Фестиваль БТР-2019 в Ярославле

В Ярославле завершился молодёжный фестиваль с «кодовым» названием БТР – «Будущее театральной России». БТР-2019 проходил на подмостках Волковского – первого русского театра и на сцене учебного театра Ярославского театрального института в одиннадцатый раз, собрав на театральный праздник постановки актёрских ВУЗов от Хабаровска до Белграда, получив статус международного. Зритель мог увидеть все возможные театральные жанры и стили: драматические постановки и  кукольную сказку-фэнтези, черноватую комедию и мюзикл, инклюзивный водевиль с участием неслышащих актёров, вербатим, фантазии по мотивам романа и самую настоящую оперетту. Трудно было успеть везде – в день порой проходило по три спектакля на разных сценах, всего состоялось 12 показов, каждый и которых достоин внимания: ученические работы – это всегда поиск, самоисследования, по которым можно прогнозировать эволюцию театра в ближайшие годы. И не только театра: искусство чутко отражает состояние общества, мира в целом, не хуже социологических исследователей просчитывая его модель.

Открывался фестиваль 22 апреля спектаклем РИТИ «ГИТИС» (мастерская Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича) – смелое «упражнение» «Война и мир. Сочинение в трёх частях». Погружение в такой масштабный материал привело к созданию пластической постановки, кажется, не всегда связанной с текстом Толстого – постановщики здесь развивали темы именно войны и мира, через актёрские этюды создавая целостное действо, способное завораживать и пугать.
 Не такой вольной фантазией, но тоже своеобразной интерпретацией является спектакль, представленный 27 апреля Сербской театральной академии из Белграда. Чеховская «Чайка» в постановке Милана Нешковича на сцене театра ЯГТИ звучала на сербском языке, но, что не менее примечательно – титры даны были на английском. Вряд ли это творческий приём.

Ребята играли как будто в своей одежде. Тригорин (Милош Лазаров) – хипстер в шарфике, Костя Треплев – старомодный, но темпераментный парень, в костюме как с чужого плеча, Нина (Милена Божич) – деревенская, несколько неопрятная барышня в сарафанчике и громадных резиновых сапогах. Красавица Аркадина  (Мария Бабич) – городская дамочка в бархатных платьях, не вычурных, но всё же, жёсткая, как Мерил Стрип в «Дьявол носит Прада», в уговорах для неверного мужа не смущаясь использует дополнительный аргумент – охотничье ружьё. Самая романтичная и переживающая здесь Маша (Гордана Бокич) и, кажется, именно она, смешная и угловатая, красивая и нелепая одновременно, вызвала наибольший отклик у публики. Эта минималистическая в оформлении экспериментальная постановка ещё не фарс, как заявлено в аннотациях, скорее, попытка понять героев, какими они были бы сегодня, что, в силу актуального восприятию мира, подкрасило комедию в чёрный цвет. Белградская «Чайка» - единственный иностранный участник фестиваля, приезд которого состоялся при поддержке Фонда Анатолия Лисицына.

К иному направлению относится музыкальная драма по мотивам культового романа  «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера (режиссёр – Вера Маковкина), созданная студентами выпускного курса отделения «артист музыкального театра» Екатеринбургского государственного театрального института и показанная 27 апреля на большой сцене Волковского театра. Здесь история – это серия эпизодов – рассказов главного героя психоаналитику, каждый из которых завершается музыкальным номером, что сближает постановку с мюзиклом. Депрессивные монологи Холдена Колфилда сильно облегчены, сокращены, остаётся цепочка встреч и конфликтов – жанр диктует свои законы. Не смотря на современный внешний вид героев – джинсы, футболки всех мастей, ветровки, кеды, музыка звучит примерно из времён создания романа. Какие-то номера получились лучше – более выигрышными оказываются сольные выступления, какие-то чуть похуже. Но так или иначе, такая постановка может быть хорошим предложением для подростков.

Рядом с такими экспериментами не менее необычно выглядит третий спектакль, состоявшийся в этот же день - оперетта в постановке новосибирских студентов-артистов музыкального театра в постановке художественного руководителя курса Александра Зубова. «Жанна плачет, Жан смеётся» Жака Оффенбаха относится к периоду зарождения оперетты как жанра, отличается наивным, практически сказочным сюжетом и водевильными комическими номерами. В Ярославле постановка показана на камерной сцене Волковского театра под аккомпанемент фортепиано. Классический вокал, непривычная театрально-«балетная» пластика сегодня выглядят мило и экзотично, как европейская версия театра кабуки.

Все перечисленные вариации театра – разные лики современного театрального искусства, на любой вкус. Артисты, студенты актёрских факультетов, проживая те или иные стили жизни на сцене, ищут себя и своего зрителя, тот тип иллюзии, который для него наиболее гармонично сочетает чувство прекрасного и истины.

Текст – Ирина Пекарская, театральный критик, член СТД РФ


Рецензии