Ты - настоящая история

 У меня есть прабабушка. Моя младшая сестра называет ее старенькой бабушкой. Я уже большой, учусь в третьем классе, поэтому, обращаясь к ней, говорю ей: «Бабушка Лиза». Наша семья ходит к ней каждую субботу и по праздникам. Конечно, ведь мой папа – ее внук. Иногда, когда у родителей намечается какое-то мероприятие, нас, детей, оставляют здесь. Вот и сегодня – не исключение.
 - Старенькая, посмотри, какие туфли мне купили на выпускной в садике. Тебе нравятся? Розовые. Знаешь, почему? В тон платья. Оно тоже розовое. Мама всегда называет меня красавицей. А в этом наряде я просто принцесса. Обувь изумительна. Пригодится потом в школе в качестве сменки. У тебя какие туфли были куплены к первому классу?
 - Милая, с начала и до конца учебы я носила лапти. Заворачивала ноги в онучи. Не знаете? Онучи – обвертки. Длинные, широкие полосы ткани для обмотки ноги до колена. Оборачивала всю ступню и голень. На онучи – лапти, оборки – для закрепления. Так круглый год и ходили. Летом бегали босиком. Первые туфли у меня появились в 1950 году, когда я замуж выходила. Мой двоюродный брат Гена работал сапожником. Он никогда не выбрасывал оставшиеся от заказов кусочки кожи. Их накопилось много, хватило мне на туфли. Чудесные получились! Добротные. Приятные на вид, удобные для ходьбы.         
 - Ирина, заканчивай с девичьими вопросами. Бабушка, мне другое интересно. Дед говорил, что ты волков живых видела. Страшно ли было? В каком возрасте ты с ними встретилась?
 - Послушайте, ребятки! В 1943 исполнилось мне 12 лет. Считались почти взрослыми. С этого момента разрешалось управлять лошадьми и перевозить на них грузы; ухаживать за коровами и доить их. Однажды зимой выходим с фермы после дойки. И… заходим обратно. Здание было окружено этими хищными животными. Вой, лязг зубов. Так и заночевали на рабочем месте.
- Давайте награды смотреть! Раскладываем аккуратно все на столе. Всего 22. Бабулечка, мне нравится вот эта медаль серебристого цвета со звездой, серпом и молотом. Я сейчас сама прочитаю : «70 лет победы в Великой отечественной войне 1941-1945гг.»
 -Пойми, сестра, на лицевой стороне – изображение знака ордена Отечественной войны I степени. Бабуль, ты когда его получила?
 - Между нижними лучами звезды – цифры 1945 и 2015. В 2015 году и получила. А эта – моя первая медаль, которой я была награждена в 1946 году. На аверсе изображен портрет И. В. Сталина и текст: Наше дело правое. Мы победим.
- Наверное, приятно получить медаль в 15 лет. тут рядом еще коробочка   лежит. Документы какие-то. Попробую разобраться. Удостоверения. Можно открою? Бердников Аркадий Федорович награжден юбилейной медалью «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». На аверсе – памятник: советский солдат одной рукой держит девочку, немецкую малышку, которую спас от смерти; в другой руке у него – меч, опущенный вниз. Я знаю почему: Россия – за мир. Аркадий Федорович – наш прадед, которого мы не видели. Он умер.
- Дети, я трудилась в тылу во время войны, а муж сражался на фронте. Не дожил до сегодняшнего дня. Собираем ордена и медали.  Пойдемте пить чай.
- Старенькая, ты всегда припасаешь для нас сладости, но я заметила, что на столе всегда стоят сушки-баранки. Традиция какая-нибудь?
- Понимаешь, мы всегда жили бедно. Питались, прямо скажем, плохо. В военные годы приходилось печь лепешки из лебеды. А калачи пекла моя мама, ваша прапрабабушка, на продажу. Собирали деньги на новый дом. Нам, детям, когда дадут по одному, а когда – нет. Очень хотелось. Теперь уж я наелась ими досыта. Но покупаю всегда. Символом достатка они у меня служат.
- Фотографии будем смотреть? Обожаю вашу свадебную. Молодые и красивые. Давай считать детей.
- Виктор, Таня, Галя, Надя, Люба, Валя, Андрей – семеро. Внуков – двенадцать. Правнуков – 19, праправнуков – 3 на сегодняшний день. Представляете. Какая я уже древняя?
- Не древняя, ты – настоящая история!
 
       


Рецензии
Надежда, это действительно история! В истории жизни бабушки - история страны.
И моя мама (покойная) 4 года была на Ленинградском фронте в качестве санинструктора.
Всего доброго!

Светлана Шаляпина   10.09.2021 16:47     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отзыв. Приятно встретить единомышленника.

Надежда Райзе   22.09.2021 21:22   Заявить о нарушении