По следам библиотеки Ивана Грозного! Глава 6

                Глава шестая  ЦАРЬ  СИМЕОН                - Так что именно вы хотите прочесть, молодой человек? – спросила меня библиотекарь городской библиотеки после заполнения на меня абонентной карточки читателя. - Мне бы что-нибудь о русском царе Симеоне. – сказал я коротко, не уточнив для ясности: - «Времён Ивана Грозного!» Женщина метнула на мою спутницу, редактора газеты «Переславские вести»Татьяну Юрьевну Хачатурян, весьма красноречивый взгляд с явным упрёком во взоре: - «Ну и протеже у тебя, милочка, однако, какой-то  умник самовлюблённый»!  Та   в ответ очень  дипломатично похвалила меня: - Михаил Николаевич - наш самый активный нештатный корреспондент! Сказала с  явным подтекстом: -Да, ты права, но сей графоман, но очень  полезный – и гордо удалилась. На такой  приём у собеседников  я уже давно не обижаюсь. Видимо у меня с самого детства  лицо, по словам  моей дочери, «простое и славное». Стоит мне в компании удачно поострить, как после окончания всеобщего хохота  обязательно послышатся запоздалое одобрение: - Смотрите-ка,  а он ещё шутит! Психику мою к обидным намёком на мои умственные способности укрепил, помню, учитель математики Карабалтинской средней школы №1 Василий Иванович Гордиенко, царство ему небесное. В период юношеского расцвета моей любознательности от седьмого по десятый класс он меня люто ненавидел. И теперь, когда я достиг его возраста, я склонен думать, что его сильное чувство ко мне имело все основания на существование. В силу какой уж закономерности, но  Василий Иванович раз в месяц входил в наш класс молчаливым и злым. Раскрыв классный журнал, учитель не делал обычной переклички, а сразу останавливал свои горящие глаза на моём лице и мрачно вопрошал: - Ну, Глибоцкий, признавайся: какой вопросик ты сегодня приготовил для меня? - Никакой, Василий Иванович, - отвечал я испуганно, - по школьной программе мне всё понятно… - Видали его? Слышали все? – торжествующе обращался математик ко всему классу и указывал на меня дрожащим перстом своим. – По школьной программе ему всё понятно! А сверх программы кого ты выкопал? Гаусса? Галуа?  Или какое ещё «г»? Мои одноклассники и одноклассницы  замирали в радостном предвуцшении театра одного актёра, посколько Василий Иванович выходил из-за преподавательского стола  к классной доске и начинал представлять свой коронный номер: - Дети! - едва не со слезами на глазах обращался артист к зрителям. – Все вы знаете, что я хожу в школу мимо  дома этого великовозрастного бездельника. Так знайте, что он иногда полдня дожидается моего появления в его окне, чтобы тут же  броситься  к  справочникам или к сборникам по занимательной математики... Как свинья в грязи он роется в книгах в поисках мудрённых вопросов и загадок. И вы думаете для  знаний? Нет!!!  Ему важно оконфузить своего  учителя  Гордиенко, поднять на уроках  руку вверх  и ехидно спросить: - Василий Иванович, а объясните-ка мне теорему Ферма… А изложите мне принцип Д.Аламбера… А начертите углы Эйлера… Да ты знаешь, тунеядец, что я  с утра уже вычистил из хлева навоз от коровы, накормил двух кабанчиков, да истопил две печки? Каково это, а? Поэтому мне некогда забивать себе голову дурацкими теоремами и углами… Выдь из класса, негодник! Вестимо, что я пулей вылетал из клааса в школьный корридор да с гордостью слушал через дверь громкий хохот  соучеников ибо очень потешно педагог-математик изображал у доски: и как я выглядываю в домашнее окошко в ожидании мимо идущего учителя; и как лихорадочно листаю книжки; и как тяну руку вверх для каверзного вопроса учителю, и как он кормит и обихаживает домашних животных в своём хлеву… Моя заслуга  в этом театре одного актёра была немалая, поэтому я имел все права для гордости… И вот многие годы спустя я воочио наблюдаю в обслуживаемых мною сёлах и деревнях  весь «идиотизм сельской жизни» (слова  не мои, а Ф.Энгельса)  и только теперь испытываю стыд перед школьным преподавателем математики Василием Ивановичем Гордиенко. В самом деле, мужик в работе от зари и до  зари, а  я  к  нему – с теоремой Ферма!                Библиотекарь оценила мою выдержку и экзаменовала меня не  долго, а в итоге поверила новому читателю, подвела меня к двум стеллажам с исторической литературой литературой и предложила выбрать нужные книги самому. Я выбрал  несколько  книг и две недели  взахлёб читал их в свободное от должностных обязанностей время. Нет я не хвалюсь собою, как неистовым книгочеем. Многие люди любят читать печатное слово, но не всех есть для этого досуг. Сельская жизнь очень переполнена заботами о хлебе насущном, о домашнем скоте, о безнадзорных детях, об огородах и покосах.  Хорошо, что мне здесь, в Бектышево, повезло и с благоустроенным жильём, и с высокооплачиваемой работой. Вот потому я и вычитал в полное своё удовольствие.                «В политике Московских великих князей практиковалось милостливое  отношение к татарским ханам и бекам из Казани и Астрахани. Прежним ханам давался княжеский титул, беки – возводились в ранг дворянства, правда с обязательным переселением новоподданных на новые места проживания. Там их наделяли поместьями и пастьбищами, где они управляли своими соплеменниками и единоверцами, продолжая  тайно величать себя ханами и беками. Таким был прежний астраханский хан Дервиш-Али,  правитель города Звенигород. Прежний казанский царевич Кайбул правил городом Юрьев. Другой казанский царевич Саин-Булат был государём в городе Касимове. По возрасту он был сверстник  государю Борису Годунову, человеку татарских кровей, поэтому новоподданный  мудро решил идти по стопам соплеменника. Приняв православие, Саин-Булат стал почему-то Симеоном Бекбулатовичем, хотя из святой купели при его крещении должен был воспреемник с  п р а в о с л а в н ы м  именем и вероисповеданием!  Знать не простым человеком был пленный татарин, коль женился новообращённый  на дочери самого  князя Ивана Фёдоровича Мстиславского, главы Земской боярской думы в перид с 1565-го по 1572-й годы, на дочери земского царя!  Паче того, после кончины Иоанна Грозного  князь Мстиславский был членом регентского совета при скудоумном царе Федоре Иоанновиче и ярым противником Бориса Годунова – вот кем был тесть  бывшего Саина-Булата. В 1571 году на закате Опричнины «земский царь» покаялся перед Иваном Васильевичем в изменнических связях с крымскими татарами, но был прощён благодаря заступничеству митрополита Кирилла. В 1573 году Иван Фёдорович с двумя сыновьями  был опять уличён в связях с татарами. Князь Мстиславский  и на этот раз избежал плахи с топором палача. Но его измена привела к казням многочисленных  поручителей за него, ибо Московский царь повелел кидать под окна терема  изменника  головы убиенных людей. Зато в 1575 году,  Бог весть почему, Иоанн Грозный  д о б р о в о л ь н о  уступил царский  титул  и трон  зятю Мстиславского, крещённому татарину Симеону Бекбулатовичу! Зачем  это деяние было совершено – тайна за семью печатями»… - В самом деле, - подумал, помню, я. – наши потомки через пять веков также ломали бы себе головы  об отречении Ельцына в пользу зятя Горбачёва! …«От 1575 года в московских архивах имеется немало документов, в которых Симеон Бекбулатович именуется… «царём Московским и всея Руси». Из других же архивных  документов известно, что даже сам Иван Грозный расточал своему преемнику на престоле знаки глубокого почтения. Обращался к царю Симеону с челобитными от простого дворянина «Ивашки Московского»,  который ездил на  поклон к царю в маленькой повозке, «в оглоблях», да выходил из неё как всякий подданный за квартал от царского дворца. Царь Симеон был едва не коронован, но вскоре уступил трон прежнему царю. В  1576 году отставной государь  получил в удел Тверское княжество. Во время Ливонского похода он командовал русским воинством, принимал участие и в войнах с Польшей. Но на бранном поприще не обрёл ни успехов, ни  славы. Симеон пережил Иоанна Грозного, испытав при его преемниках величайшие несчастья: царь Фёдор Иоаннович лишил его Тверского княжества; царь Борис Годунов  о с л е п и л   соперника на трон;  при Лжедмитрии несчастный слепец был пострижен в монахи»… - Так во-от  почему у  потомков царя Семиона фамилия Самсонов! – закричал я радостно и громко, чем безмерно испугал библиотекаршу. – Ведь библейский Самсон был слепцом, поэтому  священнослужитель при обряде пострижения дал бывшему  царю Московскому и всея Руси иноческое имя Самсон. - Что случилось, читатель Глибоцкий? В книге нет страниц? – спросила меня участливая женщина. - Нет, нет… - успокоил я её. – Я от радости закричал. Удачи так редки в нашей жизни… - Ох, не сыпьте соли на раны! – вздохнула собеседница, да вдруг предложила мне: - А лучше вам полистать  Большой Энцеклопедический словарь, где ою исторических героях всех веков и народов есть всё и коротко. - Конечно же лучше. – согласился я. – Где вы раньше были со своим предложением? - Так я  не знала какой Симеон вам нужен… Минут через десять-пятьнадцать я уже выписывал из словаря   в свой служебный, каюсь, журнал нужные сведения: «Самсон, в библейской мифологии, древне-еврейских богатырь, обладавший могучей силой, что таилась в его длинных волосах на голове.  «Самсон» в переводе на русский язык означает «Солнце». Так вот этот богатырь женился на филистимлянке Далиле, дочери вождя враждебного племени. Коварная Далила остригла у спящего мужа  волосы и позвала  своих соплеменников. Филистимлянские воины  о с л е п и л и   богатыря, заковали его в цепи  и бросили в подземную тюрьму под своим храмом. В темнице у узника волосы отросли, вот почему  с л е п о й  Самсон, почувствовал былую силу, разрушил храм, под развалинами которого погибли филистимляне и он сам!» - Всё сходится. – в который раз обрадовался я. – У  Семиона Бекбулатовича было больше прав на трон, вот почему его ослепил узурпатор трона Годунов ,  а в монахи постриг  самозванец Лжедмитрий Первый. При Борисе Годунове государственные дела в Московском царстве обстояли  весьма печально. Сын Ивана Грозного, молитвенник Фёдор Иванович больше походил характером на инока, чем на монарха. Государством правил его шурин Борис. Сам Годунов был женат на Марии, дочери живожёра Малюты Скуратова, главы опричников-песиголовцев. Борис занимал в кровавом ведомстве тестя не последнее место, но расправы Ивана Грозного в 1572 году благополучно избежал, оставаясь любимцем  царя-отца и царя-сына. Годунов выдержал упорную борьбу с боярами за право влиять на скудоумног  царя Фёдора. Среди его противников были и Никита Романович Захарьин и Фёдор Никитич Романов, брат и племянник царевны Анастасии. Кроме Романовых против Бориса Годунова боролся и «земский царь» Мстиславский, тесть царя Симеона, но потуги его были тщетны. С кончиной бездетного  царя Фёдора Иоанновича в 1596 году прекратилась старая династия русских царей из дома Рюрика. Вот почему на Земском соборе был провозглашён безродный  царь Борис Годунов… - Ну совсем как Михаил Сергеевич Горбачёв был избран первым и последним президентом СССР на съезде народных депутатов! – провёл я аналогию между ХУП-м и ХХ-м веком. Новый царь был способным владыкой, но положение в Московии ухудшилось из-за неурожаев. В 1601 годе  летом зарядили дожди на  д в а  месяца. После них в середине августа, - представляете, читатель, в середине августа! – на Святой Руси ударили морозы и выпал снег. Весь урожай погиб на корню.  Весной следующего, 1602 года, посевы озимой пшеницы не дали всходов, а летом, как и в прошлом году,  о п я т ь    в   а в г у с т е месяце ударили морозы»… - Странно! – подумал я. - Вроде и космических исследований в времена Годунова  не было, а поди ты  – такие же причуды климата!. «Цены на зерно выросли более чем в 100 раз! –сообщают летописи тех лет. -  Православные христиане  ели крыс, кошек  и собак  с приправой из коры деревьев. В Москве  были случаи людоедства, прости Господи, за то, что скажешь. Кто виноват во всём этом?  Конечно же, злой касимовский татарин Симеон Бекбулатович, соперник на царский трон Московских государей.  Надо вырвать ему очи завидущие и колдовские… Вырвали! После  нежданной кончины  Бориса Годунова в 1605 году в Кремль триумфально вступил Лжедмитрий Первый и был провозглашён царём Московским и всея Руси. Самозванца  поддержали многие бояре и народные избранники, недовольные прежним правлением. Для укрепления своей власти Лжедмитрию Первому пришлось срочно отыскать бывшего царя Симеона, чтобы выведать у него секрет владения  русским троном. Ан нет, слепец оказался несговорчивым человеком и ничего не отдал в чужие руки. Куда девать сего упрямца? Да в монастырскую тюрьму под надзор верного митрополита Ростовского и Ярославского Филарета, кто признал в Самозванце Первом родное дитя царя Иоанна Грозного. Услужливый владыко выполнил заказ польского ставленника, но сведениями из исповеди инока  Самсона не поделился со Лжедмитрием, а приберёг их для своего сына Михаила Фёдоровича Романова. После  собачьей смерти узурпаторов Московского престола, сел на него боярский царь Василий Шуйский. Несмотря на крестьянский бунт под рукой Ивана Болотникова, очередной правитель Московского государства  тоже вспомнил об иноке Самсое\не. Но ярыжки Шуйского с трудом установили, что митрополит Ростовский и Ярославский Филарет содержит бывшего царя Московского и всея Руси  в родовом монастыре Александра Невского на Александровой Горре у Плещеева озера! Там были и все царские  регалии из древнего Констанитиннополя, библиотека Ивана Грозного, Золотая карета и прочая, прочая… Но для православных иноков той обители повелителем мира был, не светский царь Василий Шуйский, а владыко Филарет. Вот почему, вызволенного из узилища узника  Самсона не довезли в Золотой Карете не только до Первопрестольной  Москвы, но и до уездного города Переслава-Залесского. Несчастный  слепец был утоплен в проруби во льду Плещеева озера вкупе с конвоем из  ярыжек, царство им небесное, и с упряжкой лошадей. Теперь мне предстояло  узнать патриарха Филарета распорядился тайнами, полученными от бывшего царя  Московского  и всея Руси Симеона! «Филарет,(Фёдор Никитович Романов), - читаю я в том же словаре, - родился в 1554 году. Филарет – отец царя Михаила Фёдоровича Романова. Является двоюродным братом Московскому царю Фёдору Иоанновичу, ибо Анастасия, первая жена Ивана Грозного, была родною сестрою Никиты Романовича Захарьина, отца  Фёдора Романова». -Та-ак,  а что сообщается в книгах о  династии Романовых?  Листаем… Ещё листаем…Ага, вот оно где…  «Романовы, боярский род в России 14-16 вв., потомки Андрея Кобылы. До начала ХУ1 века именовались Кошкиными, до конца ХУ1 века – Захарьиными!  Здравствуйте, господа Обмановы, как говаривал о царской династии пролетарский писатель Максим Горький. Вы оказывается белоруссы, бульбаши то есть!  Хотя постой, Михаил Николаевич, картошку на Русь завёз  Пётр Первый, а кушать её заставила своих подданных Екатерина Великая. Чёрт с ней с бульбой и бульбашами. Что там ещё про  патриарха Филарета пишется? А вот ещё: - «Боярин Романов был близким приближённым царя Фёдора Иоанновича. Но при Борисе Годунове в опале  с 1600 года, пострижен в монахи под иноческим именем Филарет. С 1605 года при Лжедмитрии Первом монах Филарет уже   митрополит Ростовский и Ярославский. Значит, именно этот Владыко постригал в монахи  с л е п о г о   царя Симеона Бекбулатовича, Именно он  и узнал от нового инока Самсона  на исповеди тайну восхождения на царский трон,  утаённую им от Бориса Годунова и Лжедмитрия Первого. В  1610 году Филарета  развенчали из патриархов,  и Фёдор Никитович  возглавил «Великое посольство» к польскому королю  Сигизмунду Ш-му, где и был  задержан в плену на долгие годы.  В  1619 году вторичноон был повенчан в патриархи Русской Православной церкви, хотя  его приятельских отношений с Тушенским Вором скрыть от историков не удалось. К месту спросить: а что же все-таки за человек был этот Тушинский Вор? Почему ни имени, ни фамилии не осталось от него в истории Государства Российского, кроме  только глухих намёков на  то, что Самозванец Второй  вёл свой корень   из иудейского племени! С большим заглядом  в будующее был русский архипастырь в Смутное то время. Ажно в 1613 году в Москве состоялся очередной Земский собор по выбору нового царя, ибо к этому времени отдали Богу душу и оба Самозванца, и Василий Шуйский. На престол претендовали   ч е т ы р е    соискателя державного скипетра и шапки Мономаха: польский королевич Владислав – сын шведского короля Карла-Филиппа; Иоанн Пятый – сын Тушинского Вора и Марины Мнишек, которого на Руси прозвали «Воронёнком»; казачий атаман Иван Зарубин:  Михаил Фёдорович Романов – сын ратриарха Филарета. Всех  высоких выборщиков устроил последний претендент, ибо о нём боярская верхушка  Москвы сказала: - Михайло- де Романов молод, умом не дошёл и нам будет поваден! Да обмишурились хитроумные выборщики молодого царя Московского и всея Руси, ибо верховную власть в государстве взял в свои «ёжовые  рукавицы» духовный и кровный отец  Михаила Первого – патриарх Филарет, который «всеми делами царскими и ратными владел»! Вот так и появилась  царская династия Романовых, беларусских бульбашей. Вот так в  благодарность за сокровенные тайны на исповеди инока Самсона всесильный  архипастырь Московский и всея Руси Филарет приблизил к себе и назначил патриаршим стольником сына высокородного слепца, Архипа Симеоновича Самсонова, изначального владельца поместья Бектышка. - Не инче, ка перегрузились вы знаниями, читатель Глибоцкий! – разбудил меня насмешливый голос библиотекарши. - А что? – заклацал я спросонья  ресницами, а потом неискренне пояснил. – Задумался вот над судьбой царя Симеона. Конечно же, видела как я «задумался»: - раскрытые книги положены друг на друга, а на верхней  из них покоится моя голова с закрытыми глазами. Но никакого осуждения в адрес засони не высказала, а записала в карточку выбранную мной историческую литературу  и строго произнесла на прощание: - Через две недели книги надо вернуть! Досвидание. Я оскорбился было такому  менторскому тону, но потом согласился  с её оценкой меня, как  нерадивого читателя: коль прямо  в библиотеке заснул, то можно себе представить каков он книгочей дома. - Принесу обязательно!-  ответил я, пристыженный. – Не беспокойтесь…


Рецензии