Размышления о воспитании подрастающего поколения

   Довелось мне с семьёй побывать на отдыхе в Тайланде . Привёз я из этой экзотической страны , кроме фруктов , виски и сувениров , массу впечатлений . За две недели увидел и узнал очень много интересного и необычного . Но особо меня поразил уровень воспитанности их детей . А точнее , контраст между поведением наших детей и тайских .
     Абсолютно удивительный факт - слоны в Тайланде получают пожизненную пенсию . Государство заботится об этих священных
животных . Пенсия , примерно такого же размера , начисляется и пожилым людям ( пенсионерам ) . Но есть ряд нюансов , по которым большинство стариков не пользуются этой подачкой правительства . Не выгодно . Их полностью содержат дети . В то время у нас , зачастую , наоборот , детки норовят вытряхнуть из стариков их жалкие крохи . Или даже живут на родительское пенсионное пособие целыми семьями . Яркий тому пример я увидел в одном из общежитий .
     В убогой комнатушке с семидесятилетней бабулей проживала внучка . Эта двадцатилетняя , сто двадцати килограммовая особа ни учиться , ни работать не желала . Сидела на бабкиной шее . Но покушать хочется повкуснее , да и телефон современный нужен . А как же ... И вот это оборзевшее существо однажды заявляет : " Баб , я нашла тебе работу . " Та , растерянно , отвечает :
" А зачем мне работа ? Я ведь пенсию получаю ." Но существо не унималось :
" Ты что , не понимаешь?! Нам же денег критически не хватает ! " Смущенная старушка продолжает оправдываться : " Ну я то пенсию свою заработала . Вот ты пойди и сама поработай . "  Существо пришло в бешенство : " Я работать !!!??? Да ты пякнулась !!! Да я лучше в переходах побираться буду ... " Вот и весь сказ .....
     В Тайланде же вызывало слезу умиления , когда видел , как совсем дряхлых стариков их дети и внуки привозили , приводили , приносили на радоновые источники и устраивали им лечебные процедуры . Не часто у нас встретишь подобную заботу о стариках и немощных .
     Как же воспитать таких  заботливых и порядочных  детей ? И что для этого нужно ? Ведь , самое интересное , в Тайланде детей до семилетнего возраста , то есть до отправки в школу , практически вообще не
воспитывают , ничего не запрещают . Для них просто не существует
понятий : нет , прекрати , нельзя , плохо .
     Зато среди школьников существует железная дисциплина . Слово педагога - закон . Видел своими глазами , как группа школьников , приехавших в аквапарк , была усажена на пол в холле при входе в парк . И пока преподаватели оформляли входные билеты , никто из них не пикнул и не вякнул : " Я пить хочу " , " Я в туалет хочу " ... И форма . Красивая , аккуратная , у всех одинаковая школьная форма . И только цвет у каждой школы разный . Да , есть не послушные , ведь дети - не роботы . Но наказание они сносят стойко : это запрет либо купаться со всеми , либо посещать какой-то аттракцион .
     Приятно поразило меня поведение местных подростков в общественном транспорте , при поездке на , так называемых , " тук-туках" . Вошла женщина с маленьким ребёнком, ей тут же освободили два места , чтобы  было удобнее разместиться с малышом . Чуть позже освободилось одно место ,
пассажир вышел , но никто из парней , уступивших женщине место , не занял его , так как стоя ехала девушка .
     А наши же мамаши своих десятилетних деточек готовы посадить себе и другим на головы , лишь бы их чадо ехало не стоя . После этого они , став взрослыми парнями , не уступают место ни старикам , ни женщинам и , уж тем более , девушкам , огрызаясь : " А почему я должен уступать ? " Потому что он этому не приучен .
     Слава богу , что не все такие невежи . Тем , кто не относится к этой категории , мои извинения и уважение ...
     Стал я как-то очевидцем неблагопристойной сцены в нашем общественном транспорте . На остановке в солон маршрутного автобуса вошли два парня и девушка , всем лет по пятнадцать - шестнадцать . Свободных мест оказалось всего два . И парни , без лишних слов , их тут же заняли . Девушке никто не предложил присесть , ну на крайний случай , хотя бы на колени одному из них . И девушка , схватившись за поручни . поехала стоя . Всем известно какие у нас дороги , и как ведут себя водители городских автобусов и маршрутных такси . Такое впечатление , что их
задача не в том , чтобы набрать как можно больше пассажиров и довезти их
безопасно в целости и сохранности , а от точки " А " в точку " Я " доехать первым . И вот наша девушка висит на поручнях , ели удерживаясь двумя руками и , по неволе , изображая из себя подобие не исправного маятника .
А парням смешно , они подшучивают над ней : " Ни фига , тебя колбасит !..."
     И какое , у такого будущего мужчины , будет уважение к матери , жене , а уж тем более , к дряхлому старику ? .
     А всё по тому , что родители внушают с рождения своим отпрыскам :
" Ты - принц . А остальные все плебеи ." Усиливают этот негатив в детских душах американские фильмы с их подростками - хамами . У них , видите ли , отец должен совершить героический поступок , чтобы заслужить уважение сына . А то , что он просто отец и уже этим достоин уважения , это как ?...
     Но мои размышления касаются не только юношей , но и девиц . Это особая каста населения по сути , которые воспринимают только себя и виртуальный мир . Наушники в уши и всё по..... .
     Иду с работы на остановку общественного транспорта, на встречу мне девица , лет четырнадцати , в ушах наушники , в руке телефон . Прёт прямо на меня . Тротуар узкий , не разойтись . Я осознаю , что если мы столкнёмся ,
её сорок килограмм от моих восьмидесяти отлетят , как пробка . Но она это не анализирует , прёт вперёд . Делаю шаг в сторону , чтобы избежать прямого столкновения . Но места оказалось не достаточно для безопасного манёвра , так как девица и не думала посторониться , и мы шоркнулись плечами . Она повернула ко мне перекошенное пренебрежением и возмущением лицо : " Ну Ты Чо?! " Рука так и потянулась врезать тумака по этой наглой морде . Потому что я не " ЧО " , а взрослый мужик и старше тебя более , чем на тридцать лет . Но она полагает : Королева идёт , плебеи должны разбегаться . Интересно , с родителями ты так же обращаешься ? Или дома за это сразу же получишь по зубам . А на улице можно . Чужой дядя не тронет , не имеет права . Ведь у нас в стране развернулась истерия на тему прав и защиты ребёнка . Наши дети быстро усвоили , что у них есть права и всюду этим манипулируют , забывая о существовании обязанностей , да и просто о порядочности .
     Очень тяжёлый осадок остался у меня на душе после посещения одного
из ПТУ нашего города ( ныне колледж ) . Идёт урок . Учительница объясняет тему . Сидит на задних рядах паренёк , развалился , ноги в проход , громко болтает и хихикает с соседом по парте . Учительница делает замечание :
" Соблюдай приличие . Сядь правильно и слушай тему ." В ответ : " Как
хочу , так и сижу . А ЧО ТЫ МНЕ сделаешь ?!"....  Да , она ничего сделать не может . Хотел я этого подонка выкинуть из класса , но преподаватель воспрепятствовала : " У нас так нельзя поступать с детьми ...." И до того эти
" школяры " распоясались , что , был случай , избили после уроков учителя труда за то , что он поставил этой группе тунеядцев двойки . Написать на них заявление в милицию запретила директор учебного заведения : " Нас не поймут . Если не можете справиться с детьми , значит вы не соответствуете занимаемой должности ..."
     Вот вам и программа защиты детей . Теперь нужно от них взрослых защищать , а особенно - преподавателей .
     Почему же в Тайланде дети без всяких программ и перегибов вырастают порядочными людьми , вежливыми и заботливыми ?
     Ещё одно событие оставило в моей душе неизгладимый след . Зашёл я как-то к товарищу по работе в гости . Он проживал в частном секторе . Войдя в калитку его владений , я замер от изумления . Шок сковал меня по рукам и ногам ... Через весь двор была протянута проволока . К ней на колечке пристроена цепь . Так обычно подцепляют сторожевых собак , чтобы контролировали конкретную территорию , но не выходили за её пределы . На другом конце цепи был пристёгнут мальчуган лет пяти . Так привязанный к цепи , как собачонок , ребёнок бегал по ограде , не имея возможности выйти за её пределы . Я , разумеется , обрушил шквал возмущений в сторону товарища , типа : " Ты что , не нормальный ?! Как так можно издеваться над собственным ребёнком ?! " " Ай нет " - парировал мои нападки отец мальчугана : " Это я ему жизнь спасаю . Он как только за пределами двора окажется , всё , пиши пропало : то из речки вытаскиваем , то под машину попадёт , то по всему посёлку ищем . Так то вот . А иначе никак ..."
     Так то оно , конечно , так . Оберегает родитель подобным образом своё дитя от напастей . Только я не думаю , что после подобного воспитания ребёнок станет заботливым , добрым и отзывчивым .
     И всё таки , что же нужно делать для ребёнка , чтобы в старости быть окружённым его заботой ? Чтобы он стал человеком ? Отпустить вожжи и всё дозволять ? Держать в ежовых рукавицах ? Или окружить его самого заботой и вниманием ? Воспитывать детей на собственных примерах ? Но эти примеры у всех разные . И не всегда положительные ...
     Еду вечером в трамвае . На передней площадке занимают двойную сидушку бабушка с внуком лет трёх-четырёх . Мальчик приятный и опрятно одетый сидит у окна , и бабушка ведёт с ним беседу :
- Сколько птичек на дереве ?
- Раз , два , три - считает он
- А какого цвета эта машина ?
- Красная - чуть призадумавшись , отвечает малыш .
- А по какому адресу ты проживаешь ?
- Улица Красноказачья , дом двадцать семь .
Ему не скучно , есть чем заняться , время проводит с пользой .
- Мы выйдем на следующей остановке и пойдём домой через парк , прогуляемся - объясняет бабушка .
- Ой-ой-ой ! Как же быть ? Это же так далеко ...
     Приятно было наблюдать за ними . Очень забавный и развитый ребёнок ...
     В том же вагоне трамвая , но на задней площадке разместилась другая бабушка с таким же пацанёнком . Ребёнку никак не сиделось на месте . То по салону пробежит , то с ногами на сиденье залезет и прыгает , с бабушкой громко огрызается . Весь извертелся , всех соседей ногами испинал . Все делали недовольные лица , но возмущений никто не высказывал . Тут подошла к ним кондуктор и делает замечание :
- Не надо по сиденью ногами топтаться , здесь потом другие люди сидеть будут .
- Иди на х.. , сука - выдаёт сопливый " вундеркинд " .
- Это что такое ?! - опешила кондуктор .
- Не обращайте внимания , он ещё ни чего не понимает - мило улыбается бабушка .
- Ну почему же вы позволяете ему подобное ?
- А мы воспитываем своего ребёнка по принципу : ничего не запрещать , чтобы не нарушить его психику...
     И что же нам ожидать от результатов подобного воспитания ? Хотя многие в нашей стране уверовали именно в этот принцип воспитания
детей ...
     Живём мы с тайцами в разных концах света и мир воспринимаем по разному .
Жителям Тайланда , например , не свойственно хамство и не склонны они к скандалам . Напротив , скорее легко ранимы и обидчивы .Мы же становимся всё агрессивнее . И это заметно .
     Может быть всему виной резкое социальное разделение населения , произошедшее в стране . Поэтому , что " хорошо " и что " плохо " у каждого своё . Но существует же общепринятая мораль . И на ней должен воспитываться любой ребёнок : делать больно другим ( людям и животным ) - плохо , обманывать - плохо , взять чужое - плохо , и так далее . Можно , конечно , всё свалить на наш русский менталитет . Мол у нас всё не так , как у других . Но ведь и у " других " будет не лишним перенять , что-то
хорошее . Не нужно тупо слизывать их нравы , характеры и образ жизни , но перенимать лучшее будет не лишним . В конце концов , что посеешь , то и пожнёшь ...
     Я в своих размышлениях описал много негатива . Есть , непременно , масса положительных примеров . Но негатив более ярко бросается в глаза .
В своих размышлениях я поделился наблюдениями за последних десять лет и хочу заметить , что ситуация меняется к лучшему .
     Я не педагог и не психолог , по этому не могу давать рекомендации , как нужно воспитывать детей . Я лишь задал тему для размышления . Родители , задумайтесь над тем , что вы хотите вырастить из своего ребёнка . И станет ли плод вашего воспитания залогом вашего будущего .......
                Ст.С. 2018г.


Рецензии