Три Креста

Светлой духовной весне, благодати Великого поста посвящается.

По мотивам статей святителя Феофана Затворника* «Три слова о несении креста».


Святитель Феофан нам не спроста
Сказал про три спасительных креста,
Чтоб правильно их смыслы понимать
И как необходимо применять.

Святою силой Крест Христов
Мощь подает для всех крестов.

Всяк крест таит ограниченья,
В них парадоксы для спасенья
И Божья помощь прибавленьем.

Крест первый – внешний,
Внутренний – второй.
Духовный – третий,
Самый дорогой.

1.
Крест первый – то земная доля,
В которой боль, несчастья, горе.
Кто в жизни этого лишен?
Всяк в них бывает погружен.
Ни знатность не спасает и не труд:
И царь, и нищий с тем живут.

Тяжел сей крест аж до паденья
В отчаянье и  удрученье.
Но он же - ключик ко спасенью,
Ведь горе – духа укрепленье,
Помощник нам для возмужанья
И Божьим Духом возрастанья.

Не падай духом ты в невзгодах,
Ведь были радостные годы.
Придут и новые они.

За первый крест благодари
Им дух поддерживай внутри.

2.
Второй крест – похоти и страсти,
Что в нас внутри и как напасти
Живую душу, плоть грызут.
А все ли это сознают?
И всякому они даны.
Для блага ли они нужны?

Гнев жжет, а зависть иссушает.
Обжорство, похоть расслабляют.

Гордыня и тщеславье сласть дают:
Возвысив эго, душу низведут.

Отчаянье, унынье охлаждают:
Кошмаром и бессильем устрашают.

Мы можем этого не знать,
Страстям любезно потакать.
И наслаждаться, будто в сласти.
Потом же обретать несчастья.
Не понимая, что к чему,
И душу погружать во тьму.

А можно, взявши крест второй,
Устроить им достойный бой
С бодрящей помощью Креста,
Что дан нам вовсе неспроста.

Сначала будет очень больно
И крикнуть хочется: «довольно»,
Но боль в целение пройдет,
А страсть утихнет иль уйдет.

Духовный разум воссияет,
Жизнь добродетельно взыграет
И радость света принесет,
И от напастей нас спасет.

3.
Крест третий – преданности Богу.
Когда твой путь – Его дорога.
Когда все благо своих сил,
Его ты Воле подчинил.
Сполна очистивши себя
И Бога искренне любя,
Ты жертвой чистой подарил
Ему себя. А Он открыл
Тернистый путь и Крест Святой,
Крест третий, самый дорогой.

Сей крест во благо дан святым,
Кто избран в путь духовный Им.
Не каждый крест такой возьмет,
Не каждый в путь такой пойдет.

Прельщенья дабы избежать,
Святым не надо подражать
В ношенье этого Креста**.
Но если стала жизнь пуста
От смысла чиста, много тьмы,
То соберемся в путь и мы.

Придем за помощью к святым.
И третий Крест, что дан лишь им,
И нас молитвой их спасет,
И покаянье принесет
Душа, томящаяся тьмой.
Развеет тьму ту Крест Святой.

Вот - три спасительных креста.
Пусть будет с ними жизнь чиста.

А Феофана, Бога с ним,
За сказ о том, благодарим.


*Святитель Феофан (Затворник Вышенский) – в миру Георгий Васильевич Говоров, 10 января 1815 (Орловская губерния)– 6 января 1894 г  (Выша). Епископ Тамбовский и Шацкий, проповедник, прославлен в лике святителя. Член русской духовой миссии в Иерусалиме, настоятель русской посольской церкви в Константинополе, ректор Санкт Петербургской духовной академии. Владел несколькими языками - греческим, еврейским, арабским, французским, осуществлял переводы Священных книг, толкование псалмов и апостольских посланий. Увлекался и изучал, кроме духовных дисциплин, и психологию. Пользовался большим авторитетом в высших церковных кругах за  компетентность, прилежность и трудолюбие. Занимал высокие административные посты, осуществлял административную деятельность, хотя не имел к этому особого желания. Мог бы и далее успешно продвигаться под административной лестнице, но по велению души выбрал затворничество в Вышенской пустыни, в котором пробыл 28 лет.  Осуществлял духовно-просветительскую деятельность,  обладал даром прозорливости. Несмотря на высокую образованность исповедовал и утверждал значимость сердечной молитвы над умной (важнее, не какие слова молитвы произносятся, а благодатное сердечное состояние молящейся души), простоты веры над высокомудрием.

**Имеется в виду подражание их великим подвигам.


Рецензии
СпасиБо за прекрасные стихи, несущее в себе частички истинны и сердечного добра ) Только, вот, простите, не понятно, почему вы советуете читателям не подражать святым и их великим подвигам?

С уважением и искренней благодарностью!

Марианна Супруненко   14.10.2021 20:01     Заявить о нарушении
Марианна, спасибо за отклик.
Рад Вас услышать.
Это не я говорю, а сами святые.
Причина проста: Бог каждому человеку открывает его путь в жизни. Это есть Промысл Божий. Надо его понимать и ему следовать, нести СВОЙ крест, Богом данный.
Подражание святым это подражание людям, пусть и светлым, но людям. А надо следовать Богу.
Успехов в творчестве Вам. Добра и благ.

Игорь Ко Орлов   22.10.2021 07:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 59 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.