Прыжки с парашютом

 В тот год, оказалось, набирали экспериментальную группу из двадцати девушек, хотя прежде брали только одних парней .Желающих прыгать было хоть отбавляй- к семи утра пришло человек семьдесят, (В СССР занятия в ДОСААФ были бесплатные для всех видов спорта). Мне как раз исполнилось шестнадцать лет и я могла уже проходить отборочную комиссию. Подготовка была самая серьёзная. Вначале надо было пройти тест на физподготовку- брали только тех, кто мог подтянуться три раза на турнике .Я кое-как подтянулась. Парни подтягивались лихо, но у руководства была задача набрать девчат. Потом нас заставили пройти множество врачей на ВЛК –врачебно-лётной комиссии. Я прошла. Меня зачислили в отряд парашютисток. Начались полугодичные теоретические занятия по теории парашюта-, где мы изучали историю парашютизма, учились, как укладывать парашют, висели в подвеске, тренируясь в разворотах по ветру и против ветра, тренировались выпрыгивать из макета двери самолёта на растянутый брезент. Девушки выстраивались в очередь, взбирались на стол, к которому была придвинута дверь с «куском» самолёта Ан-2 и по очереди , поставив ногу на обрез двери, прыгали, раскинув широко руки и ноги на брезент, растянутый внизу, который держали «всем миром»  прыгнувшие уже участницы. Было интересно и весело. Над «бояками» подшучивали.
Через шесть месяцев таких упорных занятий в УАЦ (учебно-авиационном центре) нам разрешили совершить свой первый парашютный прыжок.
 Наши инструктора-общественники- Седанов Анатолий Андрианович и Юра Кругов приказали нам явиться к шести утра на железнодорожный вокзал с сумкой с вещами- там лежали тёплые вещи, носки , будильник, стропорез, кроссовки для тренировок в здании , а у девчонок ещё и косметика- куда без неё? Хотя нас сильно ругали за это- нельзя красить ресницы, когда ветер от самолёта бьёт в лицо и бегут слёзы… А вдруг не увидишь, куда прыгать и как приземляться с текущими глазами? Но мы украдкой всё-таки красились- а как же тогда «завлекать» мальчиков? Мы сели в электричку, в которой по утру не было ни души и своим гомоном заполнили её. Пели весёлые песни и героические «парашютные»- всё нам было нипочём. Ну и пусть глаза слипаются и спать ещё хочется! Но прыгать –то хочется ещё сильнее. Через час мы приехали в посёлок Марьяновку, где был аэродром , и расположились на жилье в двухэтажную казарму .В другой половине её жили курсанты-лётчики, летающие на самолётах Л-29. К ним мы испытывали благоговейное почтение- они были старше нас- ещё бы!- нам было всего шестнадцать лет, а им- целых восемнадцать!
Девчонок расселили на двухъярусные кровати в большой казарме, мне досталась верхняя кровать-но я очень любила высоту- мне весело было запрыгивать, спрыгивать вверх и вниз. Кормили нас в соседнем барачном здании столовой бесплатно. Давали забавные продукты- например, тугоплавкий шоколад, который и на шоколад-то был непохож- твёрдый, сухой,- мы шутили: самолёт сгорит, а шоколад останется цел и невредим! Как только наши железные желудки могли такую «тугоплавкость» переплавить?
 Ходили мы в столовую и по посёлку строем. А маршировать нас заставлял мой первый инструктор- Седанов Анатолий Андрианович. Выстроит девчонок в колонну по трое и заставляет маршировать: «Левой! Левой!»- мы хихикаем и пытаемся не подчиняться, но он строго нас окрикивает: «Песню запевай!»- и мы дружно запеваем, как солдаты: «Идёт солдат по городу, по незнакомой улице и от улыбок девичьих вся улица светла»…Но улица горела от улыбок прохожих- так забавно им было видеть «выдрессированных» девчонок. Жители Марьяновки нам симпатизировали- и когда кто-нибудь приземлялся случайно «не туда»- а, допустим, на яблоню в чьём-то огороде- нас тут –же прибегали спасать местные жители и снимали незадачливую парашютистку с вершины дерева…
 Первый мой прыжок пришелся на зиму. Было холодно . На « старте»- так называлось место пребывания парашютистов перед прыжком, и  в вагончике-автобусе было накурено парнями и все ели сало , чтоб согреться от холода .Восемь девчонок и я одели на себя накануне уложенный парашют Д-5 (десантный) и спереди прицепили к подвеске запасной маленький парашют. С трудом передвигая отяжелевшие от нагрузки ноги, строем подошли к самолёту АН-2,который сбавил обороты, чтоб нас не снесло ветром от винта, и по очереди вскарабкались в кабину. Расселись по местам. Самолёт взлетел.В иллюминатор показались облака, снаружи наступила тишина, нарушаемая только рёвом мотора. Стало тревожно на душе  « И зачем я только задумала такое страшное дело? Ну, на кой чёрт мне эти прыжки с парашютом? Может, ещё не поздно вернуться на землю?»  Я стала с тревогой  поглядывать на высотомер-он уже показывал тысячу метров. Но самолёт все карабкался выше и выше. «Ой, мама!»-думала я… На высоте тысяча пятьсот метров инструктор сделал нам жест рукой и мы с дрожащими коленками, встали. Он открыл дверь, и мне стало страшно-я увидела бездну под собой. «Зачем я сюда полезла?»-пронеслось в голове. «Сидела бы себе дома, так нет же, вот куда принесло!» Но делать было нечего, пора было выпрыгивать из самолёта. Девчонки стали выпрыгивать. Некоторые тормозили у выхода и тогда  инструктор подталкивал их под ранец парашюта .Сердце у меня замерло…Я подошла к обрезу двери и ветер пахнул мне в лицо. Инструктор скомандовал : «Приготовиться!» и заглянул вниз- в бездну. Но там что-то случилось. Инструктор отменил прыжки и нас оставшихся в самолёте приземлили на землю. Оказалось, у Оли не открылся основной парашют и она летела вниз головой, стремглав, вращаясь как попало… до высоты триста метров над землёй, пока не сработал автоматический прибор и не раскрыл ей запасной парашют. Все замерли от ужаса. И ждали, что же будет…Но вот, увидели,что приземлилась она не в расчётной точке, а в центре посёлка повисла на дереве. «Жива!»- радостно закричали все. И у нас отлегло от сердца. Мой прыжок отменили и я прилетела назад на землю в самолёте.
 Прыжки нам отменили до выяснения подробностей ЧП. Оказалось, что в парашют Оли в тёплой казарме, где мы укладывали накануне парашюты, натекла вода,  а  потом, на улице вода превратила парашют в комок льда. Пришлось его оттаивать. Хорошо, что хоть запасной не подвёл!...
На следующий день разрешили продолжать прыжки.
Мы опять забрались в самолёт и поднялись на высоту полторы тысячи метров. Подошла моя очередь выпрыгивать- и я с перехваченным дыханием шагнула в бездну .Всё завертелось в глазах, захватило дух, время потянулось медленно-медленно. Я отсчитывала про себя положенные три секунды- они тянулись бесконечно долго. Наконец-то меня что-то сильно дёрнуло, хлопнуло  и падение остановилось. Я огляделась- над головой распустился белый купол, а рядом плыли такие- же маленькие на фоне бесконечного голубого неба три парашютика. Девчонки кричали что-то от радости в воздухе, пели песни. Я деловито огляделась-решила заняться делом-решить куда придётся приземляться- оказалось, что в центр огромного снежного поля. Кругом стояла  тишина. Парашюты разнесло в стороны друг от друга. Я выдернула  красную чеку от запасного парашюта- чтоб не сработал прибор, раскрывающий запаску на высоте триста метров. У кого-то все-таки запаска сработала автоматически и «недотёпа» держала кишку  парашютной ткани в руках на животе и между ног. Хорошо ещё, что запасной парашют не раскрылся полностью и не вошёл в купол основного парашюта. Кто-то приземлялся сразу на двух парашютах… И это было очень опасно.  «Вот недотёпы!» Говорил же им инструктор: «Вовремя выдёргивайте чеку!» Я стала готовиться к приземлению. Стремительно приближалась земля. Я, как и учили, сдвинула ноги, развернулась против ветра, и встретила удар земли сомкнутыми ногами. Удар показался довольно сильным и я не устояла на ногах-повалилась, как учили, на бок. Но тут подоспела ещё одна беда: парашют потащил меня по земле и я никак не могла подтянуть к себе стропы, чтобы погасить купол. Я хваталась зубами за стропы, чтобы перехватить их руками, но всё было бесполезно -меня тащило прямо к авто трассе. Слёзы бессилия текли из моих глаз, но вот каким-то чудом мне удалось подтянуть к себе последний метр строп- оказалось, что я дотянула к себе даже сам купол! Вот это силища! Восемьдесят квадратных метров купола подтянуть на сильном ветру к себе!- какие усилия надо приложить! Такой сильный был ветер при приземлении. Отчаяние быстро сменилось ликованием: «Смогла!»  Я достала из кармана шоколадную медаль в золотой обёртке-  так я выдала себе награду за героизм! Потом собрала купол в парашютную сумку и по колено в снегу потащила его к  далёкому старту. Вскоре подоспела помощь- парашютисты выбежали мне навстречу и помогли дотащить тяжёлые парашюты.
Я полюбила прыжки с парашютом- мне нравилось преодолевать свой страх. И вскоре мне дали более совершенный парашют и я стала прыгать с задержкой в раскрытии купола. Ощущение ни с чем не сравнимое- как будто просыпаешься в кошмарном сне, когда кажется, что падаешь с кровати. Но тут это ощущение растягивается на долгие-долгие 10-15 секунд свободного падения. Вначале не всё получалось и поток стремительно набегающего воздуха бешено вращал меня вокруг своей оси, но я научилась владеть своими нервами и выставляла в стороны руки и раскидывала симметрично ноги, чтобы остановить опасное для раскрытия парашюта вращение .Мне стало нравиться свободное падение и я просила инструктора, чтобы он разрешил мне забраться на большую высоту  , чтобы падать в свободном падении подольше. Так со временем я напрыгала около ста прыжков, и уже научилась приземляться так точно в заданную точку, что попадала пяткой в центр раскинутой на земле «мишени»…


Рецензии