Техника безопасности ТБ

Техника безопасности в Библии:

"Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто - нибудь упадет с него." (Второзаконие 22:8)

          *****

Мир вам, работягам!

Техника безопасности (ТБ) - устаревший термин, обозначавший часть функции "охраны труда" - управления производственной деятельностью, направленной на предотвращение травм и заболеваний, связанных с производством. В настоящее время практически не применяется и не встречается в официальных документах.

Однако, в мои времена работы в СССР, техника безопасности была важной составляющей нашей трудовой деятельности. Мы должны были регулярно сдавать ТБ и имели удостоверение по ТБ.

Нарушения правил ТБ чреваты печальными последствиями! Вспомню здесь о некоторых нарушениях ТБ в коротких рассказах...

     - Что такое время? -

Вспомнил я давние времена: свою первую проверку по Технике безопасности (ТБ) в САО ОРГРЭС, в 1973 году. Занимался этим замначальника электроцеха (начальником был А.К. Семёнов), фамилию не помню, назовём его Т.Б.. Он был уже в преклонном возрасте, красивой наружности, с красивыми чёрными волосами.

У нас была книжечка по ТБ, я её выучил, проблем не было. И пошёл на проверку...

Ну ладно - говорит Т.Б. - это ты знаешь. А вот скажи мне, что такое время? Я, начинающий инженер электрик, удивился вопросу и не знал в какую сторону мне думать. Короче, ничего вразумительного я ему не смог сказать о времени...

Позднее я купил книжку, где были разобраны 4 научные концепции "времени" в философии и физике того времени: статическая, динамическая, субстанциональная и релятивистская. И я понял, что и учёные этого тоже не знают. Коллега умер вскоре от рака, так, видимо, и не познав, что такое время...

Это был красивый мужчина, а вот жена его была удивительно некрасива. Так сказать не подходила к нему. Рассказал мне кто-то. Я спросил: "Как же так получилось?"

Оказалось, что Т.Б. в своё время отсидел ни за что 10 лет, как это было принято в Союзе. И лишь эта женщина была ему предана, верна всё это время. Может быть в то время он и задался вопросом: "Что такое время?"

Мне было жалко, что он умер и я не успел ему рассказать по крайней мере о 4-х научных концепциях времени. Но и это, конечно же, был бы плохой ответ, вернее 4-е ответа на один вопрос.

Видимо этот вопрос засел и во мне глубоко...

Однажды, когда я уже забыл об этом, был у меня странный сон. Кто-то поместил меня в стороне от нашей вселенной так, что я мог её наблюдать со стороны. Наша вселенная была пронизана словно мелким дождём. Я проснулся и сразу в голове - а не это ли ответ на вопрос: "Что такое время?"

   - Раскороченная вторичная обмотка трансформатора тока (ТТ) -

Думаю, что многие из вас, особенно электрики, испытали на себе действие переменного напряжения 220 В. Ощущение не из приятных. Бывают даже смертельные случаи. Я попадал под это напряжение много раз по глупости или по неосторожности...

Приведу пару примеров:

- Первый раз я попал под напряжение 220 В в детстве, школьником средних классов.

Решил сделать родителям подарок на Новый год... На ось микромоторчика прикрепил самодельный диск с контактами, которые прерывали напряжение в цепочке: электрическая розетка - провода лампочек ёлки.

Тест  днём прошёл замечательно..., ёлка мигала! Т.к. вилки для подключения проводов к розетке я не нашёл, то просто оголил концы двух проводов...

В ночь под Новый год позвал родителей. Тушите свет - говорю. Взял концы проводов пальцами и сунул их (провода) в розетку. Всё было бы хорошо, но в темноте я взялся за оголённую часть проводов...

Трахнуло меня не на шутку. Хорош был подарок-сюрприз, особенно для мамы..., которая боялась на только пожара, червяков, но и электричества.

- Мой отец, электромонтёр, однажды сильно пострадал, попав под напряжение, не по своей вине... Кто-то проигнорировал табличку - "Не включать". Долго был отец под напряжением. Ему судорога свела пальцы и он не мог разжать руку. Закончилось вывихом руки..., вовремя отключили. Отец работал тогда электриком в больнице Красногорска. А в Ташкенте, в больнице, руку отцу сломали, вправляя вывих...

- Летом на первом моём командировочном объекте в Туркмении, в г. Теджен, было жарко. И мы работали на подстанции с голым торсом... Это нарушение правил ТБ.

Увидел однажды на нижних клеммах шкафа собственных нужд, что один провод под винтом прикручен вместе с изоляцией. Хотел проверить, подправить...

Присел, опёрся голым, потным торсом к металлическому шкафу. Потная рука поскользнулась на изоляции и я задел фазу. Моё тело завибрировало от проходящего по нему токa...

- Похожая ситуация в г. Горьком, на предприятии ГАЗ. Но стал я умнее и полез туда уже не рукой, а плоскогубцами. Устроил случайно КЗ, расплавив большую часть плоскогубцев... Мне не досталось, только им...

- конечно же многократно попадал и под напряжение 110 В постоянного тока, которое использовалось для РЗА. Это не опасно, но тоже неприятно щипет...

А кто из вас испытал на себе действие раскороченной вторичной обмотки трансформатора тока (ТТ) на действующей подстанции? Надеюсь никто.

Но вот на мою долю выпало и это. Скажу для неосведомлённых, что вторичная обмотка ТТ должна быть всегда закороченной. Тогда протекает по ней маленький ток, который меняется пропорционально первичному току, скажем высоковольтной линии электропередач (ЛЭП).

Если же вторичная обмотка ТТ раскорочена, то в ней наводится напряжение до  1500 В. Вот туда лучше не попадать...

Это произошло во время пуска подстанции на моём первом объекте, в Теджене. Первичники допустили ошибку при транспозиции проводов ЛЭП-220 кВ. В результате было нарушено проектное чередование фаз. Эту ошибку необходимо было исправить во вторичных цепях...

Я подошёл к шкафу у трансформатора, открыл его и нашёл нужные клеммы. Но монтаж был выполнен неправильно: клеммы были не для токовых цепей, а простые. Это нарушение правил ТБ.

Поэтому я не мог просто закоротить вторичные цепи ТТ. Решил взять провод с двумя "крокодилами" на конце и, закоротив провода вторичной цепи ТТ этой закороткой, отсоединить их от клемм и присоединить к другим клеммам.

А провод закоротки оказался не многожильным, а одножильным. Опять же нарушение правил ТБ. Была она (закоротка) старой и провод внутри надломился. И в какой-то момент вторичная цепь ТТ оказалась раскороченной...

Я буквально вылетел из шкафа на пару метров, ничего не понимая. Но со мной ничего не случилось, остался цел и невредим.

     - Изолятор над головой и по голове -

Было в Теджене и ещё одно происшествие. Я уже упоминал ранее, в рассказе "1-я командировка, первый объект. Теджен", что там с нами были и коллеги из Владивостока. Первичники. Техника безопасности соблюдалась слабо.

Однажды водитель машины с вышкой решил проехать под проводами на открытом распредустройстве подстанции. А вышку не опустил, как этого требуют правила ТБ.

Задел вышкой провод, от чего треснул большой изолятор и провод с половиной изолятора стал болтаться туда-сюда.

А внизу стоял один коллега (без каски! Собственно я не помню, чтобы мы когда-то надевали каску. В ГДР, Германии - это закон) и ему как мечом резанул изолятор своим острым ребром по голове. Рассёк вдоль головы кожу.

Его жизнь висела действительно на волоске. Если бы изолятор опустился на пару миллиметров ниже, рассёк бы и череп. Рана была большая, длинная, её зашили и всё обошлось...

Да, в Туркмении ТБ плохо соблюдалась. Мало было там и местных специалистов. Мне предлагали там остаться за двойную-тройную зарплату.

А один местный специалист, левача, проводил в дном месте высоковольтные испытания. И умер, сам попав под высоковольтное напряжение. Каково было семье?!

     - Голый кабель -

В г. Горьком, на электростанции предприятия ГАЗ (Автозаводская ТЭЦ) я увидел чудо. В машинном зале раскрыл я однажды шкаф и глаза мои округлились - справа у стенки шкафа шли снизу вверх многожильные кабели...

Но изоляция этих многожильных кабелей расплавилась и часть её лежала внизу. Снизу вверх шли голые провода с миллиметровым воздушным зазором между ними. И этих проводов было много...

Подумал, что шкаф отключён. Проверил - нет! - всё было в рабочем состоянии, под напряжением...

Я скорее побежал к персоналу этой смены. Доложил... Но никого не удивил. Мы знаем - говорят - но пока всё работает. У них не было причин для беспокойства...

     - Статистика смертельных случаев -

По работе посчастливилось мне также побывать во всех столицах Средней Азии. Как-то к нам в ОРГРЭС пришла не техническая работа - просьба из нашего центра ОРГРЭС в Москве. Собрать и обработать для статистики все смертельные случаи, произошедшие в электрических сетях высокого напряжения Средней Азии за последние столько-то лет.

Так я объездил все среднеазиатские Столицы, побывал в соответствующих местах, покопался в соответствующих журналах, собрал и обработал информацию. Ну и случаи были, нарочно не придумаешь. Можно было бы интересную книгу написать...

Часто смертельные случаи сопровождались нарушением правил ТБ...

     - Это не шутка -

Когда я приехал в ГДР и устроился на работу, то услышал от коллеги одну историю...

На закрытой подстанции в Берлине один коллега показывал какой-то группе людей подстанцию, указывая рукой на технические части. В одном месте были над ним шины 6 или 10 кВ. Он показал и на них вытянутой рукой...

Расстояние от руки до шины оказалось меньше допустимого и... он погиб.

О, если бы на этом закончилась история. Но глупость человеческая не имеет границ...

Другой коллега, показывая комиссии по разбору этого трагического случая ситуацию, при которой погиб коллега, сделал то же движение, в том же месте и... тоже погиб.

P.S.: Знайте и соблюдайте правила ТБ, друзья. Жизнь у нас одна!...

P.P.S.: Из комментариев в ОК к фото и к рассказу:

Владимир Пеннер:
Привет Кемаль!

Надеюсь, что ты уже знаешь, что творится в этом альбоме... И знаешь, почему ты здесь оказался, рядом с Олей. Ведь вы дружили в молодости семьями.

Было бы интересно, если бы ты иногда заходил сюда и оставлял весточку с Родины... Мне нравится, что ты сочетаешь работу с преподаванием в ТашПИ (ТашГТУ) и спортом, причём всё на высшем уровне... Здорово!

Помню нашу последнюю встречу...

P.S.: А вы знаете откуда пошло сокращение "КЗ"? Нет, не знаете... КЗ - это Кемаль Закиров. Или это когда мы с Кемалем начинаем дискуссию о вере... Будем учиться долготерпению.

Мария Алиманова (Линич):
Володя, ну вы юмористы с Кемалем по поводу "КЗ". А я ещё  так серьёзно  читаю. Так как Володя, обычно, даёт  полностью разъяснения.

Владимир Пеннер ответил Марии:
Извиняюсь, Мария, расслабился... Опять стану серьёзным. А знаешь откуда пошло сокращение "ТБ"? ТБ - это Толик Блинцов.

Надеюсь, мои коллеги не в обиде. Они истинные энергетики, что проявляется даже в инициалах...

Мария Алиманова (Линич):
Ну Володя, это здорово. Я такие интересные моменты (сокращения) в энергетике пропустила, несмотря на то, что в стандартизации был утвержденный документ по обязательным сокращениям.

Владимир Пеннер ответил Марии:
Поясню для молодых... Всё течёт, всё меняется. Как отличить Божье от человеческого? Человеческое меняется (ТБ), а Божье всегда работает (КЗ).

     *****

Техника безопасности (ТБ) - устаревший термин, обозначавший часть функции "охраны труда" - управления производственной деятельностью, направленной на предотвращение травм и заболеваний, связанных с производством. В настоящее время практически не применяется и не встречается в официальных документах.

Однако, в мои времена работы в СССР, техника безопасности была важной составляющей нашей трудовой деятельности. Мы должны были регулярно сдавать ТБ ответственному лицу и имели Удостоверение по ТБ, т.к. мы работали в электроустановках (электростанции, подстанции). А перед моим отъездом на ПМЖ в Берлин, ГДР, инженеры сдавали ТБ и мне.

     *****

Короткое замыкание (КЗ) - электрическое соединение двух точек электрической цепи с различными значениями потенциала, не предусмотренное конструкцией устройства и нарушающее его нормальную работу.

Владимир Пеннер:
У меня есть даже рассказ на тему ТБ (и КЗ): (дал ссылку на этот рассказ, который вы сейчас читаете)

Борис Давидович:
//Комментарий (относился к фото к этому рассказу, который вы читаете) пропал..., Борис умер от COVID-19. Очень жаль, Боря был моей последней зацепкой к фирме АО ORGRES (САО ОРГРЭС)... Светлая ему память! Но смысл комментария виден в моём ответе.//

Владимир Пеннер ответил Борису:
Спасибо Боря, добавлю... Только не "Я и гендиректор АО ORGRES", а "ГЕНДИРЕКТОР АО ORGRES и я". Должность важнее роста.

Рад, что ты нас познакомил, он был тогда начальником электроцеха (5 сентября 2014 года). Уж больно это фото подходит к моему рассказу о ТБ. Понравилась мне каска с надписью АО ORGRES. Именно в этой комнате я сдавал ТБ и Курилову и Кириллову. А первого, не помню, но о нем в рассказе... В этой комнате А.К. Семёнов принял меня на работу. Привык, что это кабинет А.К. Семёнова...

А как зовут нового гендиректора? Не помню...

Владимир Пеннер ответил Борису:
Боря, исправил все фотки (5 штук). Так что теперь должность у моего коллеги актуальная... - ГЕНДИРЕКТОР АО ORGRES.

Закиров Кемаль ответил Владимиру:
Володя привет! Про КЗ - улыбнуло. Но в твоих записках ты вспомнил об очень неординарном человеке - Григории Семеновиче Юнде. Это мой первый начальник группы автоматики, а потом его поставили заниматься ТБ. Григорий Семёнович до самой старости не растерял юношеского задора. Он был человек неравнодушный и отчаянный спорщик. Мы с ним как раз много спорили про пространство и время. Споры были дилетантские, но заставили почитать астрофизику. Ему кажется не удалось закончить институт, но беседовать с ним было интересно. Кoлоритный был человек.

Владимир Пеннер ответил Закирову:
Привет Кемаль!
Казалось бы, что мы уже столько всего вспомнили, что и вспоминать уже нечего... Но это не так, всегда найдётся что-то новое. Спасибо за Григория Семёновича. Странная фамилия - Юнд. Интересно, какой национальности он был?

Мы все были тогда заядлыми спорщиками... Видимо считали, что в споре рождается истина или утверждается наша истина.

ОРГРЭС был полон оригинальных людей, жаль что я с ним не познакомился поближе. Был бы с вами ещё один спорщик. Да и с тобой вживую познакомился поближе лишь 6 сентября 2014 года. Не знал, что ты такой разносторонний... А ведь вместе учились в ТашПИ и работали в ОРГРЭС. Но я был постоянно в командировках.

Из моего воспоминания, повесть "Прощание с земной Родиной, 28.08.-25.09.2014" (если что не так - поправь):

"Вспомнил, что мы ещё с моим параллельным однокурсником, Кемалем Закировым думали встретиться, когда я приеду в Ташкент. У нас была длительная дискуссия о вере в ОК. И я позвонил ему.

Хотя и была суббота, 6 сентября, он был занят. Оказалось, что, помимо работы в "Энергоналадке", где работает Кемаль начальником цеха, он преподаёт в ТашПИ, вернее теперь это университет, ТашГТУ.

Он как раз готовился к лекции, которую должен был читать студентам в этот день. Мы договорились встретиться вечером. Я ему сказал, что позавчера был в ТашПИ, даже пол лекции прослушал по РЗА. Привет Ольге Радионовой (она сменила Крупенье) - сказал я. Везде были у меня старые и новые знакомые...

Так что до встречи у меня было время поплавать в бассейне, входило в стоимость гостиницы.

Вечером подъехал Кемаль. Он думал, что мы здесь посидим в ресторане или баре. Но в гостинице стало многолюдно и шумно. Приехали спортсмены, намечались соревнования по борьбе.

И Кемаль отвез нас в красивый ресторан "Il Canto". Заказали баранину с овощами, салат и бутылку сухого белого вина. Хорошо посидели вдвоём, до 23:30, многое вспомнили...

Перебрали знакомых однокурсников, но редко попадали на общих знакомых. Поговорили о том и сём, т.к. мы плохо знали друг друга. Кемаль работал пару лет и в ОРГРЭС. Рассказал, что Сашу Рыбкина убили в Свердловске и ещё одного ОРГРЭС-овца тоже убили, но я его не помню.

Да и в Красногорске мне рассказывали про убийства мне знакомых людей. Жуткие времена были у вас, ребята... Рад, что меня с Ниной Бог уберёг и отправил своевременно в ГДР, в Берлин.

Кемаль очень худой, как студент, много работает, руководит, преподаёт и занимается спортом. Любит бадминтон. Его дети были даже чемпионами Узбекистана по бадминтону. Было приятно провести с ним этот вечер... Он отвёз меня обратно в гостиницу и мы расстались."

Закиров Кемаль ответил Владимиру:
Да, почти все верно. Вот только насчёт моей худобы ты немного погорячился.

Фамилия Григория Семеновиче не Юнд, а Юнда. Он  русский, но откуда-то из Прибалтики.

Владимир Пеннер ответил Закирову:
Спасибо Кемаль.
Стало интересно, что означает слово Юнда?
Юнда - рыбачья мережа, сеть без поплавков. Похоже предки Григория Семёновича были рыбаками. Хорошая профессия..., многие из апостолов были рыбаками.

Насчёт худобы - сравнил тогда тебя с собой. Ведь я студентом был худым, но изменился. А ты остался таким, каким был - это не всем удаётся...

Ещё комментарии в ОК к фото к этому рассказу:

Владимир Пеннер:
Прощание с ОРГРЭС (теперь АО ORGRES), 5 сентября 2014.

В бывшем кабинете А.К. Семёнова, который меня после окончания ТашПИ, 20 сентября 1973 года, принял на работу. Слева новый начальник электроцеха. Грешные мысли приходят в голову - и почему не ушёл в каске АО ORGRES? Была бы память... Но времена социализма, когда всё было наше, общее, ушли в прошлое...

Владимир Пеннер (к аналогичному фото):
5 сентября этого года посетил ОРГРЭС.
В этот раз на месте А.К. Семёнова был новый начальник электроцеха... Узнав, что я бывший релейщик, он сказал, что у него ко мне есть вопросы в этой области. Однако я после ОРГРЭС, где работал наладчиком РЗА, перекинулся на автоматизацию в области эл. станций и сетей. Так что помочь ему не мог. Да и мы должны были с Борисом отправляться на встречу со старыми ОРГРЭС-овцами: А.К. Семёновым, Неллей Алимовой и Светой Бурибаевой.
Мне понравилась каска и Боря щёлкнул нас...

Владимир Пеннер:
Борис Давидович попросил сегодня: "Володя, можешь добавить к этому фото подпись - Я и гендиректор АО ORGRES".

Спасибо Боря, добавлю... Только не "Я и гендиректор АО ORGRES", а "ГЕНДИРЕКТОР АО ORGRES и я". Должность важнее роста.

Рад, что ты нас познакомил, он был тогда начальником электроцеха (5 сентября 2014 года).

Анна Петрова (Давидович) ответила Владимиру:
Володя, ты все равно выше!

Владимир Пеннер ответил Анне:
Не тот надел каску, Анна...

Мне понравился новый (тогда) начальник электроцеха: проявил ко мне внимание, узнав, что я бывший релейщик, проявил интерес к этой теме и желал со мной посоветоваться... Это хорошие качества!

     *****

Извиняюсь за многочисленные комментарии, которые интересны лишь моим коллега САО ОРГРЭС, но мне каждое слово моих коллег дорого... Замечательное было предприятие, интересные коллеги и хорошее время.

     *****

Решил поставить сюда и интересные рецензии в Проза.ру к этому рассказу от Артема Кресина (чтобы не потерялись):

Привет релейшику от релейщика. О вторичной обмотке т.т. Я хорошо понимал и теорию и физику процесса разрыва вторичной обмотки. Однажды по ошибке вывернул штеккер токовой цепи т.т. 6000/5 при протекании тока порядка 3000А. В этом месте вспыхнула сварочная дуга. Тут же сунул штеккер на место и все успокоилось. Был молодой и любознательный и захотел проверить при каком расстоянии разрыва дуга погаснет. Подключил к этой клемме рубильник шунтирующий клемму, замкнул рубильник, вывернул штеккер и, контролируя ситуацию, стал размыкать рубильник. Вспыхнула дуга. Я развел рубильник наверное на 10 см - дуга не гасла, но ревела громко. Я тут же замкнул рубильник. Напряжение на разомкнутой вторичной обмотке зависит и от нагрузки и от сечения железа, и не 1500 В а может достигать многих десятков киловольт. И это напряжение не синусоидально - это очень узкие всплески высочайшей амплитуды. Я встречал людей с сильнейшими ожоговыми травмами от разрыва вторичной обмотки.

Артем Кресин   04.06.2019 20:22

Мой ответ:
Привет релейщик-экспериментатор!
Со вторичной обмоткой т.т. шутить не стоит... Слышал однажды, как громко вибрируют плохо протянутые клеммы вторичных токовых цепей, при наладке РЗА на одной из подстанций ЛЭП 750 кВ Винница-Альбертирша.
Я был релейщиком 7 лет в САО ОРГРЭС, 1973-1980 годы. Давно было...

Владимир Пеннер   06.06.2019 08:01

     *****

А я окончил техникум по релейной защите 1951 год. В 1959 заочное отделение СЗПИ. Работал с 1951 по 1976 год в релейной службе проходил все ступени от техника до начальника релейной службы. Преподавал в этот курс в техникуме и в институту по вечерам. Вел дипломное проектирование. С 1976 по1984 год главный инженер высоковольтного района. И до 1991 главным инженером проекта института "Энергосетьпроект". Так что релейщик обросший ракушками.

Артем Кресин   06.06.2019 15:36

Мой ответ:
Замечательная карьера!
Релейщик по призванию... А я родился в 1951 году - почувствовал себя молодым.

Владимир Пеннер   06.06.2019 22:24


Рецензии
Привет релейшику от релейщика. О вторичной обмотке т.т. Я хорошо понимал и теорию и физику процесса разрыва вторичной обмотки. Однажды по ошибке вывернул щтеккер токовой цепи т.т.6000/5 при протекании тока порядка 3000А. В этом месте вспыхнула сварочная дуга. Тут же сунул штеккер на место и все успокоилось. Был молодой и любознательный и захотел проверить при каком расстоянии разрыва дуга погаснет. Подключил к этой клемме рубильник шунтирующий клемму, замкнул рубильник, вывернул штеккер и, контролируя ситуацию, стал размыкать рубильник. Вспыхнула дуга. Я развел рубильник наверное на 10 см - дуга не гасла, но ревела громко. Я тутже замкнул рубильник. Напряжение на разомкнутой втоичное обмотке зависит и от нагрузки и от сечения железа, и не 1500 В а может достигать многих десятков киловольт. И это напряжение не синусоидально - это очень узкие всплески высочайшей амплитуды. Я встречал людей с сильнейшими ожоговыми травмами от разрыва вторичной обмотки.

Артем Кресин   04.06.2019 20:22     Заявить о нарушении
Привет релейщик-экспериментатор!
Со вторичной обмоткой т.т. шутить не стоит... Слышал однажды, как громко вибрируют плохо протянутые клеммы вторичных токовых цепей, при наладке РЗА на одной из подстанций ЛЭП 750 кВ Винница-Альбертирша.
Я был релейщиком 7 лет в САО ОРГРЭС, 1973-1980 годы. Давно было...

Владимир Пеннер   06.06.2019 08:01   Заявить о нарушении
А я окончил техникум по релейной защите 1951 год. В 1959 заочное отделение СЗПИ. Работал с 1951 по 1976 год в релейной службе проходил все ступени от техника до начальника релейгой службы. Преподавал в этот курс в техникуме и в институту по вечерам. Вел диплоиное проектирование. С 1976 по1984 год главный инженер высоковольтного района. И до 1991 главным инженером проекта института "Энергосетьпроект".Так что релейщик обросший ракушками.

Артем Кресин   06.06.2019 15:36   Заявить о нарушении
Замечательная карьера!
Релейщик по призванию... А я родился в 1951 году - почувствовал себя молодым.

Владимир Пеннер   06.06.2019 22:24   Заявить о нарушении