Жить не по программе

Что такое душа? Что совестью называют? Определить нельзя. Как нельзя определить человечность, добро и любовь.  Мы внутри себя это ощущаем.
   На днях мне позвонил знакомый.  «И не друг, и не враг, а так», - по словам поэта. Не общались много лет. И вот он разыскал мой телефон и позвонил.  Рассказал, что перед ним извинились. За поступок, за жесткие слова – бывшие лет пять тому назад.  Я знаком и с обидчиком, и с обиженным.  Столько воды утекло, и один просит прощения у другого. Как это понять? Он что, пять годков мучился? Или обрел веру?
   У меня был день рождения. Подарки, поздравления и прочее – что положено в таких случаях.  А Женечка обошлась без рисунка, без открытки со стандартными словами. Она подошла, когда никто не видел, и тихонько мне руку пожала. И это тоже не определишь. Просто тепло ее рукопожатия чувствую до сих пор. А близкий-преблизкий родной человек! Собирал книги Эйдельмана. Постепенно – от книжки к книжке. И я увидел у него «Грань веков» - издание 1992 года. И сказал, что мне нравится эта книжка. Прошло полгода примерно. И вот  он приносит мне и дарит.  Искренно, от души.
   Неприятности были у меня. Серьезные – спать не позволяли. И вдруг звонит старенькая мама. Она сказала, что у нее на душе тревога, что со мной, вероятно, что-то случилось. В терминах науки вряд ли объяснишь. Если только за уши не притянешь.
   Как-то на работе говорили об искусственном интеллекте. Мол, есть опасность, что «природный человек» превратится со временем в лакея. И известные ученые по этому поводу глаза щурят, и на кухнях простые люди воздух тревожно сотрясают. Интеллект интеллектом. Но у человека есть нечто, что не всунешь в прокрустово ложе лекала. Я об этом не думаю. Но когда вдруг телефонный звонок разобьет комнатную тишину и родной голос спросит, все ли у меня хорошо, - думаю.  Или когда сам соберусь в снег и в дождь, в ночь и в ветер к тому, кому тяжело, и сердце от любви и от тревоги вдруг сожмется. И это не сентиментальность – одна из «программ», которые мы стараемся удалить из нашей душевной жизни, чтобы казаться «выдержанными», ровными и бесстрастными, потому что «не так стыдно». Стыдно от чего?


Рецензии
Душа это религиозное, идеалистическое понятие сознания.

Совесть это реакция психики на противоречия между поступками и убеждениями.
Если нет противоречий, то и угрызений совести не будет.

Истина это знание о предмете ищи процессе подтверждённое опытом, практикой и наукой.
Если не подтверждается хотя бы одним, то это не истинное знание.

Аникеев Александр Борисович   16.05.2019 16:54     Заявить о нарушении