рубашку. Будет очень жарко, потому что черный цвет поглощает тепло.
День оказался для меня насыщенным. Было два праздника, религиозный и физический, – в Божьем Храме и Храме науки. Мы быстро доехали на такси домой. Праздник оказался солнечным , настоящим пасхальным днем.


Рецензии